Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Психоаналитическая философия З. Фрейда, Э. Фромма и К. Г. Юнга
Содержание:
- 15 ноября 2023
- 37 минут
- 1797
Психоанализ стал праотцом для нескольких научных течений в психологии и психиатрии XX в.
Научные дисциплины, которые сформировались на базе психоанализа, особенно некоторые из них, можно охарактеризовать как дисциплины узкой специализации в пределах соответствующих наук и при этом ещё отметить, что они относятся к психоаналитической философии: идеи и открытия, которые происходят в сфере психологии и психиатрии, имеют возможность получить культурологическое и философское обобщение. Основной акцент делается на фрейдизм, неофрейдизм и аналитическую психологию.
Психоаналитическая философия основывает свои исследования на ключевом объекте, которым является психика человека. Она исследуется с позиции, которая видит в ней собственную природу, закономерности функционирования и развития, которые не сводятся к свойствам физического мира (как неорганического, так и органического, в том числе и физическим, химическим и подобным качествам человеческого организма. При этом психика – это структура, которая состоит из нескольких различных слоёв и ключевыми являются сознание и бессознательное. Основная роль принадлежит учению о бессознательном в психоаналитической философии. В нём говорится о природе происхождения бессознательного, о взаимодействиях с сознательным и о том, какая функция бессознательного в жизни каждого отдельно взятого человека и общества в целом.
Формирование организационной структуры психоанализа
В 1902 г. в Вене З. Фрейд смог организовать вокруг своих интересов и знаний кружок. Этот момент считается отправной точной психоанализа. Учёный собрал своих единомышленников и стал пропагандировать собственные идеи. В1908 г. состоялся первый в мире конгресс Международной психоаналитической ассоциации. Её возглавлял К. Г. Юнг. Таким образом, фрейдизм довольно быстро распространился среди психологов и психиатров и стал достаточно популярным к образованных кругах.
В 1911 г. появилось некоторое недовольство среди приверженцев фрейдизма, а именно ученик З. Фрейда Альфред Адлер стал резко негативно высказываться против некоторых положений доктрины учителя. А. Адлер стал основателем нескольких институтов, основной направленностью которых была социальная ориентация и социализация детей.
В 1913 г. К. Юнг и З. Фрейд на почве разных взглядов решили не работать вместе и К. Юнг основал "аналитическую психологию", а также юнгианскую ассоциацию психологов.
В 1920-1930 гг. своё становление и развитие получил неофрейдизм, самыми заметными представителями которого стал Э. Фромм.
Говоря об общем развитии западной философии XIX– XX вв., нужно акцентировать внимание на эволюцию психоаналитической философии, в которой наблюдается частичное возвращение к начальным философским традициям в трактовке человека, хотя на время уже показалось, что эти идеи были преодолены на этапе классического позитивизма. Классический позитивизм был основан на сознании как свойстве материи, тем самым отказавшись от традиционного для всей идеалистической метафизики понятия "душа" и дуализма "души" и "тела". З. Фрейд тем временем сделал вывод, что работа человеческой психики не объясняется сугубо физическими или химическими причинами, в данной ситуации необходимо обращаться и к биологическим факторам, и к физиологическим.
Неофрейдисты и юнгианцы заговорили о том, что пора преодолевать "биологизм" З. Фрейда. Каждое направление выбрало для себя свой путь. Но все они сходились во мнении, что З. Фрейд отдавал главную роль бессознательному, в котором преобладают различные, в первую очередь, сексуальные влечения, иными словами биологические или физиологические факторы. При этом неофрейдисты высказывали противоположную точку зрения и говорили о том, что культурные и общественные факторы важнее биологических. Юнгианцы, в свою очередь, объясняли бессознательное в индивиде как проявление общечеловеческого коллективного бессознательного, которое имеет онтологическую окраску.
Психоаналитическая философия оказала серьёзное влияние на становление, формирование и развитие антропологического учения или учения о человеке.
Влияние психоанализа на различные сферы деятельности
Развитие психоанализа происходило на фоне тесного сотрудничества с лингвистической наукой и философией языка. Самый главный момент состоит в том, что любое объяснение чувств и чувственных образов, эмоциональных потрясений и влечений необходимо передавать только с помощью речи. Не менее важный аспект связи языка и психоанализа заключается в том, что последний принимает информацию о том, что язык – это конкретная сигнальная система, и слова в этой системе интерпретируются как символические выражения внутренних чувств и волнений.
Серьёзное воздействие оказал психоанализ и на развитие западной культуры. Здесь культурология, искусство и искусствоведение, литература и литературоведение, социология и социальная психология, этнография, педагогика и многое другое.
З. Фрейд и его деятельность в психоанализе
Этапы биографии З. Фрейда
З. Фрейд австрийский психиатр и психолог, имел еврейское происхождение. Поступил и успешно окончил Венский университет, медицинский факультет. После чего несколько лет проработал в физиологической лаборатории, где занимался проблемами физиологии высшей нервной деятельности и невропатологии.
Степень доктора медицины получил в 1881 г. А в 1886 г. стал заниматься медицинской практикой. Много стажировался, в частности во французских клиниках под руководством именитых фигур медицины – Ж.-М. Шарко и И. Берихейма. Последний активно занимался исследованиями в области гипноза и даже использовал его для лечения неврозов.
В середине 1890-х гг. З. Фрейд создал собственную концепцию и метод лечения, который на ней базировался. Так появился психоанализ. В основе данной концепции лежала идея о том, что существуют такие неврозы, которые берут своё начало не из органических повреждений и не из психических травм, а появляются в глубоком детстве и вытесненные в подсознание сильные влечения, и самое главное сексуальное – либидо. Немногим позже к понятию "либидо" З. Фрейд добавляет понятие агрессивного или иными словами деструктивного влечения.
Со временем учёный понимает, что все его открытия и научные выводы могут применяться не только для изучения больных неврозом, но и для всего общества. Он начинает применять метод психоанализа для исследований в области социальной жизни. В этой связи он одновременно выходит на уровень культурологических и философских обобщений, но при этом не считает себя истинным мыслителем.
В 1939 г. З. Фрейд умер в Лондоне. На Родине ему помешал остаться аншлюс Австрии фашистской Германией в 1938г.
К основным работам З. Фрейда относятся: "Толкование сновидений", "Литературное творчество и ожившее сновидение", "Леонардо да Винчи. Воспоминания детства", "Тотем и табу", "Моисей и Микеланджело", "Гёте: воспоминания детства в вымысле и реальности", "По ту сторону принципа удовольствия", "Психология масс и анализ человеческого "Я"", ""Я" т "Оно"", "Будущее одной иллюзии", "Достоевский и отцеубийство", "Недовольство культурой", "Человек Моисей и монотеистическая религия".
Философские воззрения З. Фрейда. Учение о бессознательном
До открытий З. Фрейда сфера психического отождествлялась только со сферой сознательного. Именно поэтому самым важным достижением учёного считается тот факт, что он первый предложил ввести бессознательное в область научного познания.
З. Фрейд утверждает, что бессознательное кроется за многими нашими действиями и, прежде всего, за фантазиями, снами, представлениями, оговорками и даже за забытыми впечатлениями, которые были вытеснены из сферы сознательного.
Начальным этапом на стадии понимания бессознательного учёный выделяет анализ сновидений, согласно которому сознательное "Я" активно в наименьшей степени, а это означает, что деятельность бессознательного проявляется в наиболее свободной форме. Сны З. Фрейд делил на два слоя:
- Явное, открытое содержание, то, что человек может пересказать после пробуждения.
- Скрытое, то, что представляет собой истинное содержание сна, а его правильное понимание нуждается в специфических усилиях иными словами применении метода психоанализа.
Действие, происходящее на втором слое, связано с тем, что наше сознательное "Я" блокирует целый ряд желаний, а они, в свою очередь, проявляются во снах, имея зачастую причудливую форму символов и знаков.
Человеческая психика накапливает ощущения и чувства относительно всех событий, которые происходят с человеком на протяжении всей его жизни. При этом на поверхности психики остаются немногие, в основном большая часть уходит глубоко в подсознание. В нём копятся все желания и влечения, которые не смогли пройти так называемую цензуру нашего "Я". Иначе говоря, они оказались несовместимы с требованиями этики, которым человек следует в процессе социализации.
Самым активным процесс социализации является в детстве и юности. Это период, который характеризуется наиболее сильным вытеснением в область подсознательного всяческих импульсов и побуждений, которые происходят от инстинктов самосохранения, продолжения рода и т.п.
Ключевую роль в данной ситуации играет сексуальное влечение или либидо. Общественная оценка этим проявлениям носит постыдный, а в некоторых случаях даже греховный характер. На этом фоне происходит вытеснение влечения в область бессознательного, а в сознательном оно заменяется более пристойными с точки зрения общества. Именно поэтому З. Фрейд зачастую объяснял довольно безобидные и приличные образы в сновидениях, как символы постыдных эротических влечений. К специфическим видам сублимации учёный относил религию и искусство.
З. Фрейд утверждал, что либидо характерно даже для детей.
Учёный высказывал предположение, что рождение ребёнка – это переход от единства с матерью к самостоятельному постижению жизни и существованию, есть психическая травма. И мать, становится для ребёнка самым первым объектом эротического влечения, поскольку она есть источник удовольствия, к примеру, во время кормления младенца грудью.
З. Фрейд высказывал предположение о том, что на ранней стадии развития человеческого общества, когда люди жили в стадах, сыновья на самом деле убивали своих отцов и завладевали своими матерями. После совершённого раскаивались и испытывали чувство стыда и страха. Это дало им толчок к тому, чтобы на место отца поставить тотем и преклоняться перед ним. Таким образом, люди приняли Бога, который заменяет им отца. Результатом таких манипуляций стало то, что в каждом мужчине, в каждом потомке тех людей, есть "Эдипов комплекс" и чувство вины перед отцом. Культуру эти события обогатили тем, что у человека появился Бог, который может ото всего защитить, одновременно с тем его нужно бояться.
Структурные особенности психики по З. Фрейду
Говоря о представлениях З. Фрейда о структурных особенностях личности, необходимо подчеркнуть, что они делятся на два этапа. Для раннего характерно три составляющих:
- Бессознательное. В принципе не осознаётся и не вербализируется.
- Предсознание. Потенциально вербализируемо и осознаваемо.
- Сознание. Актуально вербализировано и осознанно.
К 1920 г. З. Фрейд сформировал совершенно новое представление о структуре человеческой психики, в который выделил следующие области:
- "Оно" (Ид) – область бессознательного, которая наполнена своеобразными вытеснениями из области сознательного ("Я") вожделениями и стремлениями, ключевое место в которых отведено сексуальным. Это безнравственное и эгоистичное начало в человеке. Главенствует в нём "принцип удовольствия".
- "Сверх-Я" (Супер-Эго) – область нравственных и поведенческих предписаний и санкций, налагаемых окружением на собственных членов, это область обязанностей и совести, духовный цензор, формирование которого происходит посредством переноса "внутрь" разнообразных внешних авторитетов, здесь уместно говорить об авторитете отца.
- "Я" (Эго) – область сознательного. Которая находится между "Оно" и "Сверх-Я". "Я" – это инструмент, который направляет импульсы, происходящие из "Оно" в общепринятые социальные рамки и выступает регулировщиком для реализации импульсов на цивилизованном уровне. Если такая манипуляция не увенчается успехом, то, как следствие, возникают различные неврозы. Здесь имеются в виду и отдельные личности, и общество в целом. Согласно учению фрейдизма социальные катаклизмы характеризовались как проявления социальных неврозов. Сюда отнесём революции и войны. Познание посредством психоанализа таинства "Оно" даёт возможность "Я" взять верх над ними и подавить его проявления. Согласно фрейдизму "Оно" работало по принципу удовольствия, тогда как в "Я" действовал принцип реальности.
"Оно", "Я" и "Сверх-Я" в понимании З. Фрейда является не только результатом собственного опыта, но и "архаическим наследием индивида" от предшественников. Оно проявляются в "комплексах" личности и на любом социальном уровне: религии, искусстве и даже в социальных чувствах.
Учение З. Фрейда об Эросе и Танатосе
Основу человеческой природы составляет ряд влечений, энергий или инстинктов. Так полагает З. Фрейд. Смысл подобных влечений, а также их источник З. Фрейд никак не определяет, представляя их лишь "мифическими существами".
При определённых условиях понятия учёного имеют тесную связь с фундаментальными понятиями философского учения и философии жизни. Здесь и "воля к жизни", и "воля к власти", и "жизненный порыв". В своей деятельности З. Фрейд выделял несколько основных влечений: инстинкт жизни и инстинкт смерти, иными словами влечение Эроса и Танатоса,
Эрос имеет конструктивный характер, выражает волю к жизни и любви, ведёт к созиданию. Своей целью видит развитие органической жизни. В свою очередь Танатос носит деструктивный характер, изъявляет волю к смерти и агрессивность, ведёт к разрушению, убийству или самоубийству. Его цель заключается в возвращении людей и всего живого к неорганическому состоянию.
З. Фрейд применял понятия "влечение Эроса" и "влечение Танотоса" не только к людям. Он считал, что данные термины можно использовать и относительно общества в целом или культуре. При этом учёный классифицировал их по преобладающему в них влечению.
Роль учёного в постановке и изучении проблемы бессознательного и сексуальных влечений, открытии явления сублимации невозможно недооценивать. З. Фрейд поистине много сделал для разработки метода психоанализа. Это его безусловная заслуга. Даже несмотря на то, что множество его идей в последствие было опровергнуто даже самими фрейдистами, деятельность учёного оказала огромное воздействие на становление и развитие современной психологии, философии и западной культуры.
Неофрейдизм. Основные идеи и представители
В 1929-1930 гг. получило толчок к развитию новое направление психологии – неофрейдизм. Наиболее распространён он был в США. Главными идейными представителями этого направления стали К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм.
Главное отличие неофрейдистов от их предсшественников в том, что они напрочь отказались от идеи преобладания в бессознательном биологического начала и сексуальных влечений. Они придерживались мнения, что жизнь индивида в частности и жизнь общества в целом, а также формирование неврозов, находится под влиянием социальных и культурных факторов. Каждая культура имеет свой "идеологический стержень", именно он оказывается главным фактором, который оставляет отпечаток на воспитании детей и форме поведения взрослых. В силу этого, ключевым объектом исследования у неофрейдистов стали межличностные отношения.
Неофрейдизм не представляет собой единое учение, потому как его разные представители существенно расходились во взглядах по важнейшим вопросам, которые были связаны с интерпретацией природы человеческого индивида. Ядром философии неофрейдизма являются идеи и выводы Э. Фромма.
Деятельность Э. Фромма и его учение
Э. Фромм является немецко-американским философом, психоаналитиком и наиболее заметным представителем учения неофрейдизма. Родом из Германии. Учился в Гейдельбергском университете по специализации "социология". Психоанализом заинтересовался в Берлинском психоаналитическом университете, где работал сотрудником Института социальных исследований. Приход к власти фашистов стал причиной его эмиграции в США. Там он работал в Мексике в институте психоанализа, который сам же и создал. В середине 70-х гг. XX в. переехал в Швейцарию.
Его основными трудами считаются произведения "Бегство от свободв", "Человек для самого себя", "Забытый язык", "Здоровое общество", "Антология человеческой деструктивности", "Иметь или быть?".
Философские взгляды Э. Фромма
Э. Фромм высказывался о том, что эволюция и историческое развитие повлияли на природу человека. В этом процессе он потерял свою биологическую составляющую. На её месте появилась иная, основу которой составляют социальные связи и отношения. Она заключается в действии определённых качеств, при этом начальные и неразрешимые противоречия являют собой экзистенциальные дихотомии.
Устранить экзистенциальные дихотомии невозможно, поскольку каждый человек всем своим существом даёт на них ответ. Этот ответ проявляет природу человека и рассматривает её как осмысленное отношение человека к миру. Э. Фромм таким ответы выделяет как позитивные, так и негативные. К позитивным относит стремление к свободе, истине, справедливости и т.п., а к негативным – ненависть, садизм, конформизм, нарциссизм и т.п. Данные черты не заложены в человеке на подсознательном уровне биологических инстинктов, они появляются в процессе жизни. Учёных именует их "укоренёнными в характере страстями".
Характер выступает в качестве замены у человека инстинктов. Его формирование происходит в процессе социализации и оказывает серьёзное воздействие на поведенческие характеристики человека, нежели переданные по наследству психофизиологические свойства, такие как, к примеру, темперамент. В силу этого, можно говорить о том, что не от человека зависит, какой у него будет характер и наклонности, станет он холериком или сангвиников, садистом или альтруистом. Это напрямую зависит от того, какой характер у него выработался, иными словами, какие страсти ему были привиты в его характере.
Всякое общество формирует в своих членах конкретные качества, которые служат гарантом сохранения нормального образа жизни данного общества. Первичный этап социализации человек проходит в семье. Её называют агентом общества. Догмы правильного поведения усваиваются человеком в раннем возрасте и на протяжении всей жизни даже не осознаются личностью. В силу этого, в любом обществе, в котором вырастет человек, будь то диктатура или тоталитарный режим, его законы и правила буду восприниматься человеком как естественные и нормальные, более того, даже имеющие положительную окраску.
Любая историческая эпоха формирует свой социальный характер.
Данные условия сформировались в ответ на промышленную революцию, до этого момента люди имели более спонтанные позывы к деятельности, были открыты, непосредственны и свободны. Реалии индустриальной эпохи превратили человека в робота, который становится всё более опасным даже для самого себя, а для природы тем более.
Философские воззрения Э. Фромма получили особую популярность среди политиков, социологов и в кругах художественной интеллигенции. При этом никоем образом не повлияли на кого-то из философского мира.
К. Юнг и его учение
К. Юнг – швейцарский психолог и психиатр. Он учился в Базельском университете, после окончания которого, стал работать в Цюриховской психиатрической клинике. Чуть позднее он стал преподавателем психологии в университете Цюриха. В 1902 г. защитил звание доктора наук. Тема его диссертации "О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов". В 1907 г. произошло его знакомство с З. Фрейдом, после чего он был замечен среди приверженцев и пропагандистов психоанализа. К. Юнг стал первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Более того, возглавлял журнал этой ассоциации. А в 1913 г. взгляды К. Юнга и З. Фрейда разошлись не только по теоретическим аспектам, но и из-за личного противостояния. Последствием разлада между учёными стало создание К. Юнгом "Психологического клуба".
Начиная с 1920 г. К. Юнг стал много путешествовать. Главной целью своих путешествий он ставил проверку собственных представлений о сущности человеческой психики. В ходе своих исследований, он разработал учение о коллективном бессознательном, которое легло в основу "комплексной" или как её по-другому называют, аналитической психологии. Она стала очень популярной в кругах западных и американских психологов.
1933 г. был отмечен созданием юнгианской ассоциации (Международное психотерапевтическое общество), которое сам К. Юнг и возглавлял. В 1948 г. образовался первый "Институт К. Г. Юнга". По сей день несколько таких институтов продолжают свою работу.
Для подтверждения своих взглядов и воззрений, учёный часто адресовал свои исследования в сферу мистических и оккультных учений. Он обращался к восточным религиозно-философским концепциям, особенное внимание он уделял гностицизму и алхимии. В силу этого, совершенно неудивительно, что результаты его деятельности пользовались успехом не только среди психологов, но и среди представителей других наук.
Точно так же как и З. Фрейд, К. Юнг занимался разработкой собственного учения, основываясь на эмпирическом опыте, который был им получен в результате лечения больных. Чуть позднее он вышел на уровень культурологических и философских обобщений.
Среди наиболее заметных трудов учёного: "Очерки ассоциативной психологии", "Психология Dementia Praecox", "Метаморфозы и символы либидо", "Психологические типы", "Отношение между "Я" и бессознательным", "Проблемы души в наше время", "Психология и алхимия", "Символика духа", "Ответ Иову", "Комментарий к "Тайне Золотого Цветка"", "Психологический комментарий к "Бардо Тходол"".
Философия К. Юнга, критика З. Фрейда
Несмотря на то, что К. Юнг высоко ценил все достижения и открытия З. Фрейда, учёный был категорически не согласен с его положением о том, что все явления культуры и сознания подчинены физиологическим факторам, особенно сексуальным. Высказывая мнение о том, что З. Фрейд серьёзно переоценивает роль сексуальности в жизни человека, К. Юнг считал жизненно необходимым "поставить сексуальность на место", говоря о том, что сексуальные комплексы достаточно важно, но не могут быть единственными, их смысл не стоит преуменьшать, но и преувеличивать, тоже не стоит.
Учение К. Юнга о коллективном бессознательном
Основой философии Юнга и его культурологических идей стали его исследования в сфере глубинной психологии, в большей степени сформированное им учение о коллективном бессознательном. Это то, что можно назвать психическим первоначалом бытия, которое существует в тождестве с физической реальностью.
Под человеческой психикой К. Юнг понимает некую энергетическую систему, где на постоянной основе взаимодействует сознание – индивидуальное человеческое "Я" или "Эго", которое наполнено разнообразными комплексами, и коллективное бессознательное, которое представляет собой систему архетипов. Такая система представляет собой общую для всех людей, некий сверхличностный психический субстрат, который присутствует в любой личности и наследуется им от предков. В свою очередь, процесс обособления личного "Я" от коллективного бессознательного подразумевает под собой становление индивидуального сознания, иначе говоря, родовой человеческой сущности.
Учение К. Юнга об архетипах
Архетипы, из которых складывается человеческая личность – это "автопортреты инстинктов". Они являются определителями схем инстинктивного поведения, которые характерны для абсолютно всех людей.
Осуществление архетипов происходит в образах определённой культуры и внутреннего опыта конкретных людей, имеется в виду, каждый раз по-разному. На этапе развития человеческого общества архетипы проявлялись только в чувственно-образной форме, имея спонтанные проявления. Не чужды самопроизвольные проявления и современному человеку, в большинстве случаев это происходит во сне.
Но стоит помнить, что природа архетипов остаётся не до конца понятой у К. Юнга. Рассматривая данную систему с разных сторон, можно говорить о том, что с одной стороны система архетипов представляет собой самостоятельную психическую субстанцию, которая свойственна человеку на любой стадии его развития, а с другой стороны, архетип – это следствие "архаического познания природы", иначе говоря, социальный опыт внешней и внутренней жизни, который скапливается на протяжении всего существования человечества и в каждом поколении выражается в символической форме, чаще всего это мифы и религиозные учения. Самыми важными архетипами он называет такие, как ""великая Мать", "великий Отец", "Персона", "Тень, "Самость" и некоторые другие.
Произведение "Великая Мать" представляет собой архетип женственности, который связан с эмоциональным истоком, "Великий Отец" – это архетип мужественности, который основывается на рациональном начале. Эти архетипы проявляются в различной степени и в мужчинах, и в женщинах, оставляя определённых характерный отпечаток на их поведении.
По своему обыкновению человек не хочет признавать за собой любые отрицательные качества, которые подвержены осуждению в любой культуре, именно поэтому примеряет их на других людей. Избавиться от данной Тени невозможно, встречаться с ней довольно трудно. Единственный способ освободиться от неврозов и страданий, которые связаны с Тенью, заключается в том, чтобы понять, что она – это данность, которая существует параллельно. Это позволит прекратить приписывание другим людям своих негативных качеств.
Согласно учению К. Юнга, самый важный архетип – Самость. Это психологический образ Бога, ядро всеобщей личности, всеобщая основа всякой индивидуальности. Понять и правильно воспринимать Самость – цель большинства адептов восточных религиозно-философских учений. Они отвлекаются от собственной личности, отходят от своего личного "Я" в момент медитаций и погружения в йогические практики. Состояние, в котором происходит постижение Самости называется самадхи. Это тот самый процесс, посредством которого родовое человеческое "Я" превращается в индивидуальное "Я" и позволяет излечиться от неврозов, разрешить внутренние противоречия и проблемы, которые позволяют человеку обрести внутреннюю целостность. Этот путь не имеет конца, именно поэтому в качестве его символа принимают круг, вписанный в квадрат.
Трансформация архетипов К. Юнга
Архетипы наделены огромной, безличной, но при этом высоко эмоциональной энергией. Люди, которые способны её распознать, достаточно настороженно относятся к архетипам, даже немного побаиваясь. Порывы этой заряженной энергии могут привести к разрушительным последствиям, поэтому весьма важно научиться её контролировать и направлять в правильном направлении.
В далёком прошлом энергия архетипов чаще всего превращалась в религиозные священные символы, которые интерпретировали людям архетипы, вместе с тем ещё и скрывали их истинную сущность от людей. Боязнь перед разрушительной силой архетипов, на протяжении всего периода развития человеческой цивилизации, заставляла людей развивать рациональное мышление, что в большей степени характеризует западную цивилизацию.
Модификация архетипов играет важную роль в жизни каждого отдельно взятого человека и в человечества в целом. В былые времена она способствовала созданию произведений искусства, на которых символическим образом был изображён космос, где человек имел своё конкретное место и потому мог продолжить относительно нормальное существование. Безбожная материалистическая цивилизация появилась вследствие рационального анализа религиозных верований, которая, в свою очередь, началась с протестантизма. Материалистическая цивилизация в этой ситуации оказалась беззащитной по отношению к неожиданным прорывам коллективного бессознательного. Это становится причиной войн, революций, бунтов и других актов насилия на социальном уровне. Кроме этого появляются тоталитарные режимы. Индивидуальный уровень затронут в данном отношении как проявление психических патологий.
Однако стоит отметить, что К. Юнг не выступает с призывом отказаться от рациональности и бездумно копировать восточные учения и практики. Отличие восточной философии от западной в том, что западная культура недооценивает мир "Единого Духа", а восточные мыслители "мир сознательного". В силу этого можно сделать вывод, что каждая из культур имеет только один взгляд, а стремление к истине заключается в гармоничном соединении обоих подходов.
Концепция "синхроничности"
Одна из наиболее ярких концепций К. Юнга – концепция "синхроничности". Это учение о синхроничности, которая была введена учёным для интерпретации феномена ясновидения.
К. Юнг утверждал, что существует связь между психикой человека и реальностью. Здесь имеется в виду не причинная, а смысловая, которая даёт возможность одновременно проявляться событиям и в реальном мире, и в психике людей. Учёный высказывает предположение, что это происходит посредством обращения ясновидящих к коллективному бессознательному, а оно, характеризуется тем, что имеет прямой доступ к самой сути физической реальности.
Интересен тот факт, что для коллективного бессознательного пространство и время носят относительный характер, а вот архетипы как формы Мирового духа, напротив, представляются вечными или вневременными. Данные идеи учёный использовал для истолкования ясновидения, а также парапсихологических явлений и даже древней магии.
Учение К. Юнга наложило значительный отпечаток на развитие идеалистической философской антропологии и ряда других направлений современного мистицизма. Сыграла важную роль концепция коллективного бессознательного в деятельности философов, культурологов, историков, этнографов, религиоведов. Более того, свой след концепция коллективного бессознательного оставила и на художественной интеллигенции Запада.
Учение о синхроничности в конце XX – начале XXI в. неожиданно было обосновано в физике и космологии – в модели голографической Вселенной.
Навигация по статьям