Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Утопический социализм и его характеристика

Содержание:

Общая характеристика утопического социализма

Определение 1

Утопический социализм – это ранняя форма социалистической теории, которая настаивала на идеях равенства, социальной справедливости и отказа от частной собственности.

Идеи утопистов основывались на моральной критике существующего социального порядка и стремлении к созданию идеального общества, где отсутствуют классовые различия, а все блага распределяются по принципу равенства. Основными представителями утопического социализма XIX века стали Роберт Оуэн в Англии, а также Клод Анри де Сен-Симон и Шарль Фурье во Франции.

Роберт Оуэн: биография и взгляды

Роберт Оуэн (1771–1858) был английским философом, социалистом-утопистом и реформатором. Он родился в Уэльсе и начал свою карьеру в Манчестере, где добился успеха как предприниматель. Однако его истинной целью стало не обогащение, а преобразование общества и улучшение условий жизни рабочих. Оуэн начал свой знаменитый эксперимент на фабрике в Нью-Ланарке, где создал инновационные социальные реформы: он построил жилье для рабочих, улучшил условия труда, сократил рабочий день и открыл школы для детей. Его идеи о кооперативных поселках и справедливом распределении богатства оказали огромное влияние на последующее развитие социалистических теорий.

Оуэн считал, что общество можно преобразовать, если изменить условия труда и воспитания. Его подход основывался на убеждении, что характер человека формируется средой, в которой он живет, и если создать гармоничное общество, люди станут добрее и справедливее. Оуэн мечтал о создании общин, в которых отсутствовали бы капиталисты, а рабочие сами управляли бы производством и делили бы плоды своего труда.

Клод Анри де Сен-Симон: биография и идеи

Клод Анри де Сен-Симон (1760–1825) был французским мыслителем и одним из основателей утопического социализма. Он верил в необходимость создания общества, основанного на науке и промышленности, где социальные классы были бы упразднены, а управление страной передано бы ученым и промышленникам. Сен-Симон считал, что главной задачей общества должно стать улучшение условий жизни всех людей, особенно бедных. Он выдвигал идеи о необходимости создания общественных благ для всех, выступал за равные возможности и перераспределение богатства.

Сен-Симон был убежден, что будущее общества зависит от сотрудничества и развития науки и техники. Он считал, что прогресс должен быть направлен на улучшение жизни всех граждан, а не только богатых слоев. Сен-Симон внес значительный вклад в развитие социалистической мысли, став одним из первых теоретиков, предложивших идеи о роли науки в социалистическом обществе.

Шарль Фурье: биография и теория

Шарль Фурье (1772–1837) был французским социалистом-утопистом, чьи идеи были одними из самых радикальных для его времени. Он предложил модель общества, основанного на небольших кооперативах, или "фаланстерах", в которых люди жили бы в гармонии, занимаясь различными видами деятельности в зависимости от своих склонностей и способностей. Фурье считал, что в его идеальном обществе труд должен стать источником радости, а все экономические и социальные конфликты исчезнут.

Фурье верил, что идеальное общество можно создать, если правильно организовать труд и жизнь людей. Он считал, что человеческая природа изначально добра и созидательна, и что если устранить социальные препятствия, люди смогут жить в гармонии друг с другом. Его идеи о свободе личности, коллективной организации труда и равенстве всех членов общества оказали большое влияние на развитие утопического социализма.

Историческое значение утопического социализма

Утопический социализм оказал значительное влияние на развитие социалистической теории и практики в XIX и XX веках. Хотя многие идеи утопистов были признаны нереализуемыми в их первоначальном виде, они сыграли ключевую роль в формировании критики капитализма и разработке альтернативных моделей социального устройства. Работы Оуэна, Сен-Симона и Фурье вдохновили последующие поколения социалистов и утвердили идеи социальной справедливости и равенства как центральные в социалистическом движении.

Кроме того, утопический социализм способствовал развитию идей кооперации и взаимопомощи, которые легли в основу кооперативного движения и различных форм общественных объединений. Влияние утопистов проявилось и в реформах, направленных на улучшение условий труда и жизни рабочих, которые были реализованы в различных странах в конце XIX и начале XX века.

Хотя утопический социализм был во многом идеалистическим и нереализуемым в своей полной мере, его идеи остаются актуальными и по сей день. В современном мире наблюдается рост интереса к новым формам социальной организации, включая кооперативы, общественные фонды и другие инициативы, направленные на построение более справедливого и равного общества.

Экономические взгляды и теории Роберта Оуэна, а также его уникальные концепции, базировались на идее зависимости личности от окружающей среды. Все его усилия по внедрению справедливого общественного устройства можно рассматривать как попытки преобразовать эту среду таким образом, чтобы люди могли проявить себя с лучшей стороны. В основе его экономической теории лежит идея, что для улучшения условий жизни человека нужно устранить прибыль. Оуэн создал целый комплекс теорий и концепций, которые и сегодня вызывают интерес у тех, кто изучает историю экономических реформ.

Главная мысль Оуэна заключалась в том, что человек — это отражение среды, в которой он живет. По своей природе человек не является ни хорошим, ни плохим. Чтобы изменить его, необходимо преобразовать условия, которые его окружают. Законы, традиции, а также действия правящих классов создают эту среду. Однако её можно трансформировать как через инициативы властей, так и через самоорганизацию народа. Он считал, что через кооперативные сообщества и трудовые объединения можно изменить социальную структуру "снизу". Даже профсоюзные организации Оуэн видел как механизм преобразования общества через коллективные действия рабочих.

Однако, к концу жизни Оуэн признал, что не смог разработать универсальную систему, которая могла бы автоматически преобразовать общество. Несмотря на это, его социальный эксперимент на фабрике в Нью-Ленарке оказался успешным. Он внес значительный вклад в развитие идей социальной защиты, которые оказали влияние на будущее.

Основным инструментом преобразования общества Оуэн видел ликвидацию прибыли и отказ от денег. Он считал стремление к прибыли злом рыночной экономики. В его понимании, прибыль — это несправедливая наценка к стоимости товара, которая создается за счет эксплуатации чужого труда капиталистами и продавцами. Для радикального улучшения среды, Оуэн предлагал заменить деньги "трудовыми бонами". В его системе производитель получал бы трудовые боны за количество затраченных на производство труда. За эти боны он мог бы приобрести другой товар, на производство которого было потрачено аналогичное количество труда. Таким образом, прибыль полностью исчезала бы.

Практическим воплощением этих идей стала лондонская Биржа обмена труда, которая, однако, быстро обанкротилась. Несмотря на провал, идеи Оуэна о доступе рабочих к результатам своего труда нашли отражение в создании потребительских кооперативов и ассоциаций, которые до сих пор существуют.

Относительно стоимости товаров и теории народонаселения, Оуэн был сторонником идей Давида Рикардо, но исключал из них компонент прибыли. Он также отвергал теорию народонаселения Томаса Мальтуса, считая, что трудовые ресурсы, если их использовать правильно, смогут обеспечить необходимое количество продуктов для растущего населения.

Теория реформ Оуэна базировалась на его концепции "разумного общества", которая была изложена в его трудах. Он настаивал на принятии "разумных законов", которые бы устранили существование "непроизводительных потребителей". При этом Оуэн категорически не поддерживал насильственные революции. Он верил, что изменения должны происходить постепенно и мирно.

Пример 1

Процесс национализации земли, по мнению Оуэна, должен был бы происходить через её покупку у тех, кто хотел бы продать.

Оуэн считал, что для создания ассоциативных поселений, в которых бы проживали от 500 до 3000 человек, нужно не более десяти лет. При этом правительство должно руководствоваться рациональной конституцией из 26 законов. Эти законы включали в себя использование машин для замены ручного труда, установление труда в качестве основного измерителя ценности, замену денег бонами труда, развитие просвещения и ликвидацию прибыли через прямое взаимодействие производителей и потребителей.

Жизнь и Взгляды Клода Анри де Рувруа Сен-Симона

Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760—1825) считается ярким представителем утопического социализма во Франции. Он родился в Париже в семье графа Бальтазара Анри, который служил начальником гвардейской бригады польского короля Станислава. Получив отличное домашнее образование, Сен-Симон был под влиянием выдающихся учителей, включая математика и философа Жана Леруа Д’Аламбера. Уже в юности он проявил свободолюбивый характер, отказавшись от конфирмации и сбежав из крепости, куда его отправил отец.

Сен-Симон разработал оригинальную методологию, базирующуюся на концепции социальной физиологии, которая трактует общество как целостный организм, развивающийся от низших стадий к высшим. Эта концепция включает три основные стадии:

  1. Теологическая стадия — охватывает времена античности и феодализма, когда власть принадлежала священникам и феодалам.
  2. Метафизическая стадия — соответствует буржуазному миропорядку, в который вовлечены юристы и метафизики.
  3. Позитивная стадия — этап, когда ученые и промышленники берут на себя управление обществом, основываясь на научных знаниях и моральных ценностях.

Сен-Симон утверждал, что прогресс знаний и нравственности является двигателем общественного развития, и именно это должно привести к созданию общества, которое будет удовлетворять нужды большинства граждан.

Замечание 1

В своей работе Сен-Симон критически относился к институту частной собственности, предполагая возможность осуществления социальных реформ ненасильственным путем. Он полагал, что разложение феодализма может быть достигнуто благодаря общественным расходам на этот процесс, а королевское признание роли индустриалов поможет избежать насилия.

Сен-Симон выделял важность производительного труда как основного фактора общественного развития. Он предлагал отстранить наследственную знать от власти и выкупить земли у рантье, передав управление обществом «индустриалам» — представителям промышленного класса. Это означало, что преобразования должны осуществляться в интересах простолюдинов, хотя и без их непосредственного вовлечения в процесс управления.

Наследие и Влияние Сен-Симона

Сен-Симон оказал значительное влияние на развитие социалистических идей и движение рабочего класса. Его концепции вдохновили будущие поколения мыслителей и активистов, стремящихся к социальным реформам. Он заложил основы для дальнейшего развития утопического социализма и социальных реформ, акцентируя внимание на необходимости научного подхода к обществу.

Постепенно его идеи адаптировались и развивались, что привело к возникновению различных социалистических движений, таких как социализм XIX века и утопический социализм, который включал более радикальные элементы.

Замечание 2

Сен-Симон стал одним из первых, кто чётко сформулировал концепцию социальной физиологии, которая продолжала влиять на мысли и практику в сфере социальной политики на протяжении XIX и XX веков.

Смерть Сен-Симона в 1825 году не положила конец его влиянию. Его работы, такие как "Катехизис индустриалов" и "Новое христианство", продолжают оставаться актуальными и вызывают интерес у историков, социологов и экономистов, изучающих процесс социальных изменений и их влияние на современное общество.

Индустриализм и частная собственность

Система частной собственности вполне согласуется с индустриализмом, который, по мнению Сен-Симона, должен будет превратить страну в централизованную промышленную ассоциацию. Эта ассоциация будет работать на основе единого плана производственной деятельности, что позволит значительно повысить эффективность труда во имя общего блага. Центральная координация и дисциплина помогут избежать бесполезных расходов, возникающих из-за существующих разрозненных учреждений и институтов.

Сен-Симон настаивал, что предлагаемая им система реформ, основанная на научных принципах, должна свести к минимуму политическое властвование как таковое. Основная задача центральных органов власти заключалась бы в управлении материальными процессами и производственными потоками. Он предсказывал, что в развивающемся индустриальном обществе все люди будут объединены в единую общность производителей, имеющих схожие интересы, противопоставленные интересам паразитирующих классов. Эти непроизводительные группы, как считал Сен-Симон, в конечном итоге исчезнут.

Сен-Симон оставил множество последователей, которые образовали философское сообщество, постепенно превратившееся в секту, исповедующую сен-симонизм как религию. Важнейшими фигурами этой общины стали Анфантен, Базар и Родриг, при этом Анфантен сосредоточил в своих руках значительную власть. Сен-симонизм получил широкую поддержку в Европе в 1830-е годы, завоевав множество сторонников. Композитор Ференц Лист и поэт Генрих Гейне, например, активно поддерживали движение, а экономист Джон Стюарт Милль в 1831 году выразил надежду на будущее сен-симонистского общества.

Замечание 3

Сен-симонисты выделялись своей уникальной формой одежды: голубыми фраками и белыми жилетами, застегивающимися сзади. Этот элемент одежды символизировал необходимость сотрудничества и взаимопомощи, так как жилет нельзя было застегнуть без помощи другого человека.

Несмотря на формальное распадение секты после судебного процесса, в результате которого Анфантен и его сподвижники получили тюремные сроки и штрафы, сен-симонизм продолжал оказывать значительное влияние на европейскую мысль. Он оставил свой отпечаток на идеях таких видных деятелей, как Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Пьер Жозеф Прудон.

Франсуа Мари Шарль Фурье: альтернативный путь

Другим ярким представителем утопического социализма во Франции был Франсуа Мари Шарль Фурье (1772—1832), родившийся в обеспеченной купеческой семье в Безансоне. Судьба привела его к тому, что после смерти отца он стал работать за прилавком, чтобы зарабатывать на жизнь. Его карьера была полна испытаний: после Лионского восстания 1793 года он потерял всё, включая свободу.

Фурье проявил свой интерес к социальному проектированию, когда, вербовавшись в революционную армию, начал писать о "законах социального движения". Его статья "Всеобщая гармония", опубликованная в 1808 году, содержала идеи о преобразовании буржуазного общества в "строй гармонии". Хотя эта работа не имела большого успеха, она не остановила Фурье, и его идеи продолжали развиваться.

Фурье, получив государственную должность и небольшую пенсию, смог сосредоточиться на написании своих трудов. В 1822 году он выпустил "Трактат о домашней и земледельческой ассоциации", который собрал первых последователей. В своих работах он последовательно уточнял свои идеи, хотя его методология иногда была менее строгой и систематизированной.

Фурье пришел к выводу, что все в мире предначертано Создателем, а человеку необходимо только постигнуть законы развития. Он выделял пять основных движений: материальное, органическое, инстинктивное, аномальное и социальное. Каждое из этих движений, по его мнению, играет важную роль в развитии человеческого общества.

Таким образом, идеи Сен-Симона и Фурье представляют два разных подхода к утопическому социализму во Франции, каждый из которых оказал глубокое влияние на последующее развитие социальной и политической мысли.

Основные идеи Фурье о движении и обществе

Фурье приходит к важному выводу о том, что все законы различных типов движений имеют единую природу. Согласно ему, главный закон социального движения заключается в принципе притяжения. Человечество, как и природа, состоит из трех основных начал: страсти — активное, движущее начало; тело — пассивное, подверженное воздействию; разум — регулирующее начало.

Замечание 4

Страсти представляют собой фундаментальное основание социального поведения. Фурье утверждает, что эти страсти даны человеку свыше, неизменны и совершенны, а разум не может эффективно подавить их. Удержать детей от проявления страстей может лишь страх, молодежь ограничивает отсутствие средств, а старшее поколение сдерживается опытом разочарований. Народные страсти сдерживаются только страхом перед наказаниями. Без угрозы доводы разума становятся беспомощными.

По Фурье, люди, подобно атомам, взаимодействуют друг с другом благодаря страстям, а когда страсти причиняют вред, это связано с порочным общественным порядком, который требует изменения. Для этого необходимо понять его истоки и духовную природу человека.

Периоды развития человечества

Для анализа человеческой природы и путей развития общества Фурье выделил определенные закономерности в истории, оформленные в виде таблицы, где он предсказал будущее человечества — общество гармонии. Его представления о развитии человечества можно свести к следующим периодам: первый — период, предшествующий производственной деятельности (первобытный, или эден, характеризующийся дикостью и бездеятельностью); второй — период разрозненного и обманчивого производства (патриархат, мелкое производство; варварство, среднее производство; цивилизация, крупное производство); третий — период социетарного, правдивого и привлекательного производства (гарантизм, полуассоциация; социантизм, простая ассоциация; гармонизм, сложная ассоциация).

Данная интерпретация исторического развития содержит в себе основы для ключевой концепции К. Маркса — "общественно-экономическая формация", на которую он впоследствии опирался. В этом контексте Фурье проявился как новатор, который связал стадии развития человечества с характером и уровнем развития производственной деятельности в конкретный исторический период.

Критика классической политэкономии

Фурье уделял значительное внимание критике классической политэкономии и её результатов. Он жестко оспаривал ключевые идеи "классиков", в частности, идею свободной конкуренции. По его мнению, политэкономия служит лишь интересам богатых, превращая наслаждения в нечто подобное религиозным обрядам. Фурье подчеркивает, что согласно классической политэкономии любое производство полезно, даже если оно создает армии изможденных голодом людей, продающих свой труд по низким ценам. Он также отмечает, что свободная конкуренция вела к тому, что миллионы людей во Франции были оторваны от сельского хозяйства и производств.

Замечание 5

Фурье полагает, что экономика свободной конкуренции порождает класс торговцев и агентов, представителей паразитического класса, который подчиняет себе основные классы и даже правительство.

Критически оценивая результаты цивилизации, Фурье говорит о социальном хаосе, грабежах бедных и обогащении богатых, о росте населения, индустриализации, которая приводит к обнищанию бедных, и о нелепости критериев цивилизации. Он акцентирует внимание на противоречии между интересами индивидуумов и коллектива, когда счастье одних основано на страданиях других: врачи заинтересованы в длительных болезнях, прокуроры — в затяжных процессах, архитекторы — в катастрофах.

Программа гармоничного общества

Для решения проблем человечества Фурье предлагает программу создания гармоничного общества, которая включает несколько ключевых положений:

  • В рамках гарантизма и социентизма должно возникнуть понимание важности объединения усилий для достижения общих благ. Фурье считает, что в современном мире уже есть предпосылки для гарантизма, и существующий политический строй не должен препятствовать достижению гармонии. Гарантизм способен убедить людей своими результатами и подготовить их к полному объединению.
  • Ассоциация должна формироваться на основе фаланги, представляющей собой производственно-потребительское товарищество, сочетающее черты коммуны и акционерного общества. Основная идея здесь заключается в создании производительной и потребительной ассоциации. Фурье детализировал концепцию фаланг, включая число семей, участвующих в них, и принципы управления всемирной ассоциацией под руководством осевого омниарха, с центром в Константинополе.
  • Число участников фаланги должно составлять от 1500 до 2000 человек, включая сельскохозяйственное и промышленное производство. Средства производства формируются за счет взносов участников, которые могут быть как денежными, так и трудовыми. Хотя в фаланге нет уравниловки, отсутствуют и виды паразитизма, поскольку все участники должны заниматься продуктивным трудом.
  • В условиях отсутствия паразитов производительность труда возрастает, что способствует увеличению доходов фаланги и улучшению благосостояния ее членов. В фаланге нет традиционной заработной платы, распределение доходов происходит в виде дивидендов, основанных на труде, капитале и таланте.
  • Фурье, проявляя неприязнь к торговле, подчеркивает, что обеспечение членов фаланги должно полностью зависеть от ассоциаций, которые устанавливают цены на товары и услуги.
  • Он предлагает концепцию разумного потребления, выступая за отказ от домашних хозяйств в пользу общественного питания и обслуживания, а также за замену традиционной роскоши роскошью общественных сооружений и массовых развлечений. Фурье много говорит о формировании человека будущего, его психологии и моральных ценностях, о межполовых отношениях. Некоторые из его работ на эти темы оставались в тени из-за откровенности его идей. Например, работа "Новый любовный мир" долго считалась утраченной и была опубликована только в 1967 году.
  • Кроме того, в наследии Фурье остается открытым вопрос о функционировании общества как объединения множества фаланг.

В завершении стоит сделать некоторые выводы, касательно всего вышесказанного:

  1. В произведениях утопистов домануфактурной эпохи, начиная с Платона и заканчивая Томасом Мором и Томмазо Кампанеллой, критика частной собственности в основном опиралась на моральные аргументы. Основное содержание утопических концепций заключалось в разработке общественного устройства, базирующегося на принципах равенства в потреблении и воспитании равенства способностей. В первой половине XIX века утописты постмануфактурного периода (такие как Р. Оуэн в Англии и А. Сен-Симон с Ш. Фурье во Франции) значительно уточнили свои взгляды, органично включив идеи социализма и представив общественности сжатую критику классической политической экономии. В результате утопический социализм становится антирыночным учением.
  2. Философия Роберта Оуэна основана на убеждении, что человек зависит от окружающей среды. Его многолетние усилия по продвижению справедливых условий жизни можно рассматривать как попытки изменить среду так, чтобы она способствовала наиболее полному раскрытию человеческого потенциала. Основной экономический постулат Оуэна заключается в том, что для улучшения экономической среды необходимо устранить прибыль.
  3. Оуэн полагает, что прибыль — это несправедливая надбавка к стоимости товара, создаваемая людьми, которые паразитируют на чужом труде, такими как продавцы и капиталисты. Его теории реформ основываются на концепции "разумного устройства общества", что позволяет исключить необходимость в "потребителях, не производящих ничего". Выдвигая радикальные цели, Оуэн при этом подчеркивает, что "насильственные перевороты" нецелесообразны.
  4. Клод Анри де Рувруа Сен-Симон в своем первом труде "Письма женевского обитателя к своим современникам" утверждает, что французская революция является проявлением классовой борьбы между дворянством, буржуазией и бедными слоями общества. В центре его общественного развития лежит производительный труд, и он предлагает начать преобразования с устранения власти наследственной знати и выкупа земель у арендаторов, передавая управление обществом "индустриалам" — представителям промышленного класса.
  5. По мнению Сен-Симона, социальная реформа не требовала вовлечения простых людей; достаточно было того, что многие проблемы будут решены в их интересах. Передача реальной власти индустриалам, представляющим Совет промышленников, организованный в парламентском формате, не требовала разрушения традиционных властных институтов: монарха, правительства и представительных учреждений. Уникальность подхода Сен-Симона заключается в его острой критике частной собственности при одновременной возможности осуществления общественных реформ мирным путем.
  6. Франсуа Мари Шарль Фурье приходит к ключевому выводу о том, что все в этом мире предопределено Создателем, и человеку следует понять законы развития и стремиться следовать им. Основой сущего, по мнению Фурье, являются неизменные математические законы, регулирующие постоянное движение, включая материальное движение, органическое распределение форм и инстинктивное движение страстей. Первое направление открыто Исааком Ньютоном, остальные — Фурье.
  7. Фурье утверждает, что законы всех типов движений имеют общую природу, и основной закон социального движения основан на притяжении. Человек, по его мнению, обладает тремя важнейшими началами: страстью — активным началом, телом — пассивным, и разумом — регулирующим началом. Страсти определяют социальное поведение человека и, по Фурье, даны человеку Богом, будучи неизменными и совершенными, в то время как разум не играет значимой роли в подавлении страстей.
  8. Для понимания человеческой природы и путей развития общества Фурье сформулировал закономерности прогресса человечества. Он выделяет три периода развития: предшествующий производственной деятельности, период раздробленного и отталкивающего производства, а также социетарный, правдивый и привлекательный производственный период.
  9. Фурье уделяет много внимания критике классической политэкономии и последствий цивилизации. Он резко критикует фундаментальные идеи "классиков", особенно свободную конкуренцию, рассматривая политэкономию как науку, служащую лишь богатым и превращающую роскошь в религиозные ритуалы. Фурье утверждает, что с точки зрения классической политэкономии любое производство полезно, если оно создает толпы истощенных голодом людей, готовых продать свой труд по низкой цене.
  10. В своей критике результатов цивилизации Фурье говорит о социальном хаосе, ограблении бедных и обогащении богатых, неопределенности роста населения и индустриализме, который ведет к дальнейшему обнищанию бедных. Он указывает на абсурдность критериев цивилизации и отсутствие системного подхода. Наиболее вопиющим итогом цивилизации Фурье считает противоречие между интересами личности и общества, когда счастье одних достигается за счет страданий других.
  11. Историческое значение утопического социализма постмануфактурного периода заключается в продуктивности идей, выдвинутых в это время, и их дальнейшем внедрении в правовые нормы и социальные практики. Социалисты-утописты, безусловно, изменили ход экономической науки, которая после их работ больше не могла игнорировать критику либеральной рыночной экономики.

Навигация по статьям

Выполненные работы по экономике
  • Экономика

    необходимо выполнить задания всего заданий

    • Вид работы:

      Практическая работа

    • Выполнена:

      29 августа 2024 г.

    • Стоимость:

      7 000 руб

    Заказать такую же работу
  • Экономика

    Влияние инвестиций в НИОКР на экономический рост страны

    • Вид работы:

      Исправление и доработка готовой работы

    • Выполнена:

      27 августа 2024 г.

    • Стоимость:

      3 400 руб

    Заказать такую же работу
  • Экономика

    Рабочее время Нормальная и сокращенная продолжительность рабочего времени Режим рабочего времени Ненормированный рабочий день Сменная работа и требования предъявляемые к составлению графиков сменности суммированный учет рабочего времени

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      26 августа 2024 г.

    • Стоимость:

      2 000 руб

    Заказать такую же работу
  • Экономика

    Оргназиция и управления в бытовой деятельности Люба из предложенных тем

    • Вид работы:

      Курсовая

    • Выполнена:

      24 августа 2024 г.

    • Стоимость:

      3 600 руб

    Заказать такую же работу
  • Экономика

    Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование на примере конкретной организации

    • Вид работы:

      Курсовая

    • Выполнена:

      23 августа 2024 г.

    • Стоимость:

      4 500 руб

    Заказать такую же работу
  • Экономика

    Способы обработки экономической информации в анализе

    • Вид работы:

      Курсовая

    • Выполнена:

      23 августа 2024 г.

    • Стоимость:

      3 800 руб

    Заказать такую же работу