Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Идеи французских просветителей

Содержание:

Французские просветители внесли значительный вклад в формирование и продвижение идей прав и свобод личности и гражданского состояния. Кроме этого оказывали сопротивление произволу церкви и государства. Нельзя не отметить тот факт, что некоторые из представителей французского Просвещения остро высказывались против католического универсализма, как они это называли – средневековое мракобесие. И при всём при этом вовсе не критиковали религию.

Общеизвестно высказывание Вольтера, который говорил: "Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать". Тем самым подтверждая, что вера принималась просветителями. А религиозный фанатизм, который предполагает единомыслие, искореняет всякое проявление свободы совести и слова. Логично предположить, что Вольтер активно противоборствовал католической церкви.

Основные идеи французских просветителей

Ш. Л. Монтескьё и Ж. Ж. Руссо, являясь выдающимися представителями французского просвещения, высказывались в пользу пересмотра формы государственного правления и обращению государственной системы в сторону либерализации и демократизации власти.

Пример 1

Ш. Л. Монтескьё писал в труде "О духе законов": "Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью".

Французский просветитель Монтескьё

Важное место в общественной жизни занимает принцип разделения властей на три ветви, разработанный именно Монтескьё. В его представлении власть должна быть поделена на:

  • Законодательную.
  • Исполнительную.
  • Судебную.

А всяческие варианты соединения двух видов власти ведут к нарушению прав человека и границ его свободы. Впоследствии господство деспотизма и произвола. Монтескьё обращал важное внимание на то, что все ветви власти должны быть независимы друг от друга, но при этом гармонично дополнять и уравновешивать друг друга. В его преставлении три ветви власти – это важнейшие составляющие одной большой системы.

Опираясь на собственные исследования, Монтескьё сделал вывод, что судебная власть должна иметь такую же силу, как и две иные, при этом все они самостоятельны. В его трудах говорится о том, что судебная власть – это гарантия следования конституционным и другим законам в двух других ветвях. При этом судебная, наделяется, в его понимании, силой, разрешающей споры и прения, возникающие в других ветвях.

 

Такая теория была высказана Монтескьё в книге "О духе законов", но он почему-то считал, что это не самый важный посыл его труда, в отличие от его современников, которые говорили, что идея разделения властей – важный шаг на пути к реформированию системы государственного правления. Сам же автор придерживался мнения, что ядро и атмосфера законов любого народа берёт начало в традициях, нравах и характере.

Французский просветитель Руссо

Интересными идеями в сфере развития договорной теории государства оперировал и другой французский просветитель Ж. Ж. Руссо. Своё видение политической философии он заключал в следующем: всякое государственно-политическое образование являет собой осуществление планов материально обеспеченных граждан, и ни в коем случае не естественный процесс, основанный на исторических событиях.

Руссо утверждал, что неравенство берёт своё начало от момента произвола более удачливых членов общества, которые смогли завладеть общественными благами и превратили их в собственность. Искоренение разделения общества на богатых и бедных возможно только в случае обращению к истокам естественного состояния.

Учёный выдвигал идеи о том, что государство должно строиться на общественном договоре. Только в таком случае возможно справедливое существование человека в обществе и отвечающее природу людей. Выражая свои идеи насчёт идеального строения общества, он полагался не на реальность, а на предполагаемую им действительность в будущем. Особенностью таких идей было то, что, согласно его пониманию, человек изначально добрый и хороший.

Пример 2

Руссо писал: "Человек от природы есть существо доброе и хорошее, учреждения делают его злым и дурным".

Опираясь на подобные идеи, Руссо утверждал, что общественный договор – это начало равенства, свободы и не отрицаемого суверенитета народа.

Руссо регулярно делал попытки в сторону разрешения проблемы справедливости государственного устройства посредством обеспечения всех граждан правом участия в высшей власти. Однако для этого следовало отказаться от личных свобод, для того, чтобы привести в действие всеобщую волю. Согласно такому положению, все граждане равноправные субъекты всеобщей воли.

Следствием такого устройства государство может быть всеобщее господство. Где все субъекты общества одинаково подчинены власти и при этом сами же и являются этой властью. Это и есть конечная цель – достижение всеобщего равенства с сохранением собственной свободы.

Замечание

Б. Констан отметил, что идеи Руссо не совсем корректны, поскольку наделяя всех политической свободой, игнорировалась личная. Невозможно поделить власть всеобщей воли, она абсолютна и непоколебима и не принадлежит никому. При этом наличие партий, фракций и т.п. недопустимо.

Интересен тот факт, что Руссо отрицал идею разделения властей, утверждая, что власть, которая выступает в интересах всего общества, может быть только единой. Её разделение недопустимо. В силу того, что суверенитет народа неотчуждаем и абсолютен, Руссо не считал важным говорить об ограничении народной власти.

Навигация по статьям

Выполненные работы по философии
  • Философия

    Жизнь и философия Сократа

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      20 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      800 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    Научные революции и смена типов рациональности

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      20 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      1 900 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    акон единства и борьбы противоположностей

    • Вид работы:

      Курсовая

    • Выполнена:

      19 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      6 400 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    Наука как предмет философскометодологического анализа

    • Вид работы:

      Презентации (PPT, PPS)

    • Выполнена:

      15 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      2 300 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    Российская идентичность и межкультурные коммуникации

    • Вид работы:

      Самостоятельная работа

    • Выполнена:

      13 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      1 400 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    проблематика основных отраслей философского знанияонтология философское учение о бытии

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      6 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      1 500 руб

    Заказать такую же работу