Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Успех китайских реформ, его причины и предпосылки
Содержание:
- 08 марта 2023
- 26 минут
- 358
Реформы в Китае
Аналитики и учёные множества стран мира пытаются подробно и внимательно изучить, исследовать и понять, в чём успех реформирования китайской экономики. Более того, они пытаются досконально выделить основные принципы и положения, которые привели огромную страну к беспрецедентному экономическому подъёму. Аналитики и учёные обращаются к моменту самого зарождения и началу реализации новой стратегии, которая за основу определила положения Дэн Сяопина. Ключевыми факторами, которые оказали благоприятное воздействие на развитие экономики являются:
- То, что политическое руководство страны приняло решение сконцентрировать все силы и энергию населения на разоблачение прошлого и создание нового, тем самым объединив вокруг созидательных идей и конкретных планов весь китайский народ.
- То, что коммунистическая партия Китая, со своим высокообразованным и многочисленным аппаратом, имея мощную организационную силу, смогла возглавить реформы.
- То, что была придумала новая схема типа "двухколейного подхода" в внедрена в стратегию реформ. Надо отметить, что в большинстве своём реформы в Китае начались именно с сельской местности, где в то время проживало и работало более 75% населения всей страны. Кроме этого, начало реформ зародилось именно в негосударственном секторе экономики. Здесь была введена практически полная экономическая свобода в процессе осуществления предпринимательской деятельности, но она основывалась на нормах и нормативах рыночной экономики.
Вторая колея представляла собой плановую, государственную экономику, где преобразования были сконцентрированы на внедрении государственных предприятий в систему рыночных отношений, однако это происходило весьма плавно, с учётом опыта первой колеи, которая в последствие стала авангардом создания крупных механизмов рынка.
- То, что государство начало формирование сложной финансово-банковской инфраструктуры рынка. В соответствии с данной инфраструктурой началось создание множества банковско-финансовых институтов с целью мобилизации денежных ресурсов, что в последствие поможет кредитованию возникающей негосударственной экономики, более того, готовились кадры, формировались финансовые рынки, устанавливались связи нового несоциалистического сектора и мирового рынка. Государство таким образом смогло разработать схему законодательства, которая могла бы регулировать новую экономику.
- То, что принимался во внимание опыт классических западных развитых стран, а также Японии, но при этом учитывались национальные особенности развития страны и населения.
Данная схема была талантливо и виртуозно вписана китайскими руководителями в качестве базового элемента в процесс строительства рыночной экономики. Однако стоит заметить, что реформы в Китае не происходили по чужим сценариям или по рекомендациям Всемирного банка, Китай, в первую очередь, учитывал интересы своей страны и населения.
- То, что основным методом преобразований был выбран интенсивный, но поэтапный. Это означало, что переход к реальной рыночной экономике будет происходит постепенно, когда рыночная модель не является самоцелью, а скорее выступает как средство достижения основной цели – непрерывного повышения уровня жизни общества. Именно это и породило жёсткий контроль государства над тем, чтобы народ в первую очередь чувствовал изменения на каждом этапе преобразований и понимал, что реформы – это успех всего китайского народа, а улучшение материального благосостояния каждого жителя являются их конечным результатом.
Особенность китайских реформаторов в том, что они точно видели свои цели и понимали собственные методы преобразований на всех этапах реформирования. Более того, у них был точный план, где были прописаны соответствующие сроки выполнения того или иного действия.
- То, что центром реформ в Китае были социальные перемены, улучшение качества жизни общества, без применения какой-либо пропагандистской атрибутики вроде лозунгов и призывов.
Китайская модель развития
Небывалые успехи в развитии экономики Китая – это практически самое важное событие мировой истории XX-начала XXI в. Об этом, безусловно, свидетельствуют факты.
Очевидно, что современный Китай с позиции выдающихся достижений и методов достижения подобных результатов, особенно принимая во внимание численность населения страны, стал качественно особым явлением современной экономической и политической истории государств. Все попытки, которые предпринимались по индивидуализации данной стратегии привели аналитиков к единому мнению, а именно определить его как "Пекинский консенсус". Автором данного понятия является профессор Дж. Рамо, который в своё время работал консультантом крупной компании "Голден Сакс" известный тем, что смог объединить Бразилию, Россию, Индию и Китай в аббревиатуре БРИК. Он выделил несколько ключевых признаков "Пекинского консенсуса":
- Инновационный путь развития в качестве главного ориентира.
- Обеспечение устойчивого, сбалансированного и качественного развития.
- Сохранение принципов социального равенства среди населения.
- Сохранение национальных традиций.
Надо отметить, что все, перечисленные выше положения, мало отличаются от анализа, который был упомянут в начале статьи. Естественно, помимо введённого понятия "Пекинский консенсус".
В этой связи ДЖ. Рамо говорит о том, в данном периоде Китай выступает проводником для иных народов, которые хотят не только развиваться, но и вклиниться в мировую систему таким образом, чтобы остаться максимально независимыми, защитить свои взгляды на жизнь и традиции.
Чжан Вэй Вэй – профессор Пекинского университета говорит о том, что не совсем верно противопоставлять два консенсуса друг другу. Китай, по его мнению, смог взять из неолиберальной американской модели много пользы, особенно в отношении значимости рынка, предпринимательской деятельности, глобализации и международной торговли. Однако Пекин пытается самостоятельно определять, как и в какой форме использовать чужие идеи. Нельзя однозначно высказываться, что китайская модель без недостатков. Но она во многом более эффективна, нежели американская, к примеру, в вопросе преодоления нищеты и защиты бедных слоёв населения.
Идеологически мотивированная американская модель сконцентрирована на проведении радикальной и широкомасштабной демократизации. В этой связи мало внимание уделяется ситуации на местах. Сторонники данной модели уверены, что западные институты в состоянии укорениться в малоразвитых районах Чёрной Африки и что либерализацию можно провести до создания системы социальной безопасности, до проведения продуманной и поэтапной приватизации. Их основная идея в том, что демократизировать общество и государство можно до формирования политической культуры и правового общества. Однако всё это подразумевает серьёзные издержки.
Надо сказать, что данные выводы совершенно верные и адекватные, справедливые и объективные, поскольку они были сделаны на основе реальных событий в тех странах, которые избрали "Вашингтонский консенсус" как собственно программу для собственного развития в 1980-1990-х гг. и погрязли в бедности, нищете и страданиях.
Чжан Вэй Вэй говорит о том, что китайская модель экономического развития состоит из шести ключевых моментов:
- Приоритетом китайской модели развития является стабильность.
- Главная задача модернизации заключается в искоренении нищеты в китайском обществе.
- Постепенное, но при этом активное обновление институтов, которое проводилось как эксперимент, в котором постоянно использовался собственный и чужой опыт.
- Постепенное проведение реформ, когда институты не разрушаются до основания, а мягко реформируются.
- Изначально определяется чёткая очерёдность реформирования, когда сначала проводятся более мягкие, а после более жёсткие реформы, сначала в сельской местности, а после в городской среде, сначала в экономике, а после в политической сфере.
- Проведение реформ не подразумевает слепого копирования какой-то конкретной модели, а лишь выборочно применяются некоторые принципы.
Критикуя противников китайских реформ профессор Чжан Вэй Вэй утверждает, что свои проблемы Китай не в состоянии решить посредством обращения к опыту западных демократических государств, поскольку нельзя сравнивать абсолютные и универсальные ценности.
Рост коррупции также отмечается в Южной Корее и на Тайване, которые применили модели западной демократии, а вот в Сингапуре и Гонконге, наоборот, за пример были взяты не западные стандарты, а успешная азиатская модель в борьбе с коррупцией. В двух последних было создано правовое общество со специфическими антикоррупционными механизмами. Сегодня стандарты этих стран рассматриваются как одни из самых конкурентоспособных во всём мире.
Известный профессор Хуан Пин утверждает, что Китай хотел осуществить индустриализацию через коллективизацию, кооперацию и государственно-частное хозяйствование. Он придерживается мнения, что Китай представляет собой не только национальное государство, но и целый континент, который сопоставим по масштабам с Европой. Для Китая свойственно существование хозяйственных схем, каковыми являются, к примеру, семейные, которые не входят в национальную экономику и статистику. Профессор Хуан Пин уверен, что только по этой причине все предсказания по поводу экономического краха Китая не сбылись. Континентальная экономика не сравнима с национальной экономикой. Кроме всего перечисленного, очень важно, по мнению Хуан Пина то, что Китай является древней цивилизацией, которая смогла сохраниться до настоящего времени. Она состоит из ханьской культуры, которая образовалась благодаря конфуцианству, легизму, даосизму и буддизму, а также из многочисленных малых культур и традиций.
Примечательно, что в ходе модернизации многие традиционные феномены различных государств растворяются в той или иной мере. В этой связи нельзя отрицать, что в китайском обществе сохраняются традиции предком, если обращаться не только к внешним факторам, а заглядывать в сам способ мышления, характер человеческих коммуникаций и т.п. Данное видение ситуации в какой-то мере отвечает на вопрос, почему так много китайцев, которые уехали из родной страны, по-прежнему поддерживают тесные связи с родственниками на всех уровнях: культурном, эмоциональном, хозяйственном. А также как так получается, что множество крестьян, которые трудятся в городах и получают маленькую зарплату, ежегодно везут домой десятки миллиардов юаней. На основе этих фактов Хуан Пин задаётся вопросом: "Не может ли понятие "сяокан" (малый достаток) служить альтернативой понятию "модернизация"? А может стоило бы вести всестороннее, согласованное, устойчивое строительство подобного общества, нежели следовать по западной модели развития и осуществлять модернизацию, принося в жертву природу и другие интересы? А после достижения "малого достатка" не продолжать модернизация, а вернуться к заветам предков и вновь следовать принципу "датун", который подразумевает великое единение.
Хуан Пин говорит о том, что если непредвзято посмотреть на путь, которым следовал Китай в своём развитии, то можно с уверенностью констатировать, что этот путь принадлежит исключительно Китаю. Вне зависимости от того, как его называют "китайская специфика" или "начальный этап социализма" данная модель не копирует ни одну из моделей развития экономики и общества в целом. Совсем другая ситуация в представлениях общественных наук о том, что данный путь не подкреплён фактами, практикой, собственными понятиями и т.д. Во многом это произошло потому, что такие понятия, как "общество малого достатка" и "гармоничное общество" сформировались не в научной сфере. Но даже принимая во внимание этот факт их нельзя воспринимать как политические лозунги и призывы. Их практично применять для анализа ситуации в качестве вспомогательных инструментов.
Китайская смешанная экономика и её специфические особенности
Многие экономисты и политологи, которые изучают феномен китайской модели развития, сходятся во мнении, что современная система Китая не попадает под определение переходной или временной экономики. По их мнению, китайская экономика – это смешанная система, которая появилась как результат взаимодействия особенного политического строя Китая, его культурных традиций и экономического капитала.
Китайская экономика не похожа на систему, где происходит переход от аграрного общества к индустриальному и от плановой экономики к рыночной. Китайская экономика представляет собой совершенно новую экономическую систему, которая появилась при взаимоде2йствии видимой руки государства с невидимой рукой рынка с влиянием китайской культуры Конфуция и Мэнцзи на этот процесс на фоне специфических признаков китайских политических партий и товарной культуры. Это всё позволяет выгодно выделяться на фоне остальных государств Китаю, который принципиально не принимал рекомендации, а пытался парировать, основываясь на мировой опыт множества государств, построив свою уникальную экономическую формацию.
Этот подход максимально близок ещё одному известному китайскому экономисту Линь И Фу. Он утверждал, что многие выдающиеся экономисты мира пришли к ошибочным выводам относительно некоторых явлений, обнаружившихся в процессе осуществления политики реформ и открытости в Китае. По их мнению, это произошло, поскольку современная экономическая наука до сих пор имеет некоторые пробелы.
Примечательно, что все без исключения экономисты Китая настроены решительно и отвергают факт примыкания к неолиберализму как доктрины экономической политики. В этой связи профессор Юй Кэпин весьма жёстко говорит о неолиберализме, который является основой для "Вашингтонского консенсуса" и других латиноамериканских и восточноазиатских моделей. Он акцентирует внимание на специфике китайской модели, которая для него идентична "китайскому пути", "китайскому опыту" и пр. Учёный особое внимание уделяет её кардинальным отличиям от западных моделей развития по четырём критериям:
- Система собственности. Китай не занимался полной приватизацией, однако не отрицает высокую степень государственного контроля в частной сфере.
- Способ размещения ресурсов. Несмотря на выбранную модель рыночной экономики, регулирующая роль в экономике всё равно принадлежит государству, что кардинально отличает её от ведущих западных экономик.
- Очевидные различия в политике. Китаю чужд западноевропейский парламентаризм и принцип разделения властей. Многопартийность, разделение властей и народовластие – на эти понятия у Китая своё видение, которое по духу ближе китайскому народу.
- Политическая идеология. В этой сфере ключевую роль играют принципы марксизма, возможно наличие нескольких идейных течений, которые появляются в современном китайском обществе.
Юй Кэпин не скрывал своего интереса к особенностям современного политического строя в Китае. Исследуя эту область, он уверен, что китайская модель – это не только пореформенный, но и дореформенный опыт. Он уверен, что, начиная с Мао Цзедуна началось зарождение "китайского пути к социализму", а курс Дэн Сяопина лишь транслировал открытость к переменам в китайском обществе. Он считал, что всё развитие Китая после 1949 г. – это процесс китаизации социализма, который состоит из дореформенного традиционного социализма и пореформенного с китайской спецификой.
Феномен китайской модели развития
Юй Кэпин утверждал, что успех китайской модели развития во многом зависел от того, что за его основу была взята специфика страны, которая максимально используется все средства и достижения человеческой цивилизации. В этой связи Юй Кэпин говорил о том, что ценность китайской цивилизации состоит в том, что она открывает двери к модернизации национального государства, придаёт особое значение человеческой личности и его знаниях законов и путей социального развития, что в полной мере оказывает благоприятное воздействие на многообразие развития человеческой цивилизации во времена глобализации. Однако нельзя говорить, что китайский путь подходит другим государствам, находящимся в состоянии развивающейся экономики. Вряд ли следование по данному пути принесёт иным странам такой же успех.
Вместе с тем, учёный не приемлет отождествление западных ценностей с общечеловеческими и утверждение "о несовместимости" общечеловеческих ценностей с китайской спецификой. Наиболее заметно это в отношении демократии, что несомненно становится предметом больших дискуссий. По мнению Юй Кэпина, демократия прерогатива не только развитых капиталистических стран Запада. Китай тоже стремится к демократии, однако у него она имеет свой вид – социалистическая демократия. С западной демократией у неё есть общие черты и некоторые различия на качественном уровне. Общее у западной и китайской демократии то, что обе они имеет законотворческое начало. Однако для Китая характерно своё специфическое законотворчество, которое в корне отличается от западного. В первую очередь, это происходит потому, что оно основано не на двухсотлетнем опыте, как это происходит на Западе, а на опыте нескольких тысячелетий с сохранением своей культуры и духа нации.
В основе китайской модели развития в любых её объяснениях лежит сочетание твёрдой авторитарной власти и рыночной экономики. Это без всяких "но" признают люди, которые придерживаются различных идейных и политических воззрений. Но в любом случае данного объяснения недостаточно, чтобы понять суть модели и особенно того эффекта, который практически неизменно даёт её применение на протяжении уже многих лет. Эта интерпретация может быль лишь точкой отправления для проведения более глубокого анализа. Главная идея заключается в том, что в Китае перманентно ищут и постоянно находят способы и пути соединения и взаимодействия государства и рынка.
Раз за разом для определённых преобразований посредством эксперимента определяются необходимые и достаточные меры участия государства и рынка на благо модернизации экономики и общества на каждом участке отдельно и в обществе в целом с целью улучшения качества жизни населения страны.
Инициаторы китайских реформ в самом начале своей деятельности приняли решение, что они не будут сковывать действия какими-либо догмами, что поможет им избежать крайностей и искать взвешенные и сбалансированные решения самых сложных задач, которые так или иначе связаны с проблемами переходной экономики. Вместе с тем они всегда пытаются искать комплексный подход, совмещая интересы повышения экономической эффективности и конкурентоспособности с иными, не менее важными интересами, в том числе в процессе обеспечения социальной стабильности и государственной безопасности. Именно по этой причине в Китае не было проведено глобальной приватизации, а всё приняло вид тщательно продуманной стратегии, которая позволила мягко и эффективно запустить экономику.
Этим объясняется долгий и сложный процесс реформирования государственного сектора. Это стало основой для смешанной собственности, которая характерна для преобладающего большинства государственных предприятий, ставших активными участниками рынка и при этом сохранили над собой государственный контроль.
Реформирование деревни в Китае
Реформы сельского сектора были не менее сложными, чем производственного. Примечательно, что в деревне более глубокий разрыв между переходными формами от аграрной системы к рыночной экономике, которые подразумевают подрядную организацию хозяйства, сохраняющийся контроль государства над земельной собственностью, но при этом допускающий относительную и обширную самостоятельность хозяйствования. В последние годы стали приниматься меры, которые оказывают положительное воздействие на стимулирование процесса регулирования подрядный отношений на селе, однако никто не говорит о планах купли-продажи земли, по той причине, что их попросту не существует, их актуальность ничтожна мала при модели развития, которая отвечает интересам общества.
Таким образом, на основе всего изложенного в данной статье, можно сделать вывод, что особенность успеха реформ в Китае заключается в творческом и достаточно мягком и осторожном подходе к выращиванию государственно-рыночного симбиоза. Эта модель и её результат имеют особое значение для самого Китая и для всего мира, в том числе и для России, несмотря на то, что в российском обществе существует мнение о непригодности китайской модели развития экономики и государства.
Навигация по статьям