Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Биография X. Ортега-и-Гассет

Содержание:

Хосе Ортега-и-Гассет (1883–1955) – известный испанский философ, рациовиталист, который с лёгкостью смог воеденить в своих идеях воззрения неокантианства, ницшеанства, феноменологии и экзистенциализма. Получив образование в университетах Бильбао и Мадрида, после защиты докторской в 1904 г. отправляется в Берлин, где работает как стипендиат, при этом активно посещает лекции А. Риля и Г. Зиммеля (1906–1907 гг.). После отправляется в Марбург и берёт уроки философии у Г. Когена и П. Наторпа, которые развили у него любовь к философии. С 1908 г. работает преподавателем в Мадридском университете, а с 1910 до 1936 возглавляет кафедру метафизики.

Впервые свою философию "жизненного разума" он открывает миру в произведении "Размышления о Дон Кихоте". В 1916 году отправляется в Буйнос-Айрес для читки лекций. 1923 и 1924 гг. ознаменованы тем, что Ортега продвигает идеи рациовитализма в западноевропейскую философию. Но популярность к нему приходит, когда свет увидел его "Дегуманизацию искусства", "Восстание масс" и "Миссию университета". Свою философию "жизненного разума" он включает в курс лекций в качестве акта синтеза предшествовавшего развитию западноевропейской философской мысли и читает его в Мадриде в 1929 г. Эти работы посвящены проблеме кризиса европейского духа, о котором в своё время говорил Ницше. В 1928 г. Ортега отправляется в Уругвай и Чили со своими лекциями, в основе которых философские и социальные идеи.

Отстаивая свою позицию либерального публициста, Ортега активно участвует в политической жизни. Он избирался в Кортесы 1930-е гг. М. Хайдеггер весьма почтительно отзывался об Ортеге после их встреч во Фрайбурге. Гражданскую войну он проводит в эмиграции, немного пожив в Голландии, Португалии и Аргентине. Вернувшись на родину в 1945 г. примыкает к оппозиционному движению режима Франко, в дальнейшем его светское учение противостояло университетской схоластике и либеральной политической доктрине франкизма.

Жизнь Х. Ортеги в Латинской Америке

В XX в. испанские учёные и мыслители искали приюта в Америке. Только там могли быть признаны их идеи и мировоззрения. Ортега не был исключением и отправился туда за вдохновением. Однако, немногие были способны в действительности достигнуть пика своей карьеры и повлиять на социальную или духовную жизнь Нового Света. Но современники неоспоримо признают, что Хосе Ортега-и-Гассет своими убеждениями и непреодолимой тягой к социологическим концепциям и философии, смог повлиять на становление идей и ориентиров латиноамериканской либерально-буржуазной интеллигенции, более того, даже оставил свой след в образовании региональной культуры.

Дело в том, что Ортега оказался в Латинской Америке именно в то самый момент, когда народное общество серьёзно нуждалось в самоопределении культуры, идеологии, в формировании концепций развития, которые смогли передать и не переломить естественные особенности народа и смогли бы выстроить точные ориентиры. В результате идеи, которые сеял испанский философ Ортега, пришлись по вкусу местным.

Латиноамериканские жители знали о Хосе по его "Размышлениям о Дон Кихоте". Его работа серьёзно отличалась от жёстких приёмов рационалистов и дискуссий в стиле позитивизма. Его эссе отвечало их требованиям и способу восприятия, темпераменту, характеру и традициям языка. Ортега значительно отличался не только своими идеями, но и своим отношением. Он Обращал внимание на актуальные проблемы, глубоко исследовал различные идеи, готов был всегда к диалогу. А прагматическая компонента философии Ортеги здесь была встречена с пониманием, поскольку она была нацелена на прорыв специализированного философского знания, с целью увидеть широчайший круг антропологических, культурологических и политологических проблем.

Философская культура и теоретический кругозор Хосе Ортеги поражали умы латиноамериканских жителей. Только благодаря ему в Новом Свете происходит знакомство с ключевыми научными работами европейских учёных и философов. Однако не все концепции Ортеги были встречены Мексиканцами позитивно. Некоторые идеи процесса формирования послереволюционной идеологии либеральной и леворадикальной буржуазии пришлись не по вкусу и отметались в один миг, хотя Ортега и настаивал на их принятии, поскольку понимал, что действительность национально-освободительной борьбы реально в них нуждается. Этот процесс объяснят пристальный интерес к историологии Ортеги, на которой основывается "мексиканская сущность" и теория "латиноамериканского".

Рациовитализм Ортеги защищал универсальный принцип философствования, который разворачивается на уровне мирочувствования, миропонимания, мировоззрения, познания, давая оценку миру и методу жизнетворчества в мире, самопознании, самоограничении отчуждённого бытия.

Пример 1

"Я есть я и моё обстоятельство; и если я не спасаю его, то не спасаю и самого себя" – формула философствования Ортеги.

Философские познания и идеи Ортеги были активно приняты в латинской Америке и нашли своё отражение в работах известных философов - О. Паса, Э. Уранги, Л. Сеа и его учеников (X. Гаос, М. Самбрано). Учениками Ортеги считали себя и известные философы Испании 1950–1970-х гг. (X. Субири, X. Марнас, П. Лайн Энтральго, X. Л. Арангурен).

Описание развития философии Ортеги никак не касается понятийной структуры его философских воззрений, которые были представлены миру и общей публике в "Размышлениях о Дон Кихоте", более того, они практически не меняются и на протяжении дальнейшего времени. Теория "жизненного разума" на аналитическом уровне схожа с Dasein в авторстве М. Хайдеггера и объяснении "жизненного мира" Гуссерля.

Х. Ортега о бытие

Главный вопрос философии Х. Ортеги состоит в установлении образа бытия: наша жизнь и есть первичная реальность. В первую очередь, чтобы составить адекватное представление о сущности нашей жизни, необходимо сформулировать понятия и категории. Он занимается анализом основного термина рациовиталистической философии – жизнь каждого. Обличённая действительность имеет совершенно новый вид, она в корне отличается от всех до этого момента представленных философий. Она таит в себе новейшие идеи бытия, начало новой жизни. Но, стоит отметить, что эта жизнь не просто существует в этом мире, а способна реализовывать потенциал.

Пример 2

Х. Ортега пишет: "Жизнь извечно трагична, поскольку мы заброшены в непредвиденный мир без нашего согласия и вынуждены решать, кем быть в этой жизни, или не быть вообще. "Моя жизнь" не только "оказывается", но она само-прозрачна, стремится давать себе отчет".

Теория философии и сама по себе философия – это определённое исследование, направленное на установление причин, почему жизнь может выйти из себя, а человек может не интересоваться никакими вещами как жизненно необходимыми. Жизнь сама находит решение себе как обитающая в богатом потенциалами, хотя и узком обусловленными пределами мире. Это проявляется категорией "обстоятельство". Конкретная материализация собственного предпочтения (судьбы) нуждается во исчерпывающем учете жизнью ее предшествующего и настоящего. Хайдеггер выступил с предложение ввести новое понятие для обозначения жизни как решения – "забота".

Замечание

Латинский корень слова "забота" означает "курирование", т.е. беспокойное попечение. Жизнь – это всегда беспокойство и одно только беспокойство.

В результате центром жизненного разума является "Я есть "Я" и мои обстоятельства". Субъективность и объективность коррелированы друг с другом. Изначально "Я" – это отражение реальности человеческой жизни, которая наполнена многообразием действительности, а после "Я" – это сознание, субъект Декарта. Здесь же обстоятельства – это составляющие акта сознания, которое включает в себя познавательное, волевое и эмоциональное. Обстоятельства соединяют в себе и внешний и внутренний мир: всякое действие рассудка обладает объектом, а его обстоятельства всегда уже интерпретированы – вещи и процессы изображены нашими интерпретациями. В данном контексте бытие анализируется как особая перспектива, а не как материальное или идеальное. Такой взгляд на исторические процессы посредством метода перспективизма, согласно воззрениям Ортеги, сможет, наконец, объединить историю и философию воедино. Теория "жизни" как разнообразной действительности и неизбежной энергичности сообща с перспективизмом, творческим воображением и смыслопорождением развивают трансформацию герменевтики Ортеги, которая лежит в основе его концепции истории.

Природа, по мнению Ортеги, не даёт характеристику человеку, его характеризует история. Членением рефлексивного (идеи) и дорефлексивного (верования) степеней жизни Ортега изображает, что в своём утилитарном бытии человек координируется с миром до всяких "идей", и развернут на мир в "верованиях". Всякая теория идей подразумевает гармоничное существование верований, бесспорных заблуждений. Даже метод Декарта не может целиком отменить верования, которые констатирует человек.

Сомнения в верованиях могут наступить в момент потери человеком жизненных ориентиров. Идеи способствуют восстановлению уверенности бытия. Возникновение причин к появлению науки и философии есть результат перелома верований и привычных традиций. Их формирование – это попытка избежать сомнений и найти новые ориентиры. Кризис культуры – в ее ритуализации, отчуждении от ее значений.

После побед в XIX в. рассудочная цивилизация в первой трети XX в. попадает в кризис, который может победить теорией "жизненного разума" путём создания "темы нашего времени" – развития европейской культуры и философии.

Работы Ортега-и-Гассета "Дегуманизация искусства" (1925) и "Восстание масс" (1929–1930) примечательны тем, что впервые выявили особенности "массового общества": упадок демократии, бюрократия в институтах общества, овеществление отношений людей. Социальные связи обращают человека в долю безличной толпы. Духовные условия в обществе всё больше подвержены "жизненным порывам" (как у Бергсона). Философская антропология, философия техники и эстетика, философия истории и социология – таковы области философии, в которых Ортега-и-Гассет оставил заметный след.

 

Навигация по статьям

Выполненные работы по философии
  • Философия

    Жизнь и философия Сократа

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      20 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      800 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    Научные революции и смена типов рациональности

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      20 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      1 900 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    акон единства и борьбы противоположностей

    • Вид работы:

      Курсовая

    • Выполнена:

      19 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      6 400 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    Наука как предмет философскометодологического анализа

    • Вид работы:

      Презентации (PPT, PPS)

    • Выполнена:

      15 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      2 300 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    Российская идентичность и межкультурные коммуникации

    • Вид работы:

      Самостоятельная работа

    • Выполнена:

      13 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      1 400 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    проблематика основных отраслей философского знанияонтология философское учение о бытии

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      6 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      1 500 руб

    Заказать такую же работу