Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Современный постмодернизм. Особенности постмодернизма
Содержание:
- 15 ноября 2023
- 13 минут
- 1314
Постмодернизм и его основные черты
Постмодернизм появляется одновременно в нескольких развитых странах Америки и Европы. Он представляет собой художественное направление, которое продолжает модернизм, вместе с тем выглядит как его преодоление. Постмодернизм выступает как контраст с искусством Нового времени, он крайне похож по своим свойствам на своего предшественника – модернизма.
Первым, кто применил этот термин был Р. Панвиц. В его работе "Кризис европейской культуры" встречается понятие постмодернизма. В науке эстетике "постмодернизм" используется весьма часто, он становится популярным после выхода книги Ч. Дженкса "Язык постмодернистской архитектуры". Это произведение отмечено тем, что в нём впервые данное понятие употребляется как отказ от экстремизма и нигилизма авангарда, частичный возврат к традициям, в котором особое значение предаётся коммуникативной роли архитектуры, а не названия для крайних литературных экспериментов.
Искусство постмодернизма с самого начала представляло собой многообразное, раздробленное и противоречивое явление. Его сила была сконцентрирована в нескольких направлениях. Невозможно было его обозначить единым понятием типа "абстрактный экспрессионизм" или "минимализм".
Важнейшей отличительной чертой постмодернизма является его разношёрстность, даже несмотря на понятия коллективного действия и сообщества художников, которые лежат в основе самой идеи художественного направления. Богатейшее многообразие является отражением простого перечня течений сегодняшнего искусства: видео, перформанс, боди-арт, концептуальное искусство, фотореализм в живописи, гиперреализм в скульптуре, повествовательное искусство, монументальная абстрактная скульптура, абстрактная живопись, специфической чертой которой является в современных условиях не строгость и чёткость, а предусмотренная эклектичность.
Прообразом таких разношёрстных направлений служит фигура личной свободы. Появились такие возможности, из которых наделённый свободой воли художник, мог выбирать, в то время как до этого периода такие возможности были недоступны, в силу того, что были преграждены репрессивные понятия художественного стиля.
Сформировавшийся в истоках художественной культуры, прежде всего литературы и архитектуры, постмодернизм спустя короткий период времени приобретает черты обширного культурного направления, которое затрагивало философию, эстетику и другие гуманитарные науки.
Принято считать, что постмодернизм является новым, самостоятельным художественным стилем, который сменил модернизм. Но важно понимать тот факт, что постмодернизм ещё слишком молодое направление, чтобы уже сегодня говорить о нём в качестве самостоятельного художественного стиля, который получил не самое удачное наименование.
Основные особенности постмодернизма
Важнейшие специфические особенности постмодернизма в следующем:
- Плюрализм – релитивизация эстетических ценностей, форм, стилей и установок, что никакой художественный взгляд в итоге не может занять главенствующее положение в отождествлении с другой позицией, радикальный эклектизм; отказ от канонов и авторитетов в непосредственном сочетании с плюрализмом, которые лишены подобострастия, свободное одновременно ироничное отношение к классике и традиции.
- Неопределённость – антисистематичность, антиметодологизм, полное отсутствие у эстетических критериев принципа замкнутости и жёсткости; убеждённость в том, что творение произведений искусства не может регулироваться конкретными предусмотренными правилами: эти правила образовываются вместе с произведением, что в конечном итоге каждое произведение становится событием; стирание границ между категориями жанра и дискурса.
- Фрагментарность – недоверие к тотальному, к любым смешиваниям и замещениям, неважно какого характера: социального, когнитивного или эстетического вида; появляющиеся на этой почве желание монтажа, создания коллажей, даже замещение метафор метонимией, а также пристрастие к парадоксам, влечение к разрушению, к неоправданным крайностям; создание впечатления непосредственного повествовательного хаоса, фрагментированного дискурса о восприятии мира будто разорванного, оторванного или лишённого всякого здравого смысла, закономерностей и упорядоченности.
- Многовариантность истолкования – положение, которое предполагает отсутствие одного, единственно верного объяснения произведения искусства, о его принципиальной многозначности, двусмысленности, многослойности, неисчерпаемых возможностях различных его интерпретаций.
- Потеря "Я" – отказ от идеи возможности полного самопознания индивида и привилегированного положения "Я", таким образом характеризуется классическая философия; уверенность в том, что самое важное в субъекте безоговорочно прячется от саморефлексии и от всепонимающего "Другого", которые представляется философией как бессознательное; желание автора к нивелированию собственного присутствия в созданном им произведении и результатов, которые выходят отсюда в качестве маски автора или даже смерти автора.
- Поверхностность как принцип – отказ от стремлений к исследованию глубинных проблем и процессов бытия, склонность к простоте и ясности, неглубокое, но при этом синтетическое отражение реальности в произведениях искусства, преобладание идеи, что мир нужно принимать таким, какой он есть и не нужно докапываться до истины; понимание жизни в качестве хаотичного нагромождения разношёрстных тенденций, который лишён ясной цели и чёткого смысла; представление о мире, как о чём-то, что безразлично человеку и чуждо; понимание произведений искусства как лабиринта или мглы, зеркала и неясности, которая не имеет никакого смысла.
- Отказ от мимесиса, избирательности – не показывать, не находить – это представляется как цель искусства, которую невозможно представить; явная хаотичность композиции; заинтересованность в пограничных сферах мира и сознания, страсть к эзотерическому, скрытому и тайному, которая доступна только посвящённым; перманентные эксперименты с новыми формами и содержаниями; псевдофактографичность или псевдодокументализм, так обозначаются куски реальности, которые никак не объяснены реальностью, но передаются на холсты в качестве художественного произведения посредством коллажной техники, иногда достаточно в не опосредованном виде; регулярной производство нерепрезентативных образов, которые не способны передать реальность, а лишь создают иллюзию "игры в реальность".
- Ирония, пародийность – насмешливость, которая парирует между лёгкой шуткой и желчным острым трагифарсом; объяснение ироничности как неизбежного средства освобождения от влияния и осознания случайности представлений и серьёзных, глубочайших убеждений; Уверенность в том, что солидарность людей, которая является частью их жизни, достижима благодаря принижению иронии, а не систематической рефлексии; Объяснение иронии в качестве средства, которое даёт возможность в условиях плюрализма и отсутствия парадигм, способствующих нахождению истины; восприятие всей человеческой истории как пародии и вместе с тем ностальгически; попытки не преобразовывать что-то в стереотип сознания, порождать стандартную, ожидаемую реакцию.
- Искусство как игра – определение игрового характера искусства, приближение, а иногда даже отождествление его с игрой, даже более того, не с обычной игрой, а с неклассической, которая не имеет определённых правил, приоритета ходов и тех, кто победил или проиграл; интерпретация отношения между искусством и сутью как чисто игрового; маскировка игрой, подобно иронии, трагизму положения человека и общества.
- Эпатажность – стремление художника поражать, удивлять свою аудиторию различными непредсказуемыми шагами, нарушением общепринятых норм и правил; агрессивность "авторской маски", которая видит своей целью вовлечение публики в активный диалог, вызов её к спору или спровоцировать непредсказуемую её реакцию, неожиданную для неё самой.
- Плагиат и цитирование – откровенное заимствование, имплицитное или эксплицитное цитирование, аккумуляция или повторения, но с присутствием ироничных и пародийных элементов по существующим образцам; стремление отказаться от классических для искусства понятий оригинальности, аутентичности и присутствия; убеждение в анонимности форм, которые создаются бессубъектным и неподконтрольным процессом, сомнительной креативностью художника и вместе с ней идеей, которая подразумевает, что автор является творцом, но одновременно является и автором.
- Смешение высокой и низкой культур – удаление разграничений между элитарной и массовой культурами, принятие высокой культуры примеров массовой культуры, перемещение форм массовой культуры в музейное пространство.
Можно и дальше перечислять особенности и отличия постмодернизма от других течений, но из всего сказанного становится очевидно, что данное направление имеет свои характерные черты и значительно разнится с другими течениями, особенно, что касается его предшественника – модернизма.
Признаки постмодернизма
Нередко можно услышать мнение, что постмодернизм представляет собой плюрализм, который усилен в несколько раз и является для течения самоцелью.
Плюрализм видится в взаимном существовании разных художественных стилей. Он оставляет для себя и черты реализма, хотя по сути реализм характеризуется как сугубо внешняя реалистическая манера в разных жанрах, а не в виде критического реализма XIX в. Данная манера приобрела свойственную для себя популярность в различных жанрах и тем самым поставило под сомнение элитарность настоящего искусства.
Постмодернизм многое поменял, в том числе и представление о соотношении элитарного и массового искусства. Сегодня можно нередко услышать в отношении некоторых жанров и течений слишком громкие заявления. То, что раньше принято было считать некими "задворками" искусства, сегодня становится массовой силой, которая оказывает на аудиторию серьёзное влияние, но при этом довольно редко, в отличии от настоящего искусства, действительно производит сильное впечатление и затрагивает глубинные проблемы.
Сегодня такой реализм широко распространён в массовой литературе, кино, во всех видах искусства, которые ориентирована в первую очередь на массовое производство, главная цель которого развлечение. Научная фантастика, детективы, шпионские романы, приключенческие саги и авантюристские истории, сентиментальные и мелко бытовые сюжеты – всё это вполне правомерные произведения искусства, с позиции постмодернизма.
Интересной особенностью постмодернизма является то, что именно он сам занимается высмеиванием и пародированием такого вида творчества, при этом аудитория выступает объектом насмешки. Постмодернизм раздражает линейность повествования, психологическая детерминированность поведения персонажей, скрупулёзное слежение за причинно-следственными связями и т.д.
Навигация по статьям