Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Общественный и государственный строй Древней Спарты
Содержание:
- 21 апреля 2023
- 16 минут
- 919
В эллинский период истории греческого мира главными центрами стали Афины и Спарта. Эти два греческих государства отличались друг от друга и от всей колониально-островной Греции. История классической Греции представлена в основном развитием Спарты и Афин.
Природные условия Спарты
Спарта располагалась в южной части Балканского полуострова, которая называлась Пелопоннес. Юг Пелопоннеса разделяли равнины Лаконская и Мессенская, которые были отделены между собой хребтом Тайгетом.
Лаконская, долина, по которой протекала река Эврот, составляла основную территорию Спарты. Эту долину с севера окружали горы, с юга- малярийные болота. Спарта располагалась в центре долины - 30 километров в длину и 10 в ширину.
Долина Эврота представлена на рисунке
Ее территория была благоприятна для посевов, почва была плодородна. Так же на территории были леса с растущими в них виноградниками и фруктовыми деревьями. Но Лаконская долина была мала по своим размерам и не имела удобных гаваней.
Возникновение Спарты
Спартанцы были отрезаны от моря, что сформировало их замкнутость, с другой стороны, они были настроены агрессивно в отношении своих соседей - западной долины Мессенпи, т.к. там были плодородные земли.
Лакедемона - древнейшая история Спарты, о которой практически ничего не известно. Раскопки указывают на тесную связь Спарты с Микенами. Додорийская Спарта - это город, который относится к микенской эпохе.
Согласно преданиям в Спарте проживал басилей Менелай, брат Агамемнона, муж Елены. Так же сохранился рассказ о походе потомков Геракла (гераклидов) в Пелопоннес и о завоевании ими Аргоса, Мессении и Лаконики, как земель, которое принадлежали когда-то Гераклу. Так, согласно этой легенде, утвердились доряне в Пелопоннесе.
Разложение родовых отношений, столкновения с соседями и внутренняя борьба привели к образованию рабовладельческого государства. Государство в Спарте возникло рано - в результате завоевания, в нем сохранилось множество родовых пережитков.
Важная черта спартанского строя - сочетание сильной государственности с родовыми учреждениями.
Большинство спартанских обычаев связано с именем законодателя и мудреца Ликурга. Считалось, что в его образе заключались черты человека и бога света - Ликурга.
Культ Ликурга был распространен в Спарте в VIII в. В V в. Ликург стал считаться создателем государственного строя в Спарте и был помещен в одну из спартанских царских фамилий.
Легенда описывает Ликурга как дядю и воспитателя молодого спартанского царя. По предсказанию дельфийского оракула, Ликург как исполнитель воли Бога обнародовал ретру.
Ликургова ретра была выражена архаическим лапидарным языком и составила базис Спартанского государства. Так же Ликургу приписывают проведение земельной реформы, которая положила конец земельному неравенству и привилегии аристократии.
Согласно преданию, Ликург разделил Спарту на 9 ( некоторые историки предполагают, что на 10) тысяч равных участков, которые назывались клерами. На каждом участке был равное число спартиатов - мужчин, которые составляли ополчение.
Затем Ликург покинул Спарту, взяв клятву с граждан не нарушать принятые им законы. Так он решил, что выполнил главную цель в своей жизни. После его смерти в Спарте построили храм в его честь, а сам Ликург был объявлен богом. Впоследствии его имя стало символом идеального вождя, для которого важна справедливость и его родина.
Спарта всегда оставалась аграрной и земледельческой страной.
Спартанскую политику определяла специфика захвата соседних земель. Так в VIII в. проходила длительная война с соседями - Мессенией, которая получила названия Первая мессенская война. Она окончилась полным покорением Мессении и порабощением ее народа.
В VII в. произошла Вторая мессенская война, которая была вызвана тяжелым положением покоренного населения илотов. В этой войне Спарта снова одержала победу.
В период мессенских войн в Спарте сложился новый государственный строй, которому спартанцы обязаны своей победой. Этот строй продержался в Спарте в течение трехсот лет (VII—IV вв.).
Особенности строя Древней Спарты
Спартанская конституция представляла собой родовые пережитки, смешанные с сильной государственностью. Для граждан Спарты Конституция была демократией, для зависимого населения—олигархией.
Те, кто мог носить оружие, члены боевой фаланги, составляли "общину равных". Эта община представляла собой военную общину, которая имела коллективную собственность и коллективную рабочую силу. Все члены общины были равноправными. Землю общины обрабатывали илоты (покоренное население).
Строй Древней Спарты представлял собой деление на три дорийских (родовых) филы. Каждый спартиат относился к какой-то филе. Со временем родовой строй стал вытесняться государственным, а родовые деления превратились в территориальные. Спарта подразделялась на 5 об (деревень).
Все спартанские цари относились к двум родам - Агиадов и Эврипонтидов. Цари (архагеты) возглавляли ополчение, исполняли функции жреца, разбирали дела по семейному праву.
Совет старейшин (герусия) был высшим политическим органом в Спарте.
Герусия состояла из 30 человек, 2 из которых были царями, а остальные – геронтами, которых избирало народное собрание из самых влиятельных родов. Народное собрание (апелла) собиралось раз в месяц по вопросам войны и мира. Оно выбирало членов герусии и эфоров.
Институт эфоров (наблюдателей) восходит к «долпкурговской» Спарте. Изначально эфорат представлял собой демократическое учреждение. В него входило 5 человек, которые выбирались народным собранием. Позднее в V—IV вв. они стали олигархическим органом, который защищал интересы знати и высшего сословия.
Спартанские эфоры имели множество функций:
- набор ополчения;
- сопровождение царей в поход;
- контроль всех действий царей;
- судебная власть.
В руках спартанских эфоров заключалась вся высшая политика Спарты.
Весь строй Спарты имел военный характер. Быт в мирное время почти не отличался от военного, т.к. основную часть времени спартанские войны проводили в укрепленном лагере.
Воины Спарты делились на эномотии — лагеря, где занимались военными упражнениями и гимнастикой. На ночь воины возвращались домой к семье.
Гимнастические упражнения, изображённые на вазе из ноли, представлены на рисунке.
На общие товарищеские обеды (сисситии) спартанцы приносили из дома приготовленные продукты, дома обедали только женщины и дети. Весь режим дня спартанцев был построен в интересах общины. Для затруднения обмена в Спарте использовались громоздкие железные деньги.
Спартанское воспитание
Жизнь спартанцев не принадлежала самому себе.Чтобы воспитывать ребенка, отцу нужно было получить разрешение геронта, который после специального освидетельствования решал, оставлять ли младенца в живых. Слабых младенцев отправляли в "апофеты", на кладбище в расщелине Тайгета. Жизнь сохраняли только крепким и сильным младенцем, из которых хотели вырастить солдат.
За основу воспитания был взят принцип "побеждать в сражении и повиноваться". Молодые спартанцы круглый год не носили обуви и одевались в грубую неудобную одежду. Основную часть своего времени они проводили в школах, где проводили уроки по физической культуре, занимались спортом и обучались грамоте. Мальчикам нужно было говорить просто и кратко. Афинский писатель Ксенофонт сравнивал голос спартанских юношей с каменными статуями и указывал, что парни были скромнее девушек. Спартанские ученики ели и спали вместе. Спали на жестких тростниковых подстилках, которые готовили без ножа.
Чтобы проверить физическую выносливость молодежи, под религиозным предлогом устаивались бичевания в храме Артемиды. 3а экзекуцией наблюдала жрица, которая держала статуэтку бога, которую она наклоняла или поднимала, указывая таким образом необходимость усиления или ослабления ударов.
Для того, чтобы приучить молодых людей к выносливости, им назначали трудные работы, которые они должны были беспрекословно выполнять.За их поведением следили власти и частные лица под угрозой штрафа и бесчестия за нерадивость.
Важно обратить внимание, что Спарта была военным лагерем среди порабощенного и готового подняться на восстание населения окружающих областей, именно поэтому военному воспитанию уделялось большое внимание.
Военная техника в Спарте считалось одной из лучших во всей Элладе, дисциплинированные спартанцы были хорошо вооружены. Оружие было преимущественно железным, чему способствовали имевшиеся в Тайгете большие запасы железа.
Спартанское войско подразделялось на отряды, которые назывались лохи ( позже переименованы - в моры) по пятисот человек.
Войско имело своих сильных пехотинцев.
На войну спартанские войска отправлялись с маршем под звуки флейт и хоровых песен. В песнях вспоминали павших в бою спартанцев, порицали "жалких и нечестных трусов". Спартанские песни были распространены во всей Греции.
Образцом таких песен являются элегии и походные марши (эмбатерии) поэта Тиртея (VII в.).
Вооружены все спартанские войны были одинаково. Это подчеркивало их равенство перед общиной. Вооружение е включало в себя копье, щит и шлем. Одеты они были в багровые плащи.
Воспитанию женщин в Спарте также уделялось особое внимание. До замужества женщины тоже занимались так же упорно, как и мужчины – учувствовали в кулачных боях, бегали, бросали диски и т.д. Все это проводилось для укрепления их тела и духа. Считалось, что только здоровые женщины могут родить здоровых детей.
На рисунке представлена девушка, состязающаяся в беге.
Когда женщина выходила замуж, то основная ее цель была родить здорового ребенка и заниматься его воспитанием.
В Спарте основной формой брака было моногамная семья. Однако по замечаниям Энгельса, в Спарте сохранялось немало пережитков старинного группового брака.
Спартанская община
Спартанская община создавалась на протяжении всей борьбы с соседними землями среди порабощенного и союзного населения.
Основным порабощенным населением были илоты - земледельцы, которые были расписанные по клерам спартиатов - группами по десять- пятнадцать человек. Термин "илот", по мнению одних ученых, означает "захваченный в плен", по мнению других - его происхождение получили от города Гелос.
Илоты выплачивали апофору – натуральный оброк. Так же они выполняли различные повинности своих хозяевов.
В оброк были включены ячмень, полба, свинина, вино и масло. Так же илоты обязаны были проходить воинскую службу.
С войска илотов начиналось сражение, их отправляли прямо в тыл противника. Фактическое положение илотов не отличалось от положения рабов. Отношение спартанцев к илотам всегда было очень жестоким. Они могли заставить илотов напиваться допьяна, и после этого показывать молодежи, до чего может довести пьянство.
В Спарте не была развита индивидуальная собственность. Земля была общинной собственностью. Каждый спартиат, который являлся членом общины равных и членом боевой фаланги гоплитов, получал от общины определенный надел (клер) с проживавшими на нем илотами. Спартиат не мог ни продать, ни освободить илота, ни изменить его взносы.
Еще одну группу зависимого населения составляли периэки ( "живущие вокруг") -жители союзных со Спартой областей. Они были ремесленниками, торговыми людьми и земледельцами. И по сравнению с илотами были в лучшем положении, хотя и не имели политических прав. Периэки служили в ополчении и могли иметь земельную собственность.
Антагонизм между зависимым населением и господами в Спарте был наиболее сильным, чем во всем греческом обществе.
Для того, чтобы не допустить восстание, спартанцы устраивали криптии.
Во время криптий эфоры объявляли "священную войну" илотам. Спартанские юноши вооружались оружием и ночью нападали на поселения илотов, создавали панику, убивали наиболее крепких из них и снова скрывались.
Так же Фукидид описывал случаи, что во время пелопоннесской войны спартиаты собрали илотов, которые хотели получить за свои заслуги освобождение, надели им на головы венки, привели к храму, после чего илоты исчезли, и их больше никто не видел.
В истории известно немало восстаний илотов, которые происходили в основном во время войны, когда спартанцы были отвлечены военными действиями. Например, известно большое восстание илотов во время Второй месеенской войны.
Несмотря на сильный строй, который создали спартанцы, их порядок разрушался, как извне, так и изнутри.
Спарта пыталась подчинить и другие области Пелопоннеса, например Аркадию, но получила отпор от горных аркадских племен. Тогда Спарта хотела обеспечить свое могущество путем союзов. Например, был создан Пелопоннесский союз ( VI в.). В данный союз входили почти все области Пелопоннеса и позднее - торговый город Коринф. Этот союз был одним из самых крупных и влиятельных греческих союзов.
Спартанская гегемония длилась до Саламинской битвы.
Так начался кризис Спарты, который привел к разложению всех учреждений древнеспартанского строя.
Историки отмечают, что спартанские порядки были распространены в городах о. Крита. Согласно сведениям, Ликург многое заимствовал у критян. Так у критян тоже существовали покупные рабы и несвободные землевладельцы (клароты), похожие на илотов, однако они имели больше прав. В Фессалии наблюдались похожие спартанские и критские порядки. Там зависимые люди назывались пенесты, они платили оброк фессалийцам.
Спарта, Крит и Фесеалия представляют примеры греческих государств, в образовании которых огромную роль играло завоевание чужих земель.
Навигация по статьям