Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Современная русская философия XX века
Содержание:
- 18 ноября 2023
- 13 минут
- 1543
Русская философия XX в. чётко разделена на три периода. В первую очередь, это связано с социально-политическими событиями, происходящими в России в это время. Кроме того, влияние идей В. Соловьёва, также стало определяющим развитие философской мысли. В конечном варианте образовались следующие периоды:
- Первый период – Серебряный век (1901 – 1917 гг.).
- Второй период – советское время (1917 – 1991 гг.).
- Третий период – постсоветский (1991 г. – по настоящее время).
Первый период – Серебряный век (1901 – 1917 гг.)
Для начала XX в. характерно бурное развитие культуры и философии. Они становятся более свободными и раскрепощёнными. В свою очередь, философия "всеединства" В. Соловьёва стала отправной точкой для формирования мнений и воззрений братьев Трубецких, более того, она оказала серьёзное воздействие и на других русских философов, к примеру, Бердяева, Флоренского, Булгакова, Франка и др., а также на литераторов, занимающихся философствованием таких, как Мережковский, Розанов, Белый и др.
Основная проблематика философии данного периода по-прежнему была судьба России. Она обсуждалась преимущественно в ходе дискуссий о "русской идее".
Дискуссии, которые были посвящены "русской идее", активное участие принимали Трубецкой, Розанов, Франк, Ильин, Иванов, Карсавин и др.
Многих русских философов беспокоили проблемы, которые были связаны с дальнейшей судьбой страны и порядками, установленными властью. На фоне этого множество мыслителей пристрастились к марксизму, здесь и Бердяев, и Булгаков, и Франк. Однако после первой русской революции, которая прошла в 1905 – 1907 гг. их взгляды были сориентированы в направлении религиозно-идеалистических исканий, социальные революции и материалистические учения их перестали интересовать. В этой перемене взглядов русской интеллигенции свою роль сыграл Б. Струве, который сам прошёл этап от увлечения марксизмом и позитивизмом до религиозно-идеалистического этапа.
Русская православная церковь и её высшие иерархи резко высказывались против консерватизма. Это стало причиной появления совершенно нового направления – "новое религиозное сознание". Оно было связано с деятельностью Религиозно-философских собраний, которые начали свою работу как раз в 1901 г. в Санкт-Петербурге. В этих собраниях активное участие принимали Мережковский, Розанов, Бердяев и др.
В своих трудах Бердяев и Шестов сформировали основы экзистенциализма или предэкзистснциализма. Франс стал создателем концепции "живого знания", которая была обращена к человеку и его "философии жизни". Именно его идеи легли в основу учения Н. Лосского. В. Эрн занимался разработкой христианского неоплатонизма в своих трудах. Г. Шпет своей целью ставил развитие феноменологии. Усилиями Флоренского, Булгакова, Лосева и Эрна, стало развиваться ещё одно очень интересное направление, которое пришло в Россию в эпоху Средневековья из Византии – исихазм. Здесь оно преоьбразовалось в "философию имени". В это же время Циолковский и Вернадский трудились над "русским космизмом".
Период Серебряного века отмечен необычайной популярностью мистицизма в виде теософии Блаватской. Также широкое распространение получило учение "четвёртого пути" Гурджиева и его последователя Успенского.
Стоит упомянуть, что в это время русский марксизм развивается благодаря трудам Плеханова, Богданова, Луначарского и Ленина.
Второй период – советское время (1917 – 1991 гг.)
В этот период философия разделяется на два основных течения:
- Русская философия в эмиграции (1917 – 1950 гг.).
- "Советская философия" в России.
Русская философия в эмиграции
Революция 1917 г. оказала серьёзное влияние на ситуацию в развитии русской философии. Условия серьёзно ухудшились, и огромная часть выдающихся философов вынуждены были эмигрировать из страны. Некоторые уехали по собственному желанию, а некоторые были насильно высланы из страны. В судьбе каждого, кто покинул родину, было место для личной трагедии. Глубоко переживали философы разлуку с близкими друзьями и родственниками, с родной землёй. Кардинальная смена образа жизни также повлияла на деятельность многих философов.
Ключевой темой для философии "русского зарубежья", естественно, стала Россия как общемировая, или трагический урок, который она преподнесла всему миру. На этом были основаны и дальнейшие дискуссии на тему "русской идеи". Творчество Ильина и Бердяева были посвящены именно этому. Они работали над развитием данной темы.
"Русская идея" стала основой для формирования концепции "евразийства", праотцами которой были Н. Трубецкой и Флоровский. Данная концепция получила своё дальнейшее развитие в работах Карсавина.
Идея евразийства состояла в том, что катастрофа, произошедшая в России, под катастрофой понималась Октябрьская революция 1917г., стала возможна потому, что страна избрала для себя совершенно не подходящий путь следования, придерживаясь западных или европейских идей. Евразийцы высказывались о том, что Россия, это "место встречи" Запада и Востока, именно в ней встречаются и пересекаются элементы западной и восточной культуры, и страна должна найти свой особенный путь, исключительный, подходящий только для неё.
Многие русские философы, которые эмигрировали после Октябрьской революции, присоединились к различным школам религиозной философии. Они занимались развитием идей, которые они сформировали еще на родине в период Серебряного века. Следствием этого стал тот факт, что тема "судьбы России" у них получило своё преобразование, при этом стоит отметить, что оно носило не всегда характер религиозного мировоззрения. Характерной особенностью взглядом философов-эмигрантов было непринятие советской власти и всей её деятельности.
Интересен тот факт, что сосредоточение взглядов философов-эмигрантов положило начало для формирования систематического исследования истории русской философии. Этим усердно занимались Зеньковский, Лосский, Бердяев.
Советская философия в России
Жизнь и творческая деятельность философов, которые остались в России, сложилась по-разному. Некоторые из них попали под репрессии советской власти, в их числе Флоренский, Шпет, Лосев, Чижевский и др. Примерно начиная с 1920-х гг. философская мысль сдерживалась, и публиковать свои философские работы "немарксистского" содержания было практически невозможно. Это послужило почвой для работы учёных в других областях. Например, Флоренский организовал свою деятельность в области техники и искусствоведения, а Шпет занимался лингвистикой и филологией, Лосев во второй половине XX в. посвятил своё время работе в эстетике.
В 1930-х гг. ситуация в советской стране сложилась таким образом, что единственной разрешённой философией остался марксизм, который в России трансформировался в марксизм-ленинизм и марксизм-ленинизм-сталинизм. Властями она провозглашалась как истинно верная и научная философия.
Стоит отметить, что марксизм стал практически религией, при этом идеи коммунизма выглядели как атеистическое "царство Божие на земле", о котором люди мечтали испокон веков. Мнение о том, что Россия должна избрать собственный путь развития, получил новое объяснение: России – это государство, которому отведена роль прокладывать дорогу всему человечеству в лучшее будущее.
Призыв к "строительству светлого будущего" на научной или марксистской основе, которое базировалось на открытых законах развития общества, подталкивало к социальному оптимизму, тем самым становясь привлекательным для многих философов, которые поверили в данные идеи. Впоследствии они составили основу советских философов.
Важнейшим направлением работы русского философского мира в этот период было пересмотр всей истории философии через призму марксизма.
Даже подобные условия не стали преградой для многих талантливых людей, и они смогли достичь серьёзных успехов в области философского знания. Вернадский и Чижевский трудились в 1930-1960 гг. над развитием русского космизма.
В 1960 – 1980 гг. философская мысль получила некоторую свободу. Это произошло благодаря периоду хрущёвской оттепели. Это время отмечено появлением новых и развитием существующих философских идей М. Мамардашвили. Э. Ильенков представляет миру своё понимание гегелевской диалектики. Ю. Лотман на позиции главы Тартуско-Московской школы глубоко погружается в изучение семиотики и философии культуры.
Вместе с тем энергично разворачивается работа по исследованию общей теории систем, философской антропологии, логики и других наук. В общем, можно говорить о том, что философская деятельность бурлила в нишах, на которые наименьшим образом оказывалось идеологическое давление.
Не лишним будет упомянуть, что философия советского периода в России находила своё выражение в художественном творчестве наиболее известных поэтов и писателей, режиссёров кинематографа и театра, а также музыкальных композиторов и художников.
Третий период – постсоветский (1991 г. – по настоящее время)
Этот период охватывает почти три десятка лет, но сказать, что он сильно отличается от предыдущего пока нельзя из-за отсутствия ярких отличий. Если говорить об отличиях, то можно упомянуть следующие:
В данный период марксистская философия потеряла своё официально-лидирующие позиции. Теперь она не считается той философией, которая единственно верна и научна. Более того, регулярно подвергается критике.
Настоящее время породило интерес современных российских философов к философским идеалистическим учениям. Это особенно становится заметным из-за контраста, который сложился по сравнению с советским временем. Вызывают интерес мистический учения.
Интересен и тот факт, что в данный период ведётся переосмысление всего того философского наследия, которое было запрещено в советский период на основе идеологической проблемы. Сегодня переводятся и издаются тексты важнейших трудов западных и восточных философов. Феноменологии посвящаются научные конференции и монографии. Здесь же стоит упомянуть и экзистенциализм и психоаналитическую философию, которые также привлекают внимание современников.
Ещё одна заметная причина – интерес к постмодернизму и проявление его характерных особенностей посредством продвижения идей плюрализма философских учений.
Навигация по статьям