Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Классификация наук. Номотетические и идиографические науки В. Виндельбанда. Науки о природе и науки о культуре Г. Риккерта
Содержание:
- 27 марта 2023
- 9 минут
- 1621
Классификация наук – деление наук на основе различных оснований. В любой классификации наук самоопределяющим понятием является их сущность. Именно сущность в широких аспектах видового выражения структуры классификации приводит принадлежность классификационной системы к общему механизму упорядочения знаний.
Сущность как основа классификации наук у Аристотеля
О сущности как определяющем элементе формирования знаний и их классификации впервые заговорил Аристотель в своей работе «Метафизика». Аристотель описал такие категории наук как физика и метафизика.
Метафизика представляла собой первую философию, учение о началах бытия и знания, другими словами, метафизика изучала неподвижную и самостоятельную сущность.
Физика, по мнению Аристотеля, изучала телесную самостоятельную сущность, которая изменяется.
Математика – неподвижную, вечную, но не самостоятельную сущность.
Математика, по описанию Аристотеля включала в себя астрономию, оптику и механику. Элементными составляющими физики являлись психология, биология и космология. Математика и физика, по мнению Аристотеля, представляли собой одну из категорий знаний теоретической философии.
В XIX в. деление наук по их предмету и методу на науки о природе и науки о культуре было предложено В. Виндельбандом, а затем дополнено Г. Риккертом.
Номотетические и идиографические науки В. Виндельбанда
В. Виндельбанд разделил науки на номотетические и идиографические.
Он противопоставлял эти науки друг другу, определив идиографические науки как индивидуализирующие, а номотетические науки как генерализирующие.
Номотетические науки направлены на поиск общих законов, которым подчиняются изучаемые явления, идеографические – на поиск исторических фактов, в которых однократно запечатлено изучаемое явление.
Цель номотетических наук - открытие общих универсальных научных законов с помощью генерализирующего метода. В свою очередь, идеографическое науки используют индивидуализирующий метод и ставят своей целью не открытие законов, а представление исследуемых явлений и фактов в их единственности и неповторимости.
Однако противопоставление идиографической науки номотетической науке не выдвигалось Виндельбандом в качестве абсолютного. Он подчеркивал, что идиографические науки, воссоздающие объекты в их единичности и уникальности, нуждаются в определенных общих положениях, которые устанавливаются номотетическими науками.
Науки о природе и науки о культуре Г. Риккерта
Г.Риккерт переименовал номотетические науки В. Виндельбанда в науки о природе (естественные науки), а идиографические науки - в науки о культуре.
Риккерт был убежден, что каждая наука не должна устанавливать законы, а понятие научный закон не является универсальной категорией. Науки о природе устанавливают свои универсальные законы по той причине, что законы природы совпадают с законами естественных наук. Так как никаких законов, касающихся развития культуры, не существует, культуре нечего устанавливать, однако науки о культуре стремятся познать индивидуальные причинные ряды.
Науки о духе
В середине XIX в. стали часто употреблять понятие науки о духе, которое было схоже с понятием науки о культуре и идиографические науки. К наукам о духе относились история, лингвистика, социология, этика, эстетика и др. Психологию определяли как нечто среднее между науками о природе и науками о духе.
В. Дильтей противопоставлял науки о духе естественным наукам. Он утверждал, что предметом исследования наук о духах является общественно-историческая действительность. Таким образом, науки о духе, по мнению Дильтея, опираются не только на принцип причинности, имеющий силу для всех наук, но и на определенные ценности и суждения о целях.
В Новое время появилась идея о том, что задача науки состоит в раскрытии законов исторического развития (О. Кант, К. Маркс, Дж. С. Милль, Г. Зиммель и др.) Однако в начале XX в. число сторонников данной идеи стало меньше по двум причинам:
Первая причина заключалось в том, что идея открыть законы истории и тем самым поставить науку историю в один ряд со всеми другими науками, которые устанавливают различные закономерности, не привела ни к каким конкретным и обоснованным результатам.
Вторая причина заключалась в распространении убеждения, что для методологического своеобразия исторических наук понятие закона науки является чужеродным.
Современная классификация наук
Каждая классификация наук не является единственно возможной и исчерпывающей. Науки делятся по различным основаниям.
Принято делить все науки на три категории:
- естественные науки
- социальные и гуманитарные науки
- формальные науки
К естественным наукам относятся физика, химия, науки биологического ряда и другие. Естественные науки стремятся описывать исследуемые ими фрагменты реальности, а не оценивать их. Одни естественные науки (например, космология) рассматривают исследуемые объекты в развитии и оказываются близкими к гуманитарным наукам, а именно к наукам исторического ряда. Другие естественные науки (например, география) формируют сравнительные оценки и являются близкими к таким социальным наукам, как социология и экономика.
К социальным наукам относят экономическую науку, социологию, политические науки, социальную психологию и другие. Эти науки не только описывают изучаемый объект, но и дают им оценку.
К гуманитарным наукам определяют науки исторического ряда, лингвистику, индивидуальную психологию и другие. Эти науки стремятся как к чистым описаниям (история), так и к сочетанию чистых описаний с оценкой (психология).
Область социального и гуманитарного знания представляется еще более разнородной, чем область естественных наук.
Так же между социальными и гуманитарными науками существуют нормативные науки - этика, эстетика, искусствоведение и другие.
К формальным наукам относят логику и математику. Подход данных наук к изучаемым объектам настолько абстрактен, что получаемые результаты находят приложение при изучении всех областей реальности.
Для классификации наук используют такие категории понятий как "оценка – описание" и "абсолютные понятия – сравнительные понятия". Так, естественные науки стремятся к описанию понятий в системе сравнительных категорий, социальные и гуманитарные науки тяготеют к оценке в системе абсолютных категорий.
Возвращаясь к мнению Риккерта, который утверждал, что науки о природе устанавливают научные законы с помощью генерализирующего метода, а науки о культуре, используя индивидуализирующий метод, не формулируют никаких законов, важно отметить ошибочность данного суждения. Физика и химия действительно обосновывают многие законы науки, но биология, в частности теория эволюции, не открывала никаких новых законов, а космология использовала уже существующие законы физики.
В свою очередь, социальные науки, которые Риккерт отнес к наукам о культуре, тоже способны открывать различные законы. Экономика достигла прогресса в описании общих законов экономической жизни, социология стремится обосновать регулярности, которые касаются форм и изменений совместной жизнедеятельности людей.
Можно говорить об установление законов теми естественными и социальными науками, которые дают оценку и описание исследуемых объектов в системе сравнительных категорий. В то же время описание изучаемых объектов в системе абсолютных категорий не формирует никаких научных законов.
Навигация по статьям