Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Из истории ораторского мастерства
Содержание:
- 04 августа 2023
- 6 минут
- 124
Ораторское мастерство является шире анализа процессов убеждения. Однако важно отметить, что ситуация убеждения не будет успешной для тех, кто не владеет ораторским мастерством.
Факторы убеждения
Факторы убеждения разделяются на внутренние и внешние.
Внутренние факторы связаны с речью оратора. Они относятся не просто к речи как целому, обладающему бесчисленным множеством свойств, а к тем специальным способам убеждения, используемым в речи. Внутренние факторы - это те мыслительные приемы, используемыми для того, чтобы убедить слушателей.
Внешние факторы убеждения связаны с оратором и аудиторией.
Если следовать принципам современной теории аргументации, то именно от внутренних факторов зависит убедительность общения говорящего со своими слушателями. Другими словами, убедительность речи определяется содержанием, а не ее формой и обстоятельствами произнесения. Однако совсем отказываться от внешних факторов убеждения было бы ошибкой.
Большая часть литературы об искусстве убеждать основана на описании внешних факторов. Т.е. большее внимание уделяется на способности оратора установить контакт с аудиторией.
Здесь важно подчеркнуть следующие характеристики оратора:
- искренность оратора;
- внимание оратора к интересам своих слушателей;
- полезность комплиментов в адрес слушателей;
- необходимость разговорного тона;
- манере оратора одеваться, жестикулировать, шутить и т.д.
Литература об ораторском искусстве
Авторство знаменитых трактатов об ораторском искусстве принадлежит Цицерону. В своих трех трактатах философ описал качества оратора и что ему следует говорить, в частности, уделить внимание социальным проблемам и проблемам истины, справедливости. Это своеобразные замечания об аудитории, о том, как должна строиться убедительная речь и т.д.
Именно Цицерон в своих трудах по вопросам красноречия сформулировал три задачи, которые должен ставить перед собой и решать в ходе выступления настоящий оратор:
- доказать и продемонстрировать истинность всех приводимых им фактов;
- доставить каждому слушателю эстетическое удовольствие от самой произнесенной речи;
- воздействовать на их волю, при этом побуждая к активным действиям.
Интерес к публичным выступлениям, а также возникшая острая необходимость в таких выступлениях способствовали тому, что начинает создаваться теория ораторского искусства, нашедшего яркое выражение в риторике философа Аристотеля.
В эпоху Средневековья риторика в Европе, как и большинство других сложившихся к этому времени наук, существовала в определенной зависимости от богословия. В области ораторского искусства основным видом стало духовное красноречие.
Эпоха Возрождения сформировала новые ориентиры в развитии риторики – обязательное приближение текста каждого публичного выступления к литературному произведению. С этого времени ораторское искусство начинает обретать черты художественности, образности и выразительности.
В 20 веке возникла теория аргументации и множество работ, которые были посвящены влиянию речи на убеждение людей, правилам публичного выступления. В большинстве этих работ говорилось о характеристиках оратора и подготовке к публичной речи. Приемы убеждения как методология не рассматривались.
Ораторское искусство в 20 веке стало профессией.
Так же в это время появляется масса религиозных проповедников и религиозных сект, чему способствовало развитие телевидения и радио.
Знаменитыми работами, в которых описаны внешние факторы убеждения стали работы Д. Карнеги (1888-1955), получившие распространение в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Карнеги стал популяризатором ораторского искусства и написал множество работ, начиная с книги "Как завоевывать друзей..." и кончая книгой "Как перестать беспокоиться и начать жить". Данные работы широко известны и сейчас, однако, изучая их, важно помнить, что они были написаны давно и относятся к 30-40-ым гг. 20 века и созданы еще до возникновения современной теории аргументации.
Недостатком работ является то, что Д. Карнеги не описывает внутренние факторы убеждения. В работах отсутствует упоминания о том, что опыт и эмпирические доводы в поддержку выдвигаемого положения – главное в его обосновании.
Так же книги Д. Карнеги адресованы американской аудитории, используются примеры из американской жизни, что не совсем подходит для отечественной аудитории. Несмотря на то, что универсальные способы убеждения о остаются одними и теми же для всех людей, но контекстуальные способы (обращение к традиции, классике, авторитетам, здравому смыслу, вкусу и т.п.) меняются от общества к обществу.
Ораторское искусство постоянно меняется, то есть оно явление историческое. Каждая эпоха обязательно предъявляет к своему оратору требования, она всегда возлагает на него определенные обязанности, в каждой эпохе есть свой риторический идеал. Поэтому, давая оценку деятельности того или иного оратора, обязательно следует учитывать историческую эпоху, в которой протекала деятельность данного оратора, а также учитывать представителем каких общественных интересов он был.
Навигация по статьям