Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Философские воззрения А. Шопенгауэра в рамках западной философии конца XIX—XX века
Содержание:
- 06 июня 2023
- 7 минут
- 846
XIX и XX века обозначены в истории философской науки как период неклассической философии. Это время стало колыбелью для замечательных мыслителей, которые своим творчеством обогатили философскую культуру, а их глубокие идеи отразились в достижениях науки. И это касается как материального, так и духовного развития человеческого общества.
Западная философская мысль этого времени была представлена мыслителями различных школ, направлений и концепций. Отличным подтверждением этого служит творчество А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, А. Бергсона, Ч. Пирса, У. Джеймса, П. Дьюи, Э. Гуссерля, М. Шелера, П. Тейяр де Шарлей, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, О. Конта, Б. Рассела, Л. Витгенштейна, К. Леви-Стросса, К. Поппера. Эти философы представляли и направление иррационализма, американскую фиософию прагматизма, и герменевтику, и философское направление антропологии, и экзистенциализм, и позитивизм, и неопозитивизм, и структурализм, и критический рационализм.
Творчество А. Шопенгауэра
Говоря о философском западном учении конца XIX и XX в. невозможно не упомянуть имя А. Шопенгауэра. Он является одной из ключевых фигур представителей иррационализма. Он вместе с Л. Фейербахом не поддерживал оптимистические идеи рационализма и диалектику Г. Гегеля. Кроме того, А. Шопенгауэр не поддерживал фейербаховские идеи, скорее он был сторонником немецкого романтизма. Среди его увлечений было замечена и мистика, он тяготел к кантовской философии и восточным философским идеям.
Основные идеи А. Шопенгауэра
А. Шопенгауэр выступал за то, чтобы уменьшить роль разума и увеличить роль эмоциональной составляющей. Он говорил о том, что разум не есть абсолютная воля, нельзя на него полагаться в моменты бессознательно-иррационального состояния. На фоне этого, философ выступил с идеей оспорить понятие разума в качестве осознанной ментальной деятельности человеческого сознания. Бессознательное в таком контексте теряет свой смысл и, согласно И. Канту, оно находится во взаимодействии с рассудком и осознаётся разумом в своей структуре. Это было бессознательное как универсальная иррациональная стихия, которая не поддаётся никаким рациональным методам исследования.
Согласно концепции А. Шопенгауэра, разум без собственного осознания, функционирует не согласно своему рациональному плану, а по указанию воли, которая, в свою очередь, является единой энергийной основой всех личных волей и самого объективного мира. Здесь имеется в виду, что интеллект – это инструмент воли к жизни. Стоит отметить, что интеллект имеет свойство утомляться, а вот воля, напротив – неутомима.
Исходя из всего вышесказанного, можно говорить о том, что А. Шопенгауэр работал в двух направлениях: с одной стороны он предпринимал попытки расширить человеческое представление о мире психики, которая до этого момента сводилась к рациональному началу, а с другой, он пытался остаться на позиции объективного идеализма, который проповедовал Г. Гегель, но при этом хотел заменить первопричину мира рациональную абсолютную идею иррациональным моментом человеческой психики, иными словами метафизической первоволей.
Реальной может быть только одна космически громадная воля, она проявляется во всех событиях Вселенной. Мир – лишь зеркало, для отражения этой воли, которая является его своеобразным представлением.
Мир в его представлении – это воля и представление. На основе таких идей А. Шопенгауэр говорит о том, что волюнтаризм – это универсальная основа и принцип всей его философии.
А. Шопенгауэр часто высказывал противоположное И. Канту мнение, утверждая, что познаваемость "вещи в себе". Первый факт сознания он усматривал в представлении. Познание при этом осуществлялось на уровне интуиции или отвлечённо или рефлексивно. Интуиция, по мнению А. Шопенгауэра, - это самый важный впереди стоящий вид знания. Весь мир рефлексии так или иначе базируется на интуиции. Мыслитель в основу своей концепции закладывает мысль о том, что познанием может быть только созерцание, при этом оно должно быть полностью свободным от всяческого отношения к практической стороне воли и её интересам. Стоит отметить, что научное мышление – сознательно. Оно контролирует свои принципы и действия, а вот деятельность художника – иррационально и бессознательна, она не имеет возможности выявить собственную суть.
Этика А. Шопенгауэра
Этика мыслителя имеет пессимистичное начало. Он утверждал, что страдания и человеческая жизнь неотделимы друг от друга. Согласно воззрениям А. Шопенгауэра, счастье тоже имеет отрицательную окраску, и оно всегда заключается лишь в освобождении от страданий, но за ним всегда следует новое страдание либо томительная скука. Признавая
Доминирующую роль страданий преувеличивает ещё и сострадание, которое в данном контексте является важнейшим этическим принципом. Противоположное состояние духа, которое стоит напротив страдания является полное отсутствие желания. Симптом – перс-ход к полнейшему аскетизму.
Подводя итог всего вышесказанного, стоит отметить, что А. Шопенгауэр был величайшим писателем и блистательным стилистом. Читая его произведения, получаешь не только интеллектуальное, но и эстетическое удовлетворение.
Действительно, мыслитель имел дар представлять множество философских идей тонко и красочно. Идеи этого философа стали ключевыми для концепций многих философов.
Навигация по статьям