Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Общество как развивающаяся система
Содержание:
- 02 октября 2023
- 15 минут
- 758
Общество как развивающаяся система
Вместе с понятием «общество» часто можно встретить такие понятия, как «страна», «нация», «государство». При употреблении данных категорий важно учитывать их предметную самостоятельность. В более общем понятии, обществом называют продукт исторической деятельности людей, географическое местоположение которого определяется страной. Нация имеет целостное территориальное, экономическое, правовое и языковое построение с менталитетом и языковой культурой, а государство имеет политическую организацию.
Среди характеристик общественной системы выделяют функциональную согласованность компонентов ее структуры и их самостоятельность. Исторически то, как развивалось общество определялось в зависимости от того, какие в нем сложились экономические отношения, политическое господство, а также тем, какие у данного общества социальные особенности и региональные черты. Приоритет различных структурных компонентов общественного развития проявляется во взаимосвязи социальных, естественных, материальных, демографических и других факторов бытия.
Системообразующие факторы общественного развития и формирования социума
Ввиду того, что под обществом понимают людей, которые функционируют в рамках системы общественных отношений и институтов, созданной их собственной деятельностью, можно выделить человека, личность, индивидуальность, персону и социум в целом как базовый элемент общества. Антропогенез (становление человека) и социогенез (становление общества) – являются двумя сторонами одного и того же процесса, который происходит в социальном времени и пространстве.
Если говорить о факторах, образующих систему, которые влияют на процесс развития и формирования общества, то учеными выделяют следующие:
- Естественные;
- Социальные;
- Материальные;
- Экологические.
Учитывая этого, необходимо обозначить конкретнее и то, в чем состоит сущность разнообразных сфер жизни общества вместе с традициями, нормами, принципами и культурой, которые им соответствуют. Они формируются на основе базовых форм деятельности общества в качестве сложившихся исторически самостоятельных системообразующих институтов общественной жизни.
Рассмотрим некоторые особенности системообразующих факторов, в первую очередь – естественные.
Система «универсум – человек» является базовым философским построением для того, чтобы понять становление и развитие общества. Человек, общество, социум на планете все объективно «рождены» универсумом. Начиная с самого своего появления, человек постоянно стремился к самосовершенствованию и преобразованию природы, он пытался достроить все общественное и недостающее с помощью деятельности.
Человек является специфической частью природного мира, его сущностным элементом. Процесс его эволюции был постепенным, он менял факторы зависимости от природы, становясь при этом самостью с помощью общения, труда, улучшения способа ведения совместного хозяйства, условий быта (системы социально-ориентированных отношений). Становление (развитие и выживание) человека происходило путем естественного отбора, при котором он опирался на свою собственную силу, выносливость, здоровье, умение противостоять природе, размножение. Социальный отбор требовал наличия разнообразных индивидуальных характеристик, уже сформированных способностей, а также реализацию интеллектуальных качеств личности, умение адаптироваться к условиям, которые предъявляет социальная среда.
Все социальное, имевшее социальную значимость, закреплялось посредством житейского образа и теоретического закрепления накопленных установок, умений и знаний. Если говорить предметно, то человек в процессе своего природного становления и развития постепенно выстроился сам и сумел попасть в сферу социальных законов, соответствующих собственной естественной природе и общественному бытию. Все это происходило в процессе труда, который требует постоянного совершенствования навыков, передачи опыта между поколениями как в ремесленном, так и в профессиональном режиме в процессе воспитания и обучения, т.е. в процессе социализации.
Первичным естественным фактором становления и развития общества с помощью человеческого труда и деятельности была природная среда.
Наши древние предки постоянно пользовались предметами природного мира, которые случайно попадались им на глаза (палками, камнями, костями) как простейшими орудиями труда, а также использовали их для защиты и охоты. Данная прикладная направленность относилась к инстинктивным животным формам реагирования. Однако данная способность наших предков к совершению примитивных операций положила мотивированное начало для осуществления труда в форме, в которой он будет составлять человеческое исключительное достояние, являться целеполагающей деятельностью.
Наши предки осознанно переходили от банального использования различных предметов, которые были обнаружены в природе, вроде скорлупы крупного ореха, которую использовали в качестве ёмкости для воды или же камня, который служил ударным или охотничьим инструментом, к целенаправленному изготовлению орудий труда, которое затем становилось потребностью. Данная потребность послужила толчком к формированию собственно человеческого – ремесленного, наполненного смыслом труда, который в дальнейшем перешел в деятельность.
Последствия перехода к труду были следующие:
- Организм приматов начал адаптироваться к только к условиям окружающей среды, но и к трудовой деятельности. Все специфические, свойственные человеческому существу особенности физической организации, а именно прямохождение, дифференциация функций задних и передних конечностей, взаимосвязанная работа головного мозга и рук – были выработаны в процессе длительной адаптации организма к тому, чтобы научиться выполнять операции, необходимые для жизни;
- В связи с тем, что труд был не только индивидуальным, но еще и совместным, он стимулировал формирование и развитие оповестительных сигналов, что впоследствии привело к тому, что зародилась членораздельная речь и язык как средства общения, а также накопления и передачи необходимой информации;
- Потребности человека расширялись благодаря труду, что не могло не сказаться на человеческих способностях к осуществлению различных действий – как совместных, так и индивидуальных. Таким образом, начиная с первобытной общины, зародилась система отношений в обществе.
От животных человека отличают различные биотические признаки вроде особенностей его тела, отсутствия сплошного волосяного покрова, прямохождение, строение опорно-двигательного аппарата и т.д.). Однако, самыми основными отличительными признаками являются наличие речи, способности к абстрактному мышлению, умение ставить цели в процессе своей деятельности, присутствие социальных связей, социализация, наличие менталитета.
Среди отличий труда от рефлексорных действий, свойственных животному миру, ученые выделяют следующие:
- Человеческий труд целеориентирован;
- Труд человека – это его активное воздействие на окружающий мир (природу), которое не является адаптацией к ней;
- В процессе труда человек использует не только предметы природного мира, но и способен сам произвести себе орудие труда;
- Человеческий труд будет способствовать осознанному удовлетворению потребностей человека;
- Труд несет в себе как индивидуальный, так и коллективный характер и способствует становлению общества, созданию и развитию общественных институтов.
Для того, чтобы уяснить некоторые вопросы становления и развития общества путем деятельности, необходимо обозначить определенные понятия социальной философии, среди которых «труд», «творчество», «работа» и «деятельность». Человек общественный появился благодаря работе и труду, которые включают в себя такие обязательные социальные компоненты как речь, общение, накопление и передачу опыта и информации. Становлению и развитию цивилизации способствовала человеческая деятельность, компонентный состав которой включает в себя субъект – объект – средства – процесс – результат – условия – систему – среду. Творчество же человека – это тот созидательно-целевой социальный стержень, способствующий построению высококультурного общества, а также социального государства, которое включает в себя все ценностно-значимые элементы развития общества.
Данное понятие шире определения труда и его невозможно уложить в определенные четкие параметры, к примеру, выкопать яму размером на два метра, на два метра и на два метра. Деятельность несет в себе и индивидуальную, и институциональную нагрузку – может быть деятельностью ученого, руководителя, правительства, в сфере искусств, обороны или же общественной безопасности.
Все приведенные выше определения являются социальными константами, которые имеют широкое общественное значение.
Если проанализировать понятия работы, деятельности, труда и творчества, то можно увидеть, как социальное развитие отличается от биологического, несмотря на то, что человек как субъект функционирует в рамках своей собственной биотической природной сущности. В связи с этим предполагается важным упомянуть о том, как различаются характер и темп биотических и социальных процессов. Серьезные изменения в жизни общества происходят в такое краткое время, которого будет недостаточно для того, чтобы произошли какие-либо значительные изменения в развитии биологических видов. Во многих случаях биологическое развитие становится еще более медленным, в зависимости от того, как конкретный вид организмов адаптируется к среде, в которую попадает. Общественное развитие, с другой стороны, наоборот ускоряется на протяжении всей своей истории. Древний мир существовал и развивался на протяжении нескольких тысячелетий, средневековое общество развилось за тысячу лет, общество Нового времени и эпохи Просвещения – в 300 лет, а Новейшее общество, основной особенностью которого является информационная насыщенность, потратило на свое развитие всего лишь чуть больше века. Таким образом, можно заметить, что социальная динамика развития во многом движется быстрее, чем биотическая. Это стало возможным в связи с возникновением новым механизмов преемственности в общественном развитии в сравнении с биологической эволюцией.
Накопление и передача информации между поколениями в биотическом мире происходит с помощью механизма наследственности, на котором базируются прирожденные инстинкты. Высшим животным также свойственен путь передачи своим детям индивидуальных навыков, которые приобрели их родители.
Важную роль в жизни общества играют управленческие и производственные навыки, духовные и социальные нормы, опыт социума, воплощающийся в мышлении, языке, традициях, знаниях, творчестве, деятельности и культуре. Все эти навыки также наследуются каждым из поколений.
Биологическую передачу тех или иных свойств ограничивает запас информации, заложенный генетически (в аппарате наследственности). Наследование социального опыта непрерывно и безгранично. Освоение данного опыта и принятие созданных людьми ценностей происходит путем социализации человека в рамках процесса образования, воспитания и обучения (получения знаний, установок и умений). Каждое новое поколение будет привносить в культуру что-то новое, обогащать ее достижениями. В отличие от стихийности и бессознательности изменений биологического мира, человеческое общество получает возможность целенаправленно и сознательно изменять все условия своей материальной жизни, а также воздействовать и регулировать отношения с природой.
Физико-химические процессы отличаются от социальных формой отношений, которые присуща данным явлениям. Природные или материальные образования абиотического и биотического уровней будут развиваться вне зависимости от человеческого вмешательства, являются объективными. Общественные же отношения являются социальными образованиями, которые были созданы людьми на конкретных этапах развития истории. Они являются социальными.
В то же время, общество никогда не изолируется в своем развитии от природы. Его развитие невозможно представить без важных естественных предпосылок, в число которых входит географическая среда и демографическая.
Навигация по статьям