Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik
Международные торгово-экономические отношения Великобритании
- 7 октября 2023
- 10 минут
- 2 137
Внешняя торговля Великобритании
Великобритания – это страна, которая имеет глубоко интернационализированную экономику, для которой характерны обширные международные связи во всём мире. Экспорт Великобритании товаров и услуг составляет порядка 32% ВВП, импорт – 33%. На долю этой страны приходится примерно 5% всей мировой торговли. Если сравнивать Великобританию и страны Европейского союза, то её показатели самые высокие.
Так, ВВП германии составляет 30%, Франции – 27%, Италии – 4%, Испании – 4%.
За несколько последних десятилетий существенно переменилась имеющаяся ранее на протяжении многих столетий историческая зависимость торговли Великобритании от развивающихся стран.
Доля торговли, которая приходилась именно на развивающиеся страны уменьшилась с 37% до 11% с 1955 по 2009 гг.
Кроме того, необходимо отметить, что сократился объём и торговые связи Великобритании с формальными доминионами Великобритании – Австралией, Новой Зеландией и Канадой. Теперь преобладает в Великобритании торговля с США, Японией, Китаем, а также со странами-членами ЕС.
Товарная структура британской торговли также изменилась достаточно сильно. В 1950-х гг. страна была одним из крупнейших в мире импортёром сырья (77% импорта в 1955 г. приходилось на продовольствие, сырьевые материалы и нефть), а также экспортёром готовых товаров и изделий. Однако необходимо сделать акцент на то, что их структура радикально поменялась в связи с открывшимся фактом, которые оказал серьёзное воздействие на экономику. Этим фактом является разработка нефти Северного моря. Это обстоятельство серьёзно повлияло на видимый торговый баланс в основном посредством преобразования нефтяного торгового дефицита в размере 4 млрд. фунтов стерлингов в середине 1970-х гг. в излишек, иными словами, активный торговый баланс размером 8 млрд. фунтов стерлингов в 1985 г.
Нефтяной излишек с того момента значительно сократился, однако сам факт наличия нефти, которая добывается для национальной промышленности Великобритании общего потребления, серьёзно воздействует на экономическое положение страны.
В британской торговле промышленными товарами в том числе произошли некоторые изменения. Они достаточно существенные. Доля торговых товаров и полуфабрикатов в совокупном экспорте осталась на прежнем уровне 1955 г. – чуть выше 80%, однако доля этих товаров в импорте увеличилась от 23 до 85% в 2008 и 2009 гг.
В настоящее время для британской торговли характерен в основном обмен промышленными товарами и услугами с другими передовыми промышленными странами, вместе с тем на традиционные товары из Евросоюза приходится не менее 6% от всего импорта. В этой связи, экономика стала более уязвимой в отношении иностранной конкуренции, нежели все предыдущие годы, что отчётливо говорит о прямой связи с другой главной тенденцией – постепенным исчезновением производственного излишка.
Объёмное активное сальдо торгового баланса 1950-х гг. постепенно уменьшалось и вовсе исчезло к 1980-м гг. Надо сказать, что этому времени в целом снизились торговые позиции Великобритании на международной арене – с 17% мирового экспорта промышленной продукции в 1960 г. до 5% в 2009 г.
Надо отметить, что в конце первого десятилетия ХХI в. доля экспорта Великобритании меньше, чем у Германии – 8% и Франции – 7%.
Международное движение капитала
Для начала стоит отметить, что внешние потоки портфельных инвестиций британских резидентов серьёзно выросли в 1980-1990 гг., а также с 2001 по 2008 гг. Кроме того, существенно увеличился объём прямых иностранных инвестиций – с 5 млрд. фунтов стерлингов в 1983 г. до 65 млрд. фунтов стерлингов в 2009 г. Всё это оказало положительное влияние на рост запасов иностранных активов, которые находились в собственности компаний Великобритании.
Данные инвестиции занимают по своему объёму второе место в мире после США.
Во время мирового экономического кризиса, как бы это ни было странно, приток иностранных инвестиций в Великобритании лишь незначительно замедлился, а после снова возобновился и уже с более интенсивной скоростью, особенно это касается первых месяцев 2010 г.
Примечательно, что на мировой экономической арене Великобритания всегда выполняла роль банкира, поскольку она является чистым заёмщиком в краткосрочном периоде и чистым кредитором в долгосрочном периоде. Долгосрочное кредитование чаще всего реализуется посредством портфельных и прямых инвестиций, объёмы которых устойчиво увеличиваются за последние несколько десятилетий. Это даёт возможность стране самостоятельно регулировать дефицит текущего счёта, при этом не увеличивая объём чистой иностранной задолженности. В этой связи необходимо отметить, что чистые потомки инвестиций не настолько значительны, особенно относительно валового движения капитала, что делает британский платёжный баланс достаточно уязвимым в отношении спекулятивных денежных операций и вызывает необходимость установления большего размера процентной ставки и гибкости обменного курса фунта стерлингов относительно других стран, которые не в состоянии взять на себя эту уникальную роль на международных денежных рынках.
Стоит также сделать акцент на достаточно сложное взаимодействие фунта стерлингов с евро, т.к. финансово-экономические связи Великобритании и Евросоюза являются достаточно тесными. Опыт многих лет показал. Что британская валюта – фунт стерлингов, является достаточно устойчивым и выполняющим частично функции мировой резервной валюты, при этом имеет свои стабильные ниши в мировой валютной системе.
Великобритания и европейская интеграция
Великобритания вступила в Европейское экономическое сообщество в 1972-1973 гг., когда вышла их европейской ассоциации свободной торговли, которая являлась второй европейской интеграционной группировки, основательницей которой она сама когда-то и стала.
Отношения Европейского союза и Великобритании всегда были достаточно непростыми, в некоторые времена даже конфликтными.
Вопросы единой сельскохозяйственной и промышленной политики, региональных программ, отчисления в фонды ЕС, отношения с бывшими колониями и пр. – это и многое другое всегда служило поводом для противоречий между Великобританией и ЕС. В этой связи отказ от вступления в еврозону и сохранение своей национальной валюты не вызвали в Европе особого разочарования и тревоги, скорее все восприняли это как вполне закономерное явление во взаимоотношениях этих объединений.
При этом надо заметить, что обе партии Великобритании выступали достаточно противоречиво по отношению к интеграции с европейской стороной. Это является вполне нормальным отражением противоречивого отношения самих британцев к объединению Европы. С одной стороны, в британском обществе было сохранена давняя традиция обособления от Европы в пользу иных связей со всем миром и другими континентами, которые объединённые мировой колониальной метрополией, на психологическом уровне воспринимались несколько ближе, чем ненавистная Франция или Германия. В этом же направлении действовали и давние особые отношения с США, которая, в свою очередь, отличалась от Европы близким для британцев отношением.
Однако, с другой стороны, в политических и деловых кругах бытует мнение, что в век глобализации и формирования различных экономических альянсов с относительно замкнутыми торговыми регионами нет необходимости и возможности совершенно изолироваться, оставаясь в стороне от центральных тенденций европейского региона.
Вполне логично при этом говорить о том, что обе тенденции представлены в трёх доминирующих британских партиях, хотя и на разных представительских уровнях. Именно по этой причине, нельзя и неправильно говорить, что консерваторы являются сторонниками обособления от Европейского союза, а лейбористы или либералы – наоборот, выступают за интеграцию. Справедливо заметить, что и те, и другие представлены в обеих тенденциях. Эти тенденции составляют суть отражения экономической ситуации в стране, где в основе лежит обширное распространение мнения о том, что вместе с объединённой Европой проще преодолевать экономические и другие проблемы, поскольку это придаёт дополнительный импульс сторонникам тесного сотрудничества с ЕС.
Но важно отметить, что большинство британцев согласны с идеей, что соглашаясь на тесную континентальную интеграцию, страна должна сохранить свою самостоятельность. В этой связи солидарность граждан Великобритании растёт, поскольку их приоритетом является сохранение национальной валюты – фунта стерлингов, а также нежелание принимать единую европейскую Конституцию. Вместе с тем, сама Великобритания на сегодняшний момент неплохо обходится без таковой, полагаясь на детально разработанную систему конституционных актов и отлично работающую, реально самостоятельную судебную власть.