Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Социокультурные факторы, оказывающие влияние на экономику
Содержание:
- 25 сентября 2023
- 13 минут
- 758
Социокультурные факторы
Формирование национальной модели экономики происходит под влиянием социокультурных факторов, которые представляют собой традиционные институциональные нормы и правила, уклад жизни, сложившиеся культурные традиции и религиозные верования. На протяжении многих лет развития стран и народов складывается система социокультурных ценностей, которые представляют собой органическую совокупность исторически сложившихся в конкретном обществе духовно-нравственных представлений, которые определяют ориентиры и целевые установки, а также мотивы поведения людей и отношения в отдельно взятом обществе и по отношению к иным обществам.
В этих ценностях воплощается определённое представление о цивилизационных основах общества. Социокультурные факторы и национальные ценности взаимодействуют с экономическими факторами, в первую очередь посредством системы институтов и организаций в обществе. Примечательно, что они имеют свойство замедлять и ускорять процессы развития страны на разных его этапах. Специфика действия данных факторов и ценностей такова, что они, для начала являются устойчивыми на протяжении многого времени, при этом их изменения происходят медленно и достаточно косвенно. По этой причине возникает весьма логичный вопрос, касающийся противоречий в переходных экономиках между радикальностью изменений и устойчивостью прежних традиций и ценностей. Второй немаловажный вопрос касается социокультурных факторов, которые характерны самым глубинным основам общества, они более устойчивы, чем исторические изменения в обществе. Это способствует проявлению их природу по итогу. Учитывать данные факторы – обязательное условие успешности преобразований и выбора адекватной национальной модели развития.
Формирование и эволюция российских социокультурных ценностей
Продуктом длительного исторического развития российской государственности является становление и эволюция российских социокультурных ценностей, в процессе взаимодействия традиций и культур народов, населяющих Россию, её Европейскую и Азиатскую части.
Подобный процесс происходил в условиях тесного переплетения судеб славянских и тюркских народов, развития православия, других традиционных вероисповеданий, их взаимодействия. На протяжении процесса становления формировались устойчивые цивилизационные основы отечественной экономики, которые в современных условиях определённо воздействовали на выбор вариантов формирования российской национальной модели экономики.
Наиболее важными традиционными российскими ценностями являются те, которые исторически сформировались на протяжении длительного периода времени:
- Обширное социо-духовно-экономическое восприятие явлений.
- Серьёзная роль духовного начала в соотношении с узкоматериальным.
- Коллективизм.
- Важнейшая роль, которая отводилась централизации власти.
- Чувственное восприятие социальной несправедливости, патернализм.
- Надежда населения, что им доступна социальная защита.
Социально-экономическими последствиями этого является в первую очередь меньшая в сравнении с Западом рациональность поведения, а также более сложная структура мотиваций и стимулов. Кроме этого можно упомянуть в данном контексте неприемлемость резкой социальной дифференциации, стремление к развитию коллективных форм собственности и хозяйствования, а также серьёзная роль государства в процессе социальной защиты населения и в экономическом секторе.
Развитие социокультурных ценностей
Социокультурные ценности развивались на основе устойчивых естественных факторов развития, а формировались под воздействием процесса совместной деятельности различных народов, что в своё время стало определяющим для выражения исторически интерпретированных российских традиций. На протяжении длительного времени российская духовная и общественная мысль опиралась на многомерное понимание мира.
Российские духовные традиции, как, впрочем, и традиции других народов мира, которые заселяют евразийские территории, в большинстве своём сконцентрированы на многосторонности мира, на его сочетании с духовно-нравственным измерением и несводимостью к узкоэкономическому фактору. Подобная традиция в том числе вписывается в новое понимание мира, где преобладает смешанная экономика и постиндустриальные устои.
Надо отметить, что изначально российская традиция близка по своему пониманию роли государства, преимущественно в периоды реформации. Не было такого периода в истории России, когда государство понималось сугубо как орган управления. Государственность в России – это система широкого единства экономики, социально-политического и цивилизационного начал. Развитие российского государства всегда происходило своеобразным путём, с характерными для него ценностями, социокультурным своеобразием, особыми интересами, вытекающими из её сложного географического расположения, а также на основе заботы о защищённости, обустройстве, устойчивости, развитии вверенной территории и непременно в нужде сильного государства.
Надо отметить, что для российского государства всегда было характерно соединение традиций и особой роли власти в лице самого государства с религией, ценностями православия и другими религиями. Таким образом, создавалось специфическое восприятие государство, которое способно защитить интересы людей всех религий и взглядов.
Однако иногда идея сильной государственности в России использовалась для усиления власти различных авторитарных режимов. В условиях перехода к гражданскому обществу такая идея может выполнять роль основы для развития подобного рода общества, которое будет характеризоваться устойчивостью, низкой социальной дифференциацией, ему не будут присущи антагонизм и закулисные договорённости нескольких экономико-политических кланов. Надо понимать, что такое положение дел будет способствовать тому, что именно государство будет выступать в качестве гаранта целостности институционализма экономической и общественной жизни, при этом невозможно допустить появления институционального вакуума и опасной локализации пространства.
Справедливо заметить, что идея сильного государства в России всегда сопровождалась мыслью о стремлении к демократии и автономности на уровне первичных звеньев общества. Всё это выражалось посредством общинного самоуправления, высокой значимости роли земств, а также значительном разнообразии хозяйственных и других форм, если сравнивать их с развитыми региональными рынками и т.п., кроме того, всегда прослеживалось стремление к бытовому демократизму. Таким образом, происходило становление процесса разделения функций между первичным уровнем жизнедеятельности людей и государством, которое должно обеспечивать защищённость и устойчивость общества.
Социальные традиции российского общества
Наиболее важной особенностью российского общества является сильная социальная традиция. Она выражается через обострённое чувство социальной справедливости у людей, поисках "абсолютного добра", тяготении к коллективным формам собственности и хозяйствования, социальном патернализме, а также в особой роли социально-духовных стимулов к труду и ориентации на высокий общественный идеал жизнеустройства.
Важно понимать, что все перечисленные характеристики менялись в той или иной мере, они эволюционировали в процессе развития российского общества. Кроме всего прочего, набирались мощи и противоположные тенденции, которые основаны на частнособственнических и индивидуальных принципах. Однако несмотря на это социальная доминанта никогда не терялась в глубинах российской жизни.
Обширность неосвоенных территорий, суровый климат, ярко выраженная сезонность хозяйственных работ, удалённость от мировых экономических центров и торговых путей стали причиной становления таких форм организации труда, отношений взаимопомощи и сотрудничества, как терпение, великодушие, доброта, справедливость и отрицание исключительно материальной стороны.
Важное место в процессе становления занял духовно-религиозный фактор, который имел прямое отношение к установлению на Руси православия как основной религии. Примечательно, что на данных территориях православие приобрело свои характерные особенности, которые наполнились историческими и национальными традициями, с помощью которых только укреплялись социальные и духовные основы жизнеустройства и мировосприятия. Ключевой особенностью стало то, что эти традиции не нарушали традиций других религий и не подавляли их, а наоборот, составляли духовный базис российской государственности, благодаря чему религиозная толерантность обрела черты важнейшего объединяющего фактора многонациональной страны.
На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что целый комплекс факторов стал основой для становления в России сильной социальной традиции, вне зависимости от того, что исторически так сложилось, что на разных этапах развития оказывалось в том числе и негативное влияние. Российская социальная традиция считается достаточно самобытной. Она основывается на специфических российских факторах, их совокупности многообразии. Вместе с тем многие цивилизационные особенности россиян, к примеру, приоритет духовного над материальным, космизм, открытость, креативность, высокая обучаемость и прочие переплетаются с ценностями новой экономики, отличительной особенностью которой являются знания и инновации и всё более распространяющейся по всему миру.
Справедливо заметить, что все материальные и социокультурные основания национальной специфики не остаются неизменными. Они меняются вместе с экономическими последствиями.
Надо отметить, что в современном мире на текущем этапе развития экономики и в целом мира, в обозримом будущем перечисленные факторы останутся по-прежнему важными, в этой связи надо будет их учитывать их последствия как закономерные факты российской социально-экономической жизни, делая выводы, опираясь на них и их эволюцию в процессе современного общественного развития.
В данном контексте следует упомянуть патерналистские традиции, которые серьёзным образом укоренились в России, но при этом никто не утверждает, что они служат вечным оправданием для социальной опеки граждан, а тем более для рождающегося в этих условиях социального иждивенчества. С иной позиции необходимо учитывать, что они не могут быть отброшены сразу, для этого необходимо некоторое время для социальной адаптации граждан к условиям, которые складываются в современной России.
Ещё стоит обратить внимание и на то, что некоторые российские социокультурные факторы и национальные ценности сопряжены с современными инновационными социально-экономическими течениями. Здесь подразумевается формирование смешанной экономики, институционализация общественной жизни, сопряжение даёт возможность сочетать национальную идентичность и социально-экономический прогресс, тем самым позволяет обеспечить благоприятные условия для развития России как современного государства.
Навигация по статьям