Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Философия русского Просвещения: основные представители и идеи
Содержание:
- 25 августа 2023
- 20 минут
- 963
Период русского Просвещения длился с середины XVII в. до 1825 г. Это время отмечено активным развитием светской философии. Происходит постепенная секуляризация под воздействием западнорусского влияния. Кроме того, "петровское западничество" создаёт несвойственный национально духовный мир "Российская Европия". Этот период также отмечен просветительской деятельностью Екатерины II, ориентиром которой было французское Просвещение.
Представители российского Просвещения
Среди просветителей были замечены Феофан Прокопович (1681–1736) и Василий Татищев(1686–1750), которые являлись идеологами "Учёной дружины" Петра I. Ф. Прокопович являлся сторонником абсолютизма, веровал в Бога как двигателя Вселенной. В. Татищев обосновывал европеизм и аргументировал миропонимание западничества, осознанно принимал западничество как некую форму философии, которая связана с антропологической интерпретацией просветительской философии. Он полагал, что мера развития наук заключается в их полезности, подразумевая, что Просвещение и самодержавие неразрывно связаны между собой.
Интеграция в европейскую культуру обязало русского человека стать мыслящей личностью, надеяться на собственный разум и доверять ему. В России началось время, когда стали читать произведения Вольтера, Расина, Мольера. Но, несмотря на это, основное философское учение, которое проповедовалось, принадлежало авторству Христиана Вольфа, которого М. Ломоносов возвышал даже выше Аристотеля. Его теолого-христианская позиция подразумевала развитие христианской онтологии, кроме того он совершал попытки совместить её с натурфилософией посредством предустановленной гармонии. Метафизика учёного заключалась в идеи, что сущность имеет основание, отличаются лишь мысли о "вещах вне нас" и "в нас", при условии, что всё, что "вне нас" – это безусловная действительность. Основой русской европеизированной мысли XVIII в. были воззрения Вольфа, его натурфилософия, антропология, этическая и практическая философская идея.
Перемены, которые внёс Пётр I в общественную жизнь, стали ключевым фактором, повлиявшим на формирование новой эпохи русской философии. Философское сознание, наконец, вырвалось из оков религии и идеологии. Это повлияло и на появление университетов, школ и училищ. Молодые люди теперь могут получить образование не только в России, но и за границей. Любовь к мудрости и философская мысль покидают кельи монастырей и оказываются на поверхности нового мира. С этих пор проблемы веры не самое интересное для людей, мир вокруг, природа и её познание вызывают непреодолимое желание к познанию.
Одним из наиболее известных представителей русского Просвещения является Михаил Ломоносов. Его личность – это яркий пример носителя новоевропейского духа, в котором переплелись веяния рационализма и эмпиризма. Неоспоримое достижение его в том, что по его проекту был основан Московский университет в 1755 г. Научная деятельность Михаила Ломоносова состояла из естественнонаучных и философских исследований, что способствовало его работе по объяснению принципов механистической картины мира.
Преодолеть гносеологизм европейских учёных помогли основы научных воззрений именно Ломоносова, основная мысль которых, заключалась в том, что духовность – это целостное единство веры, истины и красоты. Просвещённый патриотизм – характерная особенность мировоззрений учёного и мыслителя, которая не подразумевала противопоставлений России и Европы. Ломоносов отлично понимал, что российская наука находится в зачаточном состоянии, но её, непременно, ждут успехи, при этом не отрицал и того, что западноевропейская является уже развитой. Согласно историческим исследованиям, Ломоносов полагает, что все народы равноценны. "Грамматика" и "Риторика" – труды учёного, в которых он помогает осознать огромное значение общения народов, а также распространения просвещения, науки и культуры. Устремляя все знания к истине, но одновременно верил в гуманитарное, человеческое её значение. Творчество М. Ломоносова – это синтез науки и искусства, в некоторых работах можно даже заметить элементы поэтизации науки.
В своих исследованиях учёным использовал системный подход: синтезировал знания теории и практики. В большинстве своём в работах Ломоносова ставилась цель – отыскать практических выход. Работы по физической химии, географии, экономике, литературоведению и риторики были устремлены именно на это. Огромное значение в этом контексте представляет работа учёного о российской демографической обстановке. Ломоносов считал эту проблему наиболее значимой в социальном плане. Её решение он видел в укреплении светского государства и росте промышленного комплекса.
Работы Ломоносова содержали некоторые предпосылки для формирования экономической географии как науки. Наиболее значимыми трудами Ломоносова по географии России середины XVIII в. являются "О слоях земных", "О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану", "Рассуждение о большей точности морского пути" и некоторые другие. К тому же учёный занимался вопросами физической географии.
Стоит отметить и тот факт, что М. Ломоносов является первым в России социологом-демографом. Это следует из его письма графу И. Шувалову "О сохранении и размножении российского народа". Именно в этом письме учёный говорит о ключевых направлениях относительно государственно-политических начинаниях. Здесь речь идёт о научном просвещении всех сословий, реформах в отрасли сельского хозяйства, промышленной сфере и ремесленничестве. Кроме того учёный видит благоприятными перемены во внутренней и внешней политике, финансовой сфере и даже военном деле.
Позднее российское Просвещение
Позднее российское Просвещение было отмечено работами по человеколюбию и социальному развитию. Основные концепции этих воззрений были представлены Д. Аничковым, С. Десницким, Я. Козельским, Д, Фонвизиным, М. Щербатовым и др.
Д. Аничков занимался развитием гносеологического направления философской антропологии. В рамках этой темы он разрабатывал вопросы соотношения души и тела, не проводя проекции с богословием и его концепциями греха и благодати. Кроме того, отождествлял душу с познавательными способностями человека. Он говорил, что познание – это то же самое, что и установление причин бытия вещей. В качестве движущей силы познания он признаёт страсть, а рефлексия – это проявление душевной жизни, иным словами способность человека понять самого себя и свои желания, и даже более того, внешний мир.
А. Радищев обращается к экзистенциально-эстетическим проблемам человека. Его личность является наиболее значимой среди иных деятелей русского Просвещения. Два ярчайших произведения Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" и ода "Вольность отражают радикально-демократическую позицию и направленность русской философской мысли. Глядя на Запад, Радищев активно продвигал в России основные положения Французского Просвещения. Учёный и мыслитель говорил о том, что естественный принцип равенства всех людей должен быть поддержан на уровне законной власти. Основные идеи философии А. Радищева:
- Острая критика государственной системы – монархии.
- Продвижение просветительских идей философии общественного договора.
- Ярое отстаивание гражданских прав человека и полное искоренение рабства.
Радищев синтезирует в своих воззрениях рационализм и материализм, пантеизм и гуманизм. Отечественная антропология пополнилась благодаря Радищеву своеобразной работой. Учёный предложил теорию сродства мира, животных и человека. Кроме того, он говорит о том, что душа бессмертна и после того, как тело умирает, душа становится свободной и продолжает совершенствоваться.
Ключевое понятия в понимании философии, представленной А. Радищевым – правда. В произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" автор постоянно его использует в контексте российского законодательства и деятельности властных структур. Правда для него, это нечто из разряда любви к человеку, соболезнование и сопереживание. Правда – это полное противопоставление рабству. Она отождествляется с духом вольности. Неправда – это отражение эгоизма, чёрствости души, жадность, любовь к власти. Согласно воззрениям А. Радищева, гражданское общество и деспотичная система управления в корне определены противопоставлением свободы и рабства, единства людей и их конфликта.
Русская философская мысль так тесно не связывает правду и рациональную оценку. Тем самым она и отличается от европейской. В русской философии социальным отношениям даётся субъективная оценка. А. Радищев видит своей целью доказательство того, что положение в обществе давно пора менять. Именно поэтому он даёт такое определение правды. С её же помощью критикует российские законы, которые не соответствуют правде, а наоборот, способствуют сохранению рабства. На основе его работ, можно сделать вывод, что для учёного правда имела гораздо большее значение, нежели законы и юридические права. Он жёстко критиковал ложь и обман, никогда не боялся говорить правду даже своему начальству и не поступался в своих убеждениях. Его принципиальность не единожды помогала простым людям, он отстаивал права невинных людей перед руководством. Еще одной положительной чертой характера А. Радищева было полное отсутствие корыстолюбия. Даже несмотря на то, что он занимал высокий пост начальника таможни в Петербурге.
Касательно философии русского Просвещения, то линия развития, предложенная ещё в XVII в. сформировала некоторые тенденции, которые повлияли на зарождение профессиональной философии в XVIII в. Главной особенностью такого проявления стало полной отделение философской мысли от богословия и религии.
Оставив просветительские идеи XIX в. философы прибегают к радикализму декабристов и совершают порывы в сторону революционного переворота разночинцев. При этом одни говорят, что необходим военный переворот, а другие, что крестьянские восстания принесут перемены в обществе. Наконец, русская философия четко определяется с собственной проблематикой, в основе которой лежит государственность, революция и славянство. Впервые появляется понимание того, что собственная история остаётся без ответов на главные вопросы.
Пётр Лавров – ключевая фигура российского Просвещения. Он устремил свои исследования в сторону славян и их роли в истории мысли. Русский народ – это представитель славянства и именно эти люди должны заняться переустройством социальной системы посредством сознательной гармонической корпорации. При этом, не учитывая прошлые политико-экономические и семейные традиции.
Победа над Наполеоном всё равно заставила русских задуматься над собственным предназначением через призму прошлого. Следствием этих обстоятельств оказывается появление контрпросвещения, основная идея заключалась в возвышении национальных идеалов. Основоположниками этого направления стали Владимир Одоевский и Дмитрий Веневитинов. Своего апогея это движение достигает в славянофильстве.
Пётр Чадаев стал идейным символом теоретических воззрений славянофилов. Его знакомство с Кювье, Гумбольдтом, Шеллингом играло важную роль в становлении его мировоззрения. "Философические письма" посвящены проблеме реализации воли нации. В этом произведении он не высказывается отрицательно о России, его заботит нежелание самодержавия двигаться в сторону прогресса. П. Чадаев активно критикует идеи Аристотеля и Гегеля, говоря о том, что это всего лишь готовая философия, а стремиться нужно к трудным размышлениям посредством христианской логики понятий. Согласно его воззрениям, нужно заняться синтезом духовного и материального, рациональности и свободы, при этом нельзя жертвовать ни единым фактором в сторону другого.
Славянофильство
К. и И. Аксаковы, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков самобытные философы-славянофилы. Сами себя они называли "московские мыслители", порывались высказываться об общечеловеческих правах, не взирая на мнения мыслителей Западной Европы.
Хомяков обосновал это положение принципом соборности, целостности духа, который превращается в охватывающий всё вокруг организм "свободного единодушия". Западники, в числе которых были Т. Н. Грановский, Б. Н. Чичерин, А. И. Герцен, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв подверглись острой критике славянофилов из-за своего мнения о том, что Россия отстаёт от Западной Европы по всем фронтам. Прогрессивные страны Европы выступают для западников идеалом, к которому должна быть устремлена славянская цивилизация. Представители западников были уверены, что отсталость России заключается в том, что в стране господствует православие, крепостное право и монархизм.
Идолом философской мысли западники считают Гегеля, при этом совершенно точно они отдают предпочтение материализму, индивидуализму и безбожию. Логично говорить о том, что западники совершенно справедливо критично относились к негативной стороне российской действительности, яро выступая за прогресс и демократические перемены. При этом они не видели откровенных достоинств русской культуры и не осознавали на Западе индивидуализма и материализма, который был не характерен, в первую очередь, русскому менталитету.
Однако стоит заметить, что диспуты западников и славянофилов были отражением проблемных сторон российской действительности, подчёркивали недостатки российской культуры, науки и общества. И тех, и другие выдвинули свои идеи по их разрешению. Славянофилы говорили о преодолении пиетета перед западной наукой, обращая своё внимание на аксиологические основы научного познания, т.к. без них не представлялось возможным адекватно понять историю и культуры страны. Кроме того, славянофилы предложили весьма логичное разрешение проблем формирование гуманитарных наук. Вместе с тем, западники опирались на универсальность научного познания. Чичерин предлагал заполнять пробелы русской науки посредством познания достижений других народов и приобщения к мировой науке.
Философия славянофилов получила своё развитие во второй половине XIX в. в новой философии "неославянофильство". Её основоположниками считаются Н. Данилевский, К. Леонтьев и Н. Страхов. Объединило этих философов проблема судеб и перспектив развития России в современном мире. Кроме того, подходя к исследованию, они использовали один методологический подход. Все они стремились понять особенности культурно-исторического развития и самобытность данной цивилизации. Они использовали синтетический подход к философии, посредством которого объединялась наука, искусство и религия.
Николай Данилевский своей книгой "Россия и Европа" посодействовал расширению горизонтов славянофильства. Его идеи серьёзно повлияли на его современника Леонтьева, который вместо философии славянофилов предлагает своё воззрение – "русский византизм". Особенность его идей в том, что православие он представляет как "страх Божий". Благодаря Европе мы получили любовь без страха и упрёка, она опосредована верой в "земного человека", что и стало причиной кризисных явлений европейской культуры. Демократический лжепрогресс не подразумевает и намёка на христианство. Земной человек не имеет способности быть основой познания, религии, права или государства. Эта идея связывает Леонтьева с философскими воззрениями Ницше и Хайдеггера. Леонтьев называет опорой существования – Бога, Ницше – сверхчеловека, Хайдеггер – судьба бытия. Леонтьев предрекает обрушение западной цивилизации ввиду того, что она продолжает укрепление и развитие материального и морального благополучия человека и общества. Говорит о том, что Россия не должна идти тем же самым путём. Леонтьев вместе с тем считает, что восхваление славян излишне, необходимо понимание их не похожего положения по отношению к западному.
Русский радикализм и приход к идеям социализма
Атмосфера, царившая в российском государстве, способствовала формированию и развитию не только славянофильства, но и русского радикализма. Цель этого направления заключалась в стремлении преобразовать Россию в общины поземельной собственности. Такие идеи преследовали абсолютно все: декабристы, разночинцы, народники. Среди них такие имена Пестель, Фонвизин, Герцен, Чернышевский, Бакунин, Ткачёв. Русский радикализм сменяется в конце XIX в. пролетарским или научным социализмом Плеханова и Ленина. Однако и здесь движения разделились на тех, кто желал построить конституционную монархию, и тех, кто видел будущее России в республиканской демократии. Революционные демократы активно продвигали идеи национального духа. А. Герцен даже попытался усмотреть в крестьянской поземельной общине прообраз социализма и дать ему философское толкование. Социализм он видел как моральную альтернативу справедливости и человеколюбия насилию и рабству.
Навигация по статьям