Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Становление христианской философии. Основные этапы развития
Содержание:
- 17 ноября 2023
- 8 минут
- 282
Становление византийской философии
Византийская империя или Восточная Римская империя, существовала на протяжении чуть более десяти веков. Её история начинается с 395 г., после смерти императора Феодосия Великого, который разделил Римскую империю между двумя своими сыновьями и заканчивается 1453 г., в момент, когда турецкие войска практически поработили Константинополь и захватили земли Восточной Римской империи.
Византийское государство стало прямым приемником античной культуры и философии в том числе. В Византии не было проблем с переводами древнейших текстов, не было и разрыва между культурами, который наблюдался между мусульманскими воззрениями и древнегреческими. Практически все философские труды античных философов были написаны на греческом языке, этот же язык являлся официальным и в Византийской империи.
Борьба с язычеством и становление христианства
В момент, когда христианство заняло позиции государственной религии, для борьбы с язычеством начали применяться силовые и политические методы, что в корне изменило положение дел в философской науке. Закрывались языческие храмы и философские школы, последней такой стала Академия Платона в Афинах, деятельность которой была прекращена в 529 г.
Подобное становление властей к философии было спровоцировано двумя факторами:
- Философские учения достаточно яро и последовательно критиковали христианскую веру посредством теоретических фактов.
- Философские идеи и методы были основой для некоторых течений христианской теологии, в последствие признанными еретическими.
Жестокая борьба велась между сторонниками различных христианских течений. Здесь и монофизиты, и дифизиты, и иконоборцы, и иконопочитатели. В период с IV по X вв. на всей территории Византийской империи эта борьба завладевала умами практически всех слоёв населения и становилась поводом для бунтов, восстаний и даже гражданских войн, которые подавлялись войсками императора. Зачастую выигрывали те, кого поддерживал император, а не те, кто высказывал более адекватную точку зрения.
В этой связи византийская философия имеет некоторые характерные особенности:
- Полное погружение в религиозную тематику. Через призму философских идей и методов обсуждаются теологические проблемы.
- Беспрекословное превосходство веры над разумом. Священное Писание и Священное Придание несравнимы с наукой, они возвышаются над ней.
Периоды византийской философии
История византийской философии разделяется на три основных периода:
- Ранний – IV – первая половина VII вв.
- Средний – вторая половина VII–XII вв.
- Поздний – XIII–XV вв.
Для раннего периода в Византии характерно развитие идеалистических учений античной философии, которая была присуща эпохе эллинизма и главным образом периоду неоплатонизма. Вместе с тем активно продвигается идея смешения христианской веры с философскими воззрениями. История христианской философии назвала это время периодом патристики. Наиболее видными фигурами стали мыслители Псевдо- Дионисий Ареопагит и Максим Исповедник.
Для среднего периода характерно формирование и становление византийской схоластики, которая стала в последствие основой для схоластики Западной Европы. Смена периода патристики на схоластический проходила под руководством Иоанна Дамаскина. Он посвятил свои работы систематизации православного вероучения, а также занимался научными и философскими знаниями. И. Дамаскин часто обращался к некоторым проблемам, которые были в идеях Аристотеля, кроме того часто использовал его логику во время исследования всех рассматриваемых проблем. Ключевыми деятелями этого периода являются Михаил Пселл и его ученик Иоанн Итал.
Поздний период философии Византии характеризуется, в первую очередь, мистическим течением исихазм.
Наподобие другим течениям, которые имели мистические представления, исихазм строился на максимальном приближении человека к Богу и единение с ним. Чтобы достигнуть своей конечной цели, исихасты вели достаточно аскетичный образ жизни, а также применяли специфическую систему психоанализа для единения с Творцом. Она напоминала систему упражнений из йоги или многократное повторение молитв, чтобы восстановить и отрегулировать дыхание, движение крови и потоки в теле человека.
Разработкой данной системы занимались египетские и синайские аскеты в IV–VII вв. Среди них Макарий Египетский, Евагрий, Иоанн Лествичник. А вот классические представления техник исихазма, принадлежа авторству Симеона, который был монахом в Константинополе.
Григорий Палама смог привести философские знания исихазма к системе и структурировать учение. За это исихазм часто называют паламихмом. Кроме того, в 1351 году паламизм получил признание православной церкви. Это произошло на Лахернском поместном соборе. Паламизм стал официальным учением.
Ключевая идея Г. Паламы заключалась в том, что аскет, в случае выполнения системы упражнений может познать состояние экстаза, которое необходимо для того, чтобы увидеть излучаемый Богом "Фаворский свет", иными словами тот свет, который по приданию из Евангелия, показался апостолам на горе Фавор.
Григорий Палама объясняет этот свет как энергию, которая исходит от Бога, при этом он утверждает, что свет не иллюзорный, несотворенный и невещественный. Это имманентная субстанция, которая характерна Богу, она не отделима от него , т.е. по отдельности от Творца существовать не может и не имеет смысла.
Одновременно с тем, полагаясь на учение Аристотеля о сущности и существовании, мыслитель говорит о Боге как о сущности, которая находится сама в себе и людям он непостижим, и только божественная энергия видится ему как форма самопроявления Бога, она же и пронизывает мир и помогает людям воспринимать Всевышнего.
Философское учение исихазм сыграло важную роль в формировании средневековой русской философии, а также течений "имяславие" и "философия имени", которые появились и существовали в XX в. Эти движения связаны с именами П. Флоренского, С. Булгакова, А. Лосева и др.
Навигация по статьям