Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Философские течения в биологии в 18-19 веках и особенности трансформизма как учения
Содержание:
- 29 июня 2023
- 5 минут
- 536
Философские течения в биологии 18-19 веков
Начало промышленного переворота дало мощный толчок для развития естествознания. Наука стала очень быстро пополняется новыми знаниями. Эти знания часто противоречили царившим в то время в науке метафизическим и креационистским идеям, которые утверждали про неизменность и постоянство органического мира.
Метафизиками был канонизирован Бог и постоянство мира, а также отвержены все возможности развития.
Креационизм в биологии рассматривает все виды живого как акт творения Бога. Возможность эволюционных изменений в этом учении отрицается.
Бурно развитие науки обозначило явные противоречия между идеалистическим и материалистическим подходами в объяснении явлений природы. Социальная предпосылка такого обострения — революционные движения в европейских странах. Наиболее мощным толчком стала Великая Французская революция. Взгляды французских материалистов, таких как Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций — отражают специфику буржуазно-революционного движения. Благодаря им наука стала избавляться от средневековых пережитков и догм.
Против превалирования креационизма в естествознании выступили как раз французские материалисты. Они отрицали, что происхождение мира — божественное. По их мнению, мир подчиняется естественным законам. Тем не менее у материалистов все еще было механистическое понимание природы, что объясняется уровнем развития, на котором в то время находилось естествознание. Поэтому стоит говорить о метафизическом материализме.
К примеру, Д. Дидро говорил о естественном пути происхождения растений и животных. У всех у них был один прототип, органы которого со временем изменялись. Это мысль противостояла историческому прогрессу.
Особенности трансформизма как учения
Именно взгляды Дидро легли в основу теории трансформизма — учения, которое во времена мыслителя было очень популярным.
Если посмотреть на науку 18 века, то для нее такое учение было довольно прогрессивным. Последователи трансформизма отрицали воззрения метафизиков и креационистов, говоривших о постоянстве видов и роли какого-то Творца. Они утверждали, что происхождение органического мира — это естественный путь.
При этом, трансформизм, все же, не является эволюционным учением, каким бы прогрессивным он ни был. В теории трансформизма уделяется внимание только изменениям видов — их трансформации. А последовательного понимания объективности развития как исторического процесса нет. Те, кто прильнул к идее трансформизма, сделали первый шаг на пути диалектического представления о развитии органического мира.
Французский ботаник М. Маршан — заметная фигура среди трансформистов в естествознании. Он внимательно изучал строение розы и сделал вывод, что роза не была такой изначально. Поэтому то, как она выглядит сейчас, является результатом трансформации.
Созданием общей картины происхождения Земли занимался другой французский трансформист Ж. Бюффон. Он анализировал обширные коллекции живых организмов, в результате чего появился большой труд «Естественная история». В то время он представлял собой энциклопедическую сводку новейших знаний о животном мире нашей планеты. Основная причина изменчивости и трансформации животных по мнению Бюффона — гибридизация и факторы внешней среды.
В России сторонниками идеи трансформизма были такие мыслители и ученые как:
- М. В. Ломоносов;
- А. А. Каверзнев;
- А. Н. Радищев;
- М. М. Тереховский и др.
Навигация по статьям