Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Философия С. Кьеркегора. Философия существования человека
Содержание:
- 15 марта 2023
- 17 минут
- 883
Философские взгляды Кьеркегора
Датским философом Сереном Кьеркегором (Киркегор; 1813 – 1855) в период XIX века активно развивалось направление иррационализма в рамках европейского философского течения. Им, также, как и Артуром Шопенгауэром, активно отвергалась и не принималась философия Гегеля, в рамках которой центральный локус внимания принадлежал особенностям развития логического мышления и человеческого разума.
Философия Гегеля была яростно раскритикована Кьеркегором за содержащиеся в ней рационалистические мысли и идеи. Вместе с тем, в начале своей философской деятельности Кьеркегор был сторонником философских взглядов, выдвинутых Фридрихом Шеллингом.
В философии Шеллинга Кьеркегор перенимал определенные теории иррационализма, а самого автора он определял в качестве первого крупного философа, который с критикой высказывался о гегелевской философии, в особенности против знаменитого положения Гегеля о рациональности окружающей реальности («все существующее является разумным»).
Кьеркегором мир воспринимался в качестве неразумного, что и послужило усилителем критики философии рационализма, которой придерживался Гегель, совместно с его стремлением к панологизму – восприятия бытия в контексте мышления и развитию идеи Абсолюта.
Также, Кьеркегор активно высказывался против гегелевского утверждения о том, что единственными достоверными формами знания являются логические. Все эти тезисы шли вразрез убеждениям Кьеркегора об устройстве мира, который выступал за иррациональные формы мироустройства и использованием человеком иррациональных способов к его познанию.
В качестве центральной позиции в философии Кьеркегора выступает «существование». В данном случае имеется ввиду существование человека, совместно с его внутренним миром и проживанием собственных переживаний, чувств и настроений, которые периодически выражаются в стремлении утвердить свое положение в мире, в котором проживает человек, и который является для него непонятным.
Согласно позиции Кьеркегора, человек постоянно задается вопросами о смысле собственного существования, о том, как жить и чем заниматься в своей жизни, на какие правила опираться при выборе стратегии поведения. Мир, в котором живет человек всегда остается для него непонятным и загадочным и выражается для него в качестве непознаваемой и иррациональной действительности.
Кьеркегором были глубоко воспринято идеи о субъективном идеализме, основу которым в свое время положил английский философ и теолог Джордж Беркли. В своих положениях, и в случае объяснения большого количества различных явлений он опирался на эти идеи, на которых, в сущности и базировалась вся его субъективная философия.
В качестве вопроса первостепенной значимости, возникающей у теолога и философа, выступала проблема истины. Он искал формулировку своего ответа на вопрос героя библии Понтия Пилата о том, чем является истина. Свой ответ Кьеркегор сформулировал, опираясь на субъективный идеализм Джорджа Беркли, а также религиозную философию. Им решительно отвергалась работа об объективности сущности истины, а также ее критериев.
Понимание истины в контексте научного знания являлось для него неприемлемым. Вместе с тем, он также критиковал возникновение и формулирование тезисов об относительности истины, которая впоследствии может быть углублена и расширена до границ истины абсолютной, смысловая сущность которой не может быть изменена в процессе дальнейшего развития познавательной активности человека.
Идеям существования относительной истины им было реализовано противопоставление религиозное толкование абсолютной истины в качестве единственной, которая достойна для познания и которая отвечает термину «истина».
В качестве противопоставления категории объективной истины, философом было введено в научное знание понятие субъективной истины. Как отмечал Кьеркегор, в его задачу входил поиск истины, которая воспринималась бы им в качестве таковой. Что представляет собой истина? Согласно Кьеркегору, ответ на этот вопрос у каждого субъекта свой. Согласно его взглядам, это является единственным верным решением проблемы трактовки понятия «истина» для каждого человека. Помимо этого, данный факт уравнивает право на существование для различных и иногда взаимопротиворечащих взглядов.
Согласно взглядам Кьеркегора, статус абсолютной истины могут получить только положения из религии, которые находят свое отражение в различных религиозных трудах. Согласно взглядам философа, религии не нужна помощь ума, поскольку он не может выступать в качестве судьи для вопросов религии.
Религия, как и вера, не нуждается ни в каких доказательствах, особенно в научных, рассматривая их в качестве собственных недругов. Основная задача человека, по Кьеркегору, состоит лишь в том, чтобы отметить истинность веры, а не делать каких-либо поспешных и сомнительных выводов благодаря логическим манипуляциям. Вера в Бога является беспрекословной и безрассудной. Отсутствие веры, согласно его взглядам, является не результатом недостаточных знаний, а результатом непослушаний, желаний противостояния и непокорности.
Философия существования человека
Следует отметить, что субъективно-идеалистическая, иррационалистическая и религиозная позиция Кьеркегора находит отражение как в его учениях о сущности бытия и познания мира, так и в его этических воззрениях. Свои взгляды на этические проблемы он выразил в своих работах «Страх и трепет», «Наслаждение и дог» и прочих. Им были выделены три последовательных этапа в развитии человеческой нравственности и этики: эстетический, непосредственно этический и религиозный.
Согласно позиции философа, на эстетическом этапе развития нравственности и этики, в качестве важнейших категорий для жизненного восприятия у человека выступает область красоты (зачастую внешней), совместно со способностью ей наслаждаться.
В качестве примеров он выделял субъективное восприятие красоты, совместно с наслаждением, которые возникли при прослушивании произведений Моцарта, совместно с восприятием поэм и литературных художественных произведений (античных и современных), совместно с их театральными постановками по Шекспировским произведениям.
Помимо этого, им также были описаны наслаждения, которые он испытал, переживая любовь к женщине, которые были описаны в работе «Дневник обольстителя». Данная работа носила явный характер автобиографии, в которой автор описывал определенные факторы и жизненные события исходя из собственных ощущений, переживаний и особенностей восприятия.
Этика и мораль, проходя этапы духовного развития человечества, согласно позиции философа, осуществляют переход от эстетического этапа на непосредственно этический. Вместе с тем, мораль можно трактовать в контексте общей совокупности правил поведения, совместно с отношениями людей друг к другу, тогда как этика выступает в качестве обоснования и объяснения данных норм.
Данный процесс философ трактовал с позиции гармонического развития этической и эстетической базы человеческого устройства. Так, часть его работы «Наслаждение и долг» получила название «Гармоническое развитие эстетических и этических начал в человеческой личности». В ней автор описывал переход из стадии эстетики процесса этического развития в непосредственно стадию этики.
Начало данного процесса характеризуется возникновением у человека в определенный момент времени потребности к реализации выбора между «чем-то и чем-то». Так называется еще одна работа автора. Он говорил о том, что в случае, когда на одной стороне находятся справедливость, непорочности и истина, а другую представляют пороки, страсти и склонности к извращениям, необходимо реализовывать верный выбор.
Сущность данного выбора отражает состояние духовной состоятельности и возвышенности личности. При реализации определенного выбора, человек полностью наполняется тем, что он выбрал. В случае, когда человек отказывается выбирать, он становится вялым и погибает.
Кьеркегор высказывался о том, что в случаях, когда человек стоит перед выбором, на первый план начинают выходить и вопросы этики. Зачастую, человек осуществляет выбор между доброй и злой стороной. В ситуации реализации выбора, он попадает в этическую область. В случае такого выбора, человек показывает все свое нутро и свою сущность, что, впоследствии, способствует укреплению его индивидуальности.
Согласно позиции Кьеркегора, человеку необходимо понимать сущность совершенного им выбора, вне зависимости от того, является ли этот выбор наслаждением жизнью, либо он отражает необходимость в служении, преданности и спасении других людей, в соответствии с замыслом Бога. Человек, которых стремится получить наслаждения (в понимании философа это отражение эстетических форм жизни), действует в соответствии с естественными и природными инстинктами, продиктованными собственной природой.
В свою очередь, идя за влечением собственного предназначения, совместно с принятием ответственности за свои поступки, способствует к приходу к вере в Божественное, во Всевышнего, как отца всему, что существует в мире. «Осуществив выбор в пользу этого – отмечал философ, человек становится самим собой, обретает свою подлинную сущность, может считать себя свободным, сознательным человеком, который способен в полной мере отличить добро от зла.
Личность, которая выбирает эстетическое жизненное направление – является эстетиком и реализует стремления к наслаждению, действует, согласно замечанию Кьеркегора, полностью повинуясь внешним обстоятельствам, что способствует тому, что он может теряться в них и терять собственную волю и индивидуальную цельность.
Он становится «рабом минуты». В свою очередь, человек, выбравший следование долгу – является этиком, он также может повиноваться собственным настроениям, которые вызваны специфическими обстоятельствами, однако вместе с тем, он не утрачивает собственную волю и реализовывает свой выбор в качестве свободной личности.
Он, вместе с тем, обладает способностью к тому, чтобы не потворствовать своим страстям и искушениям. Смысл его жизни заключается не в наслаждениях, а в устойчивом исполнении своего внутреннего долга, который он устанавливает сам перед собой, а также собственной душой, которую он должен не губить, а обретать.
Согласно позиции Кьеркегора, высшим проявлением этики у человека является формирование религиозных воззрений в собственной душе. Это является высшей стадией этического развития – религиозной. Имеется ввиду христианская этика, в важнейшей заповеди которой содержится следующее: «Полюби Господа Бога своего всем своим сердцем».
В трудах Кьеркегора, как и в трудах Шопенгауэра, человек является существом, которое страдает от различных жизненных условий собственной жизни, над которыми при этом он не властен, и отчего не может их изменить или постигнуть. Одни из трудов философа получил название «Несчастнейший». В нем содержится его выступление перед другими философами на одном из собраний, которые было принято называть «Пятничными заседаниями».
Начало своей речи философ сформулировал следующим образом: «У большого количества людей существует страх смерти. Однако существует большее несчастье, чем это, оно заключается в несчастье жить, поскольку человеческая жизнь состоит из большого количества мучений, а смерть является средством для избавления от них. Таким образом, можно сделать вывод, что смерть является общим счастьем для всего человечества.
Далее Кьеркегором излагались мысли, которые фактически повторяли высказывания Шопенгауэра: человек, который несчастен является одиноким в своем существовании, он не верит в возможное сочувствие ему окружающих, он переживает ощущение ненужности, абсолютной заброшенности и субъективно переживает ничтожность своей жизни. С помощью таких категорий Кьеркегор выстроил всю свою речь, на этих же идеях построены все его работы. Отличие работ Кьеркегора от Шопенгауэра заключается преимущественно в большей склонности к религиозному философствованию.
Свое поведение Авраам мог трактовать как исполнение долга. Кьеркегором была создана «Похвальная речь Аврааму», где автор в торжественной манере описал: «Никто из великих этого мира не будет предан забвению, однако каждый человек велик в определенной мере… Тот, кто возлюбил Бога является величайшим из всех.
В качестве комментариев действиям Авраама, Кьеркегор отметил, что «Авраамом был оставлен собственный разум, опорой ему послужила вера». Далее были сформулированы слова следующего содержания: «Во всей своей вере Авраамом было получено обещание того, что, благодаря ему весь человеческий род будет благословлен».
В своих основных идеях, философия Серена Кьеркегора является очень последовательной и цельной. Ее принято причислять к основам так называемой экзистенциалистской философии, которая получила масштабное развитие в период XX века.
Основу ее содержанию составляет идея переживания человеком опыта своего существования, которая развивалась в идеях Кьеркегора. Следует отметить, что не смотря на то, что позицию Кьеркегора так или иначе разделяют все представители современного экзистенциализма, в большей степени при этом на нее опираются сторонники религиозного течения в экзистенциализме.
Навигация по статьям