Курсовая работа по русскому языку: «Особенности обучения младших школьников невербальным средствам общения» заказ № 196429

Курсовая работа по русскому языку:

«Особенности обучения младших школьников невербальным средствам общения»

Мы напишем новую работу по этой или другой теме с уникальностью от 70%

Задание

ПЛАН -Введение -1глава Теоретические основы обучения младших школьников невербальному общению 1параграф Понятие невербального общения и психолингвистические аспектыв лингвистике, риторике,психолингвистике 2параграф Вопросы обучения младших школьников невербальному общению в методической литературе -2глава Проблемы обучения младших школьников невербальному общению в практике современной начальной школы 1параграф Возможности современных учебно-методических комплектов по русскому языку для организации работы по обучению младших школьников невербальному общению 2параграф Содержание работы по обучению младших школьников невербальному общению -Вывод -Список литературы Примерное начало работы Введение: Актуальность проблемы. В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского традиционно, большое внимание уделяется проблемам развития речи детей. В последние годы это внимание чаще всего акцентируется на коммуникативной функции речи. В основном, однако, в коммуникативном, преимущественно вербальном, плане исследуется речь взрослых, людей, а процесс формирования, невербальных аспектов речи как у детей, так и у взрослых людей изучен недостаточно. Это особенно касается жестов, мимики и фонетических интонационных компонентов детской речи. Между тем, невербальные аспекты речи для детей чрезвычайно важны. Во-первых, с их помощью передается смысл высказывания, понимание которого наряду со значениями слов обеспечивает глубокое общение людей. Во-вторых, владение такими средствами позволяет человеку, дополняя свою естественную речь невербальными коммуникациями, полнее передавать людям ту информацию, которой он располагает. В-третьих, такие средства помогают человеку снимать напряженность в общении с людьми и делают его коммуникативно более компетентной личностью. Наконец, в-четвертых, многие психологи обоснованно считают, что через невербальные средства общения от человека к человеку передается намного больше информации, чем через вербальные средства общения и недостаточно хорошее владение невербальной коммуникацией значительно обедняет общение людей друг с другом. Не секрет, что не только дети, но и многие взрослые люди испытывают трудности в использовании невербальных и паралингвистических средств общения. Причина этого кроется, на наш взгляд, в том, что этому специально не учат ни дома, ни в школе. На данный, момент времени не существует ни одной дошкольной или школьной программы, в которой уделялось бы должное внимание развитию невербальной стороны детской речи. Дети, со своей стороны, приобретая необходимые им средства общения, научаются использовать жесты, мимику, интонацию путем стихийного подражания взрослым. Однако, полученный опыт довольно часто недостаточен, не соответствует ни потребностям, ни психологическим возможностям ребенка. Целью нашего исследования явилось изучение развития невербальных средств общения у детей младшего школьного возраста, в частности умения использовать различные жесты, мимику и другие компоненты речи в общении с окружающими людьми, в условиях специально организованного обучения. В разных науках, например, в психологии общения и в лингвистике то, чему посвящено настоящее исследование, называется по-разному. Психологи говорят о невербальных средствах общения, а лингвисты - о паралингвистических Предмет исследования: Общение детей младшего и школьного возраста друг с другом и со взрослыми людьми. Объект исследования: невербальные жесты, мимика средства общения детей младшего школьного возраста, критерии, уровни и динамика их развития у детей в процессе специального обучения. Научная новизна исследования. В исследовании обоснована необходимость развития невербальных средств общения и паралингвистических компонентов речи у младших школьников. Выделены уровни развития у младших школьников невербальных средств общения и паралингвистических компонентов речи. Определены условия развития невербальных средств общения и паралингвистических компонентов речи детей младшего школьного возраста. Предложен способ оценки уровня развития невербальных средств общения и паралингвистических компонентов речи у детей младшего школьного возраста. Теоретическая значимость исследования состоит в доказательстве важности развития невербальных средств общения и паралингвистических компонентов речи детей младшего школьного возраста, в определении условий и уровней их развития у детей. Глава 1. По способу общения выделяются вербальное словесное и невербальное неречевое общение. В данной курсовой работе мы рассмотрим именно неречевое поведение. “Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике”, - писал Цицерон. Язык жестов, мимики, телодвижений называется языком неречевого общения. Способ организации усвоенных человеком неречевых средств общения и преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков называется неречевым поведением. Неречевые средства могут быть сведены к кинетическим движения тела,пространственным организация поведения, межличностного общения, к временным характеристикам взаимодействия. Неречевые средства выполняют осведомительную и регулятивную функции в процессе общения. Многие ученые говорят о том, что словесный канал используется для передачи информации, а невербальный для “обсуждения” межличностных отношений. Независимо от культурного уровня человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что некоторые ученые утверждают, что хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает его собеседник в момент произнесения той или иной фразы. Следовательно, чтобы понять смысл высказывания, недостаточно проникнуть в смысл слов, необходимо понять чувства говорящего, проанализировать его неречевое поведение. Исследования психологов показывают, что эмоции не только зависят от ситуации общения, но и сами оказывают существенное влияние на его развертывание, на проявление эмоционального облика каждого из участников. Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания. Невозможность подделать такие импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. “Область чувств - эмоциональная сфера, - пишет П.В.Симонов, - не поддается прямому управлению. Эмоции, как и другие психические процессы человека, регулируются центрами головного мозга, выражаются в разнообразных двигательных актах - жестах, мимике, выразительных движениях тела, изменениях голоса и речи”. О чем же осведомляют и как регулируют общение неречевые средства Мимика. Главный показатель чувств - мимика, то есть выражение лица глаз, бровей, губ. Под мимическими средствами понимаются движения лицевых мускулов и движения головы. Это условные знаки кивок головы, указывающие движения - поворот головы в определенную сторону. Посредством мимики учитель передает эмоции, подчеркивает мысль нахмуриться, улыбнуться, вызывая этим разрядку в классе, выделяет ритмику звучания, наклоном головы выражает неуверенность, колебания, поиски нового слова. Родоначальниками неречевой коммуникации являются Чарли Чаплин и другие актеры немого кино. Глаза помогают общающимся устанавливать визуальный контакт. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, это помогает нам сосредоточиться на том, что он говорит. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд мешает собеседнику сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий смотрят дуг на друга не более 10 секунд. Обсуждая неприятные вещи, мы не смотрим на собеседника из вежливости и понимания эмоционального состояния участника общения. Настойчивый и пристальный взгляд воспринимается нами как вмешательство в личные дела. Более того, такой взгляд воспринимается как признак враждебности и создает у нас неблагоприятное впечатление. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающему, то отводит их в сторону, это означает, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседника, как бы сообщая: “Я все сказал, теперь ваша очередь”. По мимике, движениям, вегетативным проявлениям “покраснел”, “побледнел”, “покрылся потом”, по выражению глаз, величине зрачка мы судим об эмоциях человека. Наиболее выражено эмоции проявляются на лице и в различных позах выражение удовольствия, восторга, страха, ужаса. Американский психолог Р.Вудвортс разделил мимику на шесть видов: 1 любовь, счастье, радость, веселье; 2 удивление; 3 страх, страдание; 4 гнев, решимость; 5 отвращение; 6 презрение. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом: - удивление - поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот; - страх - приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт; - гнев - брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой; - печаль - брови сведены, глаза потухшие, уголки губ слегка опущены; - счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад. Невербальные компоненты общения проявляются в следующих функциях: а сопровождения речевой части сообщения “...со вздохом ответил: Какое там хорошо!”; б сигнала о противоположном смысле фальшивый тон, “по глазам было видно, что это не так”. Отсюда ответ: хотите узнать правду об эмоциональном состоянии человека - смотрите ему в лицо. Брови очень подвижны. Человек может поднимать одну или две брови вверх и опускать вниз, сводить их к переносице, переводя при этом глаза то вверх, то вниз в сторону. Такие движения могут иметь разные значения: 1 Стремление обратить на себя внимание: Мальчишка был необыкновенно кудряв и как-то особенно шевелил своими выцветшими бровями. 2 Выражение удивление, недоумение: Его глаза были полны жадного внимания, и брови удивленно приподнимались все выше и выше. 3 Мимика, сопровождающая вопрос: - Мам, я сегодня к обеду не приду. Мать вопросительно подняла брови. - Мы с Петькой договорились после уроков к нему поехать. 4 Выражение недовольства, неодобрительного отношения к чему - либо: -Ну, что ему надо, - подумал Мишка и нахмурился. Губы человека особенно экспрессивны. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают задумчивость, изогнутые губы - сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных и культурных различий: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиниться. В то же время улыбка с опущенными бровями означает превосходство. Губы можно выпячивать, выставлять, оттопыривать, выражая соответствующие эмоции. Маски. Каждый из людей располагает: а набором масок для “безличной” коммуникации; б личностью для “межличностной” коммуникации. Маска - это совокупность знаков речевых, жестовых, подача которых обеспечивает “гладкое” и безопасное взаимодействие в человеческой группе. Примеры: маска вежливости. В общественном месте отсутствие такой маски злобное или рассеянное выражение лица, грубый тон, чересчур громкий смех и т.п. влечет за собой санкции группы: нарекания, насмешки, агрессивность. И в то же время появиться в маске вежливости среди подвыпивших гуляк - значит, вызвать их раздражение или обиду; здесь требуется другая маска: доброжелательства или лояльного невмешательства. Маска скорби подходит для похорон, но не для свадьбы и т.д. Люди меняют маски почти автоматически, по обстоятельствам. Жесты. Выразительные движения руками называют жестами. Жест может сказать о многом. Он может характеризовать адресанта, производящего жест, со стороны национальных, территориальных, собственно социальных особенностей. И, конечно, мы все с детства знаем, что первым подает руку старший, если общаются люди одного пола, и первой подает руку женщина, если собеседники разного пола. Нарушение этого правила является ошибкой. Исследователи жестовой коммуникации различают жесты, замещающие речь, и жесты сопровождающие ее. Можно сказать “ До свидания! ” и пожать руку, в некоторых случаях но не всегда ограничиваются рукопожатием - поклоном. В одних ситуациях речевого этикета появляются больше жестов, в других меньше. В одних ситуациях допустимо полное замещение реплик, в других - нет. Нельзя, например, кого - то поздравить только пожатием руки, здесь нужны и соответствующие фразы. Но если внимательно приглядеться к самым распространенным ситуациям приветствия и прощания, то можно построить своеобразный “ синонимический ” ряд: кивок, легкий поклон, глубокий поклон, приподнимание головного убора, рукопожатие, похлопывание по плечам, объятие, поцелуй и т. д. И, конечно же, каждый жест отличается “ стилистикой ”, и всякий раз мы выбираем наиболее уместный в данной обстановке. Выражение лица и этикет. Стоит посмотреть в витрину магазина и поймать собственное отражение, как мы его автоматически меняем. Нет ли ненужной угрюмости, достаточно ли оно доброжелательно, приятно ли окружающим Благоприятное выражение собственного лица тоже стоит довести до автоматизма. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Поэтому психологи советуют: почаще улыбайтесь. Мимика и жесты также выражают чувства человека: а одобрение/неодобрение; б согласие/несогласие; в решительность/нерешительность; г сочувствие/равнодушие; д. восторг/отчаяние; е терпимость/нетерпимость рассерженность, удивление, растерянность, вопрос и др.. Иначе говоря, неязыковые средства нашего общения облегчают взаимное приспособление друг к другу и создают возможность координировать совместные действия. Выражения не языковыми средствами своих намерений, чувств и состояний зависит от культуры человека. Поэтому, анализируя неязыковые средства общения, необходимо ответить на вопрос: что выражают, как выражают, для чего выражают. Поскольку неязыковые средства - знаки общения, то каждый из нас должен научиться их расшифровывать и выработать для себя систему эталонов неречевого поведения. А это значит - перевести язык движений на язык слов с целью анализа состояний человека, которые стоят за этими неязыковыми средствами. Следует помнить, что жесты и мимика - лишь дополнение к человеческой речи. Даже при самом активном темпераменте следует воздерживаться от бурного жестикулирования. Сходство с ветряной мельницей не украшает человека. Итак, язык “ внешнего вида ” в устной речи - это одно из средств обратной связи мимика, интонация, жесты, взгляд. Главное, к чему необходимо стремиться при обучении устной речи в начальной школе, - научить детей вежливо вести себя во время общения: говорить, глядя на слушающих, держать себя так, чтобы не отвлекать внимание слушающих своим внешним видом не делать ненужных движений, не дергаться, не размахивать руками, не смотреть на пол или в одну точку, а, наоборот, если есть такая возможность, подчеркивать взглядом, мимикой главное в излагаемом, свое отношение к нему, дополняя сказанное скупым и точным жестом а иногда и заменяя жестом некоторые слова. Лицо «говорит». Иногда ты можешь определить, что человек думает или чувствует, просто взглянув на его лицо. А то, что написано на нашем лице, называют выражением. Мы очень много можем выразить и высказать, не произнеся при этом ни слова. А какие разнообразные движения мы делаем руками. По сути, наше тело собственный язык. Если провести наблюдение за жестовым сопровождением объяснения опытного учителя, то можно сделать вывод об его индивидуальном стиле речевой деятельности. Это можно показать на примере двух учителей разных школ. 1 Школа N625 Москва, учительница начальных классов П. стаж 15 лет. Жесты и мимика - естественные элементы ее поведения. Диапазон движений учительницы ограничен: пользуется исключительно рационально. Наряду с указательными и описательными жестами пользуется эмоциональными: вытянутая рука, движения руками и головой. Ритмически согласованные с интонацией, ударениями и паузами, они помогают малышам сосредоточивать внимание на тех или иных “ударных” частях объяснения учителя или ответа ученика. Когда ей нравится ответ, она обязательно обращает внимание всех детей, подняв указательный палец вверх, а дети, характеризуя ответ своего товарища, обязательно подчеркивают это место. Движениями рук сверху вниз учительница как бы дирижирует классом, “заражая” его в нужных моментах своей энергией. Жесты учителя всегда вызывают аналогичные скрытые движения у ребят. 2 Школа N46 Малаховка Московской области, учитель начальных классов Д. Нельзя точно сказать, как учительница пользуется жестикуляцией. Движения хаотичны, часто не вызваны внутренней потребностью. Мы никогда не задумываемся над тем, какое дисгармонирующее чувство могут вызвать жесты. Но, понаблюдав за жестами этого человека, можно понять, как важно продумывать даже такие “мелочи”. Все объяснения сопровождаются почему - то сжатым кулаком, она им пользуется вместо указки. Это производит неприятное впечатление. Примеры некоторых жестов. - Руки скрещены на груди. - Рука у щеки. - Рука у виска. - Руки у висков. - Ладони рук соединены на уровни груди. - Рука поднята кверху, ладонь обращена к аудитории. - Ладони рук на уровне плеч, несколько отведены в стороны. - Движение рук сверху вниз. - Руки опущены вниз ладонями к классу. - Рука, сжатая в кулак, поднята кверху. - Рука опущена книзу. - Руки у щек. - Рука обращена к классу. - Рука обращена к себе. - Рука, производящая движение сверху вниз. - Рука, производящая движение снизу вверх. - Рука, производящая круговое движение. - Движение руки, сжатой в кулак, сверху вниз. - Круговое движение руки, сжатой в кулак. - Рука согнута в локте. - Указательный палец поднят кверху. - Указательный палец обращен к себе. - Движение указательного пальца снизу вверх. - Грозит пальцем. - Изображение руками ширины, масштаба. - Пальцы собраны в щепоть. - Г-образное движение руками. - Счет на пальцах. - Кивок - знак согласия. - Мимика. - Указательный палец опущен книзу. - Указательный палец обращен к классу. - Движение указательного пальца сверху вниз. - Два пальца подняты кверху. - Изображение объема движением рук сверху вниз. - Волнообразные движения руки. - Изображения броска в сторону от себя. - Пантомима. - Жест обращения - качает головой. В педагогической практике существует правило: учитель не должен создавать избыточную общеэмоциональную атмосферу на уроке - она мешает восприятию. Эмоциональные жесты количественно должны уступать жестам других групп. Жестовые сопровождение объяснения учителя зависит от излагаемого материала. Выбор жестов учителем обуславливается той задачей, которую они ставят перед детьми. Главное назначение жестов - обеспечить понимание учащимся учебного материала. У нас 10 пальцев и каждый палец сгибается в трех местах. Кроме того, каждая рука подвижна в запястье. А если двигать к тому же и локтем, и предплечьем, то можно придать руке и пальцам еще более разных положений. Cпециалисты подсчитали, сколько различных движений и положений доступно рукам. Они утверждают, что их 700000! Интонация. Говорящий человек передает слушающему информацию трех родов. Во - первых, мы узнаем, что о чем говорит человек. Это логическая, или семантическая, информация. Она передается через отбор смыслового содержания, слов, их порядка, синтаксических конструкций. Во - вторых - кто говорит, благодаря характерным индивидуальностям голоса каждого человека. Это опознавательная информация. По голосу можно определить физическое и психоэмоциональное состояние человека, его намерения и некоторые черты характера. Именно благодаря голосу часто как сказано, превращается во что сказано, существенно дополняя или даже замещая словесное содержание речи. О существовании опознавательной информации говорят многие лингвисты. Например, Э.Сепир отмечал: “фонетический облик речи, быстрота и относительная гладкость произношения, длина и построение предложений, характер и объем лексики...- все это небольшая часть сложных показателей, характеризующих личность”. Например, у каждого человека в речи есть свои излюбленные приемы подчеркивания особенно важных слов. Эти приемы нередко являются приметой “узнаваемости голоса”. Голос как совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком при помощи голосового аппарата, обладает различными диапазоном, выразительностью и выносливостью. Эмоции оказывают влияние на управление речевым общением, что возможно проследить по ряду характеристик речевого высказывания отдельного человека: звучание голоса, интонационный рисунок и др. Эта связь наиболее заметна при анализе затруднений в управлении звучанием собственного голоса: Состояние тревоги. Преобладание высоких частот, и на слух голос воспринимаемый как резкий, пронзительный, энергичный и привлекающий внимание. Беспомощность, угнетенность и апатия. Весьма ровное распределение энергии в спектре. Страх. Образец “падающей” кривой распределения энергии и звучит как дребезжащий, безжизненный, “пустой”. Возбужденность. Одновременный тип распределения энергии, ему свойственна особая звучность и громкость. Голос - индивидуальный “инструмент” человека, как и отпечатки пальцев. Умелое владение голосом делает более эффективной нашу речь. Основной приметой голоса является его тембр. Звуковая окраска - очень тонкая и выразительная характеристика говорящего. Термин “интонация” имеет два значения - узкое и широкое. В узком смысле он используется для обозначения мелодики, движения тона. Широкий смысл термина, помимо интонации, включает ударение, паузы, темп, ритм, т.е. совокупность совместно действующих компонентов звучащей речи. Устный текст хотя и создается по законам языка, но является собственно речевым произведением. Интонационная оформленность складывается из интонационных свойств фраз и сверхфразовых единиц, а кроме того, характеризуется такими свойствами целого, как общий тон, темп, громкость произношения, обусловленными смысловым и эмоциональным наполнением текста, а также ситуацией его произнесения. М.М.Бахтин отмечает: “интонация всегда лежит на границе словесного и несловесного, сказанного и несказанного. В интонации слово непосредственно соприкасается с жизнью. И прежде всего именно интонацией соприкасается говорящий со слушателями: интонация социальна по преимуществу”. Таблица, показывающая, чему необходимо учить младших школьников. ______________________________________________________________________ Понятия Формируемые умения ______________________________________________________________________ 1. Ритмико-интонационная структура текс- 1. Умение строить высказывание, при- та - совокупность совместно действующих спосабливаясь к условиям общения. компонентов звучащей речи. Умение слушать собеседника понимать смысл говоримого, становиться на точ- ку зрения говорящего. Умение анализировать интонационные особенности говорящего. Умение пользоваться интонационными воз- можностями в собственной устной речи. 2. Движение тона восходящий, нисходящий, 2. Умение определять основной тон ровный. высказывания и замечать дополни- тельные оттенки эмоций. Умение выражать тоном необходимые чувства, настроения и отношения. 3.Тон спокойный, взволнованный, равно- 3. Умение выражать вопрос, утвержде- душный, заинтересованный, неуверенный и ние, незаконченность. т.п.. 4. Громкость нормальная, слишком тихая, 4. Умение характеризовать громкость слишком громкая. речи в соответствии с условиями об- щения. Умение пользоваться громкостью, ее усилением как средством выделения главного в речи. 5. Логическое ударение усиление или ослаб- 5. Умение распознавать выделенные ление голоса, произнесение слова по слогам; логическим ударением слова. удлинение ударного гласного. 6. Паузы реальные или нереальные, созна- 6. Умение определять уместность и тельные или несознательные. характер пауз. Умение пользоваться различными видами пауз. 7. Ритм плавный, ровный или неровный, 7. Умение описывать ритм речи. “рваный”. Умение пользоваться ритмом для эффективности общения. 8. Темп быстрый, слишком быстрый, мед- 8. Умение определять свойства тем- ленный, слишком медленный, нормальный. па в соответствии с условиями обще- ния. Умение ускорять или замедлять речь для придания ей выразительнос- ти. 9. Невербальные средства общения и рече- 9. Умение выражать эмоции извест- вой этикет. ными интонационными средствами. ______________________________________________________________________ Наиболее эффективной формой работы, тренирующей детей в использовании особенностей устной речи, является инсценирование. Дети под руководством учителя размечают какой-либо текст, указывая, как использовать средства выразительности. Затем дети распределяются по ролям несколько человек готовятся выступить в одной и той же роли, запоминают текст и тренируются в произнесении реплик в соответствии с указаниями. Также существуют зоны общения. интимная зона 15 – 45 см. – в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерно доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность. личная, или персональная зона 45-120 см. для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор. социальная зона 120-400 см. обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, как правило, с теми, кого не очень знают. публичная зона свыше 400 см. подразумевает общение с большой группой людей – в лекционой аудитории, на митинге и пр. Немаловажную роль в процессе обучения школьника невербальным средствам общения играет и то ,как сам учитель неречевыми инструментами общения. Содержанием труда учителя является содействие психическому развитию ученика, а главным «инструментом» выступает его психическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение. Общение, согласно А.А.Леонтьеву, составляет необходимое и специальное условие присвоения ребенком достижений исторического развития человечества. Речь учителя – основное средство, позволяющее приобщить учеников к культурному наследию, обучить их как способам мышления, так и его содержанию. При этом учитель должен обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть экспрессивными возможностями и интонационной выразительностью речи, иметь четкую дикцию. Как видно из приведенного определения, основной акцент в нем делается на речь, то есть вербальный компонент общения. Вместе с тем, не стоит забывать ,что огроиную роль также играет невербальное общение. Общаясь с учениками, учитель значительную часть информации относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов учеников, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать Невербальные аспекты общения играют существенную роль и в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие как учителя, так и ученика. Укажем на то, что средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. Общепринято, что во взаимодействии учителя с детьми, как впрочем любых субъектов общения, невербальное общение осуществляется по нескольким каналам: - мимика; - прикосновение; - жест; - дистанция общения; - визуальное взаимодействие; - интонация. Остановимся на рассмотрении каждой из составляющих процесса невербального взаимодействия в системе «учитель-ученик». Мимическая сторона общения крайне важна – по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут существенно помочь в установлении контактов . Практически бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т.д Учащиеся отдают предпочтение учителям с доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности. При этом отмечается, что чрезмерная подвижность мускулов глаз или лица, как и безжизненная их статичность, создает серьезные проблемы в общении с детьми. Многие учителя считают необходимым создавать «специальное выражение лица» для воздействия на детей. Часто – это строгое выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Это лицо-маска, надуманный образ, якобы способствует хорошему поведению и успеваемости учеников, облегчает руководство, управление классом. Кроме того, существует довольно распространенное явление – «определенное лицо для определенного ученика». Но, как профессионал, учитель должен владеть своим поведением настолько, чтобы этого избегать. Следующий канал невербального общения – прикосновение, обозначаемое иногда как тактильная коммуникация. Использование прикосновения очень важно при работе с детьми особенно младшего школьного возраста. С помощью прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение учителя на уроке по классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может вернуть к работе отвлекшегося ученика, коснувшись его руки, плеча; успокоить возбужденного; отметить удачный ответ. Однако у некоторых детей прикосновение может вызвать настороженность. В первую очередь, это бывает у детей, для которых сокращение психологической дистанции создает неудобства и окрашено тревогой. Неприятными оказываются «внеурочные» прикосновения, так как оставляют у ребенка неприятный осадок и в дальнейшем заставляют избегать учителя. Неприятно прикосновение, несущее оттенок давления, силы. Особое место в системе невербального общения учителя занимает взгляд, которым он может выразить свое отношение к учащемуся, его поведению, задать вопрос, дать ответ и т.д. Воздействие взгляда учителя зависит от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз, позволяет учителю увидеть сразу всех учеников, но не дает возможности вглядываться в каждого из них в отдельности. Воздействие взгляда тем сильнее, чем ближе к учителю находится ребенок. Особенно велико влияние пристального взгляда, который может быть и неприятным. Сопровождение учителем своего замечания взглядом негативно сказывается на состоянии ребенка, мешает поддержанию контакта. Существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами с детьми на уроке, когда индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всего класса, что создает рабочий круг внимания. Чередование, переключение взгляда важно и при выслушивании ответа. Учитель, взглядывая на отвечающего, дает понять, что он слышит ответ. Глядя на класс, учитель привлекает внимание всех остальных детей к отвечающему. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа позволяет поддерживать обратную связь. Немаловажное значение имеет и дистанция общения. А.А.Леонтьев, в частности, отмечает, что вопрос о взаимном размещении участников общения в пространстве в особенности расстоянии довольно актуален, поскольку в зависимости от этого фактора в общении в различной мере используются другие неречевые компоненты, различной оказывается природа обратной связи от слушателя к говорящему. Дистанция между общающимися зависит от отношений между ними. Учителю особенно важно знать связь между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве. Вне сомнения, пространственные факторы общения использует любой педагог, интуитивно выбирая оптимальное расстояние от слушателей; при этом большое значение имеет характер взаимоотношений с аудиторией, размеры помещения, размер группы. Он может использовать пространственную близость для установления более доверительных отношений с учениками, но соблюдать при этом осторожность, так как чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным. Наблюдая за работой учителя на уроке, можно заметить, что зона наиболее эффективного контакта – это первые 2-3 парты. Именно первые парты попадают в личную или даже интимную если учитель стоит вплотную возле учеников зону на протяжении почти всего урока. Остальные учащиеся, как правило, находятся на публичном расстоянии от учителя, согласно классификации зон общения по А.Пизу . Если педагог непринужденно перемещается по классу, то он, меняя дистанцию, достигает проксемического разнообразия и равенства в общении с каждым ребенком. При рассмотрении пространства общения нельзя не затронуть и такого аспекта, как организационные условия обучения, в частности, размещение мебели столов и стульев в пространстве класса . Мебель размещена в классной комнате таким образом, что стол учителя стоит перед классом и как бы противопоставлен ему. Такое организационное решение пространства класса, по мнению автора, закрепляет директивную воздействующую позицию учителя. Столы учащихся поставлены в несколько рядов и производят впечатление «общей массы». Находясь в таком классе, ученик чувствует себя «внутри класса», его частью. Поэтому вызов к доске и общение с учителем «один на один» являются факторами, вызывающими у ребенка неприятное и напряженное состояние. Можно организовать пространство класса иным образом, сделав его более демократичным: стол учителя ставится впереди по центру, а парты учащихся расположены полукругом на одинаковом расстоянии от стола учителя. При организации групповой работы более приемлема иная, отличная от традиционной, расстановка парт в классной комнате, которая оптимизирует учебный процесс. При этом она предлагает следующие варианты организации образовательного пространства, среди которых варианты а и б считаются наиболее благоприятными, в то время как вариант в рассматривается как один наиболее неблагоприятных. вариант а вариант б вариант в Далеко не всегда учителю удается организовать помещение таким образом. Кроме того, многое зависит от цели урока, его обеспеченности наглядным и раздаточным материалом, техническими средствами и т.п. Особое место в системе невербального общения учителя занимает система жестов. Жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношений к ним. Характер жестов учителя с первых минут создает определенный настрой в классе. Исследования подтверждают, что если движения учителя порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к уроку возникает состояние напряженного ожидания неприятностей. Большую роль жесты играют и в обеспечении внимания учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти каждым учителем активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания и т.д.. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления. Совместная деятельность учителя и учащихся предполагает не только воздействие учителя, но и обязательную обратную связь. Именно с помощью жеста учитель часто «включает» ее вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т.д., повышает ее интенсивность жесты одобрения, оценки, или завершает контакт. Жест выступает важным компонентом обратной связи, без понимания которого затрудняется адекватная оценка учителем состояния учащегося, его отношения к педагогу, одноклассникам и т.д. Жесты в комплексе с другими невербальными средствами общения используются учителем для обеспечения контроля за деятельностью учащихся. С этой целью чаще всего применяются оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты. Жесты учителя нередко становятся образцом для подражания. Особенно внимательны дети к случаям неточного употребления жестов, которые отвлекают их от выполняемых заданий на уроке. На данном основании мы полагаем, что к культуре невербального поведения учителя в целом и к его жестикуляции в частности необходимо предъявлять высокие требования. В общении учителя с учениками большое значение имеет и тон речи. Интонация при общении взрослых может нести до 40% информации, однако при общении с ребенком воздействие интонации увеличивается. В интонации проявляются те переживания, которые сопровождают речь учителя, обращенную к ребенку, и он реагирует на них. Ребенок удивительно точно узнает по интонации отношение к нему взрослых, расшифровывает не только содержание, смысл сказанных слов, но и расположенность к нему со стороны других. При восприятии слов ребенок сначала реагирует на интонацию ответным действие и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик или монотонная речь учителя лишаются воздействующей силы потому, что сенсорные входы ученика либо забиты криком, либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, что порождает безразличие. В связи с этим приходим к заключению о том, что речь учителя должна быть эмоционально насыщенной, однако при этом следует избегать крайностей; учителю крайне важно избирать тон общения с детьми, соответствующий не только ситуации общения, но и нормам этики. Таким образом, можно сделать вывод – невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с детьми. Для того, чтобы облегчить свою работу, учитель должен уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ученика, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение. 1параграф Понятие невербального общения. Невербальные средства общения изучают следующие науки: 1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела: позы, осанку, поклоны, походку. 2. Таксика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр. 3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте: С точки зрения психологии, невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Язык невербальных компонентов общения: - первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика и т.д. - вторичные языки невербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования. Невербальный язык - вид общения, когда не используются слова: мимика, жесты, интонации – важнейшая часть общения. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Обязательно использовать словари для определения понятия невербальное общение

Срок выполнения от  2 дней
Курсовая работа по русскому языку: «Особенности обучения младших школьников невербальным средствам общения»
  • Тип Курсовая работа
  • Предмет Русский язык
  • Заявка номер 196 429
  • Стоимость 2900 руб.
  • Уникальность 70%
Дата заказа: 04.12.2011
Выполнено: 24.02.2012

Как оформить заказ на курсовую работу По предмету Русский язык, на тему «Особенности обучения младших школьников невербальным средствам общения»

  • Оформляете заявку

    Заявка
  • Бесплатно рассчитываем стоимость

    Рассчет стоимости
  • Вы вносите предоплату 25%

    Предоплата
  • Эксперт выполняет работу

    Экспертная работа
  • Вносите оставшуюся сумму

    Оплата
  • И защищаете работу на отлично!

    Сдача работы

Отзывы о выполнениии курсовой работы по русскому языку

Экономика
Вид работы:  Курсовая

Работа выполнена на высшем качестве с учётом всех требований!

Аватар
Банковское дело
Вид работы:  Курсовая

Сделано быстро и все правильно,как написано в методичке !

Аватар
Международные отношения
Вид работы:  Курсовая

Написано отлично, все недочёты, которые я отметил, исправили

Аватар
Юриспруденция
Вид работы:  Курсовая

Все очень понравилось. Очень радует, что нормативно-правовые акты и иная используемая литература подобрана грамотно, по требованиям. Очень удивила и радует оригинальность работы, вышла больше заказываемой. В целом работой очень довольна, текст лаконичный, доступный. Спасибо! Буду заказывать еще!

Аватар
ПГС
Вид работы:  Курсовая

Сделали все вовремя и качественно!

Аватар
Судостроение
Вид работы:  Курсовая

Все чикибомбони!

Аватар
Теория организации
Вид работы:  Курсовая

работа супер

Аватар
Реклама и PR
Вид работы:  Курсовая

Понравилось, что работа была предоставлена вовремя и что были внесены нужные коррективы.

Аватар
Экономическая теория
Вид работы:  Курсовая

просто СУПЕР

Аватар
Маркетинг
Вид работы:  Курсовая

Очень вежливые менеджеры!

Аватар
Закажи Курсовую работу с полным сопровождением до защиты!
Думаете, что скачать готовую работу — это хороший вариант? Лучше закажите уникальную и сдайте её с первого раза!
Похожие заявки по русскому языку

Тип: Курсовая

Предмет: Русский язык

Slovoobrazovanie

Стоимость: 2600 руб.

Тип: Курсовая

Предмет: Русский язык

Новые явления в русском языке х гг

Стоимость: 2000 руб.

Тип: Курсовая

Предмет: Русский язык

Стили современного литературного языка

Стоимость: 1600 руб.

Тип: Курсовая

Предмет: Русский язык

Эпитет и его разновидность

Стоимость: 2100 руб.

Тип: Курсовая

Предмет: Русский язык

Пути возникновения фразеологизмов в английском языке и способы их перевода

Стоимость: 2400 руб.

Тип: Курсовая

Предмет: Русский язык

Урока в классе по теме бессоюзное сложное предложение

Стоимость: 2500 руб.

Тип: Курсовая

Предмет: Русский язык

Предметрусский язык и культура речи

Стоимость: 2400 руб.

Тип: Курсовая

Предмет: Русский язык

Предметрусский язык и культура речи

Стоимость: 2400 руб.

Теория по похожим предметам
Виды источников трудового права

Одним из важнейших источников права Российской Федерации в целом, и частности трудового права, является Конституция, принятая 12.12.1993 всенародным голосованием. Статьей 37 Конституции устанавливаются основные трудовые права и свободы граждан, а также гарантии их исполнения:Всем граждан предоставл….

Читать дальше
Гражданское общество и государство

Гражданское общество – это сфера самопроизвольного самопроявления свободных индивидов и добровольных союзов, и объединений, ограждённая законами от открытого вторжения и произвольной регламентации деятельности этих граждан со стороны органов государственного управления.Гражданское общество состоит ….

Читать дальше
Культура Древней Руси

Система христианских европейских ценностей в 10-11 веках привела к культурному взрыву на Руси. Другими словами, произошло резкое расширение кругозора людей, появились новые культурные потребности в обществе. Принятие христианской религии на Руси дало возможность обществу усвоить и изучить новый ма….

Читать дальше
Метод наблюдения

Наблюдение является не только психологическим методом исследования, это общенаучный метод. Наблюдение может быть как основным, так и дополнительным. Истинный исследователь должен иметь такую черту, как наблюдательность. Наблюдение как метод в психологии может применяться:Очень важно разграничивать ….

Читать дальше