Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Свод законов царя Хаммурапи: основы правоведения и социальной жизни государства Междуречья
Содержание:
- 29 декабря 2023
- 38 минут
- 3536
Законы Хаммурапи
Самым важным источником исследования Старовавилонского периода в жизни государства Месопотамия является свод законов «Законы Хаммурапи», признанный самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли и юриспруденции (рисунок 1). Люди занимались их переписью и изучением в Месопотамии более тысячи лет; этим обусловлено оказанное ими ощутимое влияние на формирование правового мировоззрения жителей не только Древнего Востока, но и всего мира Античности.
Рис. 1 - Копия стелы с Законами Хаммурапи
Главной целью появления «Законов» считается распространение единых норм права на все присоединённые к Вавилону посредством военных действий территорий Месопотамии.
Следовательно, «Законы» были эффективным инструментом унификации экономического уклада и социальных отношений в Вавилонии, а также мощным и надёжным средством, укрепляющим монархическую власть.
Текст «Законов Хаммурапи» состоял из трёх основных частей:
- обширного введения;
- 282 статей;
- заключительной части.
Во введении либо «Прологе» перечислены все заслуги Хаммурапи перед каждым самым важным городом Месопотамии и их богами-покровителями: беспрекословный и непоколебимый авторитет царя должны были покорно признать все находящиеся под его властью жители страны, для которых версия божественного происхождения правителя и религиозные санкции его власти становились весомыми гарантиями провозглашенных в «Законах» порядка и справедливости.
Продолжая традиции своих предшественников - царей-законодателей, Хаммурапи считал целью создания «Законов» претворение в жизнь ключевого принципа: «Чтобы сильный не притеснял слабого», а эти слова являлись не просто звучным лозунгом. Как выходит из содержания статей свода законов, правитель дал правовой статус каждой общественной, профессиональной, гендерной группы, оградив, таким образом, их представителей от злоупотреблений своими полномочиями и произвола со стороны чиновничьего аппарата, ростовщиков, руководителей патриархальных семей.
В заключении либо «Эпилоге» написаны проклятия тем, кто осмелится отступить от установлений, описанных в своде законов, а также подтверждаются благородные цели политической линии царя, описаны взывания к благосклонности богов к судебно-правовой работе правителя.
Законы Хаммурапи предоставляют возможность восстановить картину жизни граждан государства Месопотамия Старовавилонского периода: их хозяйственный уклад, общественную структуру и иерархию, мировоззрение и религиозные догмы населения Междуречья, форму государственной власти в первой трети второго тысячелетия до нашей эры – вовсе не случайно поэтому данный перечень законов считается полноценным историческим источником. Если же данный труд изучать со стороны развития правовой мысли Древнего мира, то невозможно не признать, что при всей их подробности, всём стремлении государя описать максимально возможное число юридических случаев они все еще оставались довольно «сырыми» и несовершенными.
Юристы Вавилона ещё имели трудности при создании общих принципов и понятий права, в связи с чем выражали их в форме казусов: произошло какое-либо правонарушение, за которое следует такая мера ответственности.
Один и тот же правовой случай может рассматриваться в смежных нормах и в различных правовых аспектах, так как деление на уголовное, государственное, семейное, процессуальное и тому подобное право вавилонская юридическая мысль не подразумевала. В каждом параграфе в одно и то же время было описано и правило, и ответственность в случае его нарушения.
Убеждённость Хаммурапи (рисунок 2) в том, что справедливость является вечной и неизменной, что она единожды и навек определяет порядок вещей и не зависит от повестки дня, побудила его включить в «Законы» даже тарифы цен и заработной платы, хоть, в современном мире мы и понимаем, что под влиянием актуальной экономической конъюнктуры они могли значительно колебаться.
Рис. 2 - Хаммурапи. XVIII в. до н.э
В своде законов Хаммурапи оказались зафиксированы нормы обычного права:
- талион (возмездие одинаковым за одинаковое, другими словами - «око за око»),
- водная ордалия - определение виновности либо невиновности подозреваемого посредством погружения его в реку (утонувший считался виновным)
- клятва именем бога Шамаша, считающаяся юридически рабочей, так как, по представлениям того времени, ложь влекла за собой на мгновенную смерть преступника от разозлившегося лживым свидетельством либо обманом самого божества.
Нормы обыденного права, то есть из уст в уста транслируемые правила поведения, превращались в неписаный закон, который свято чтил традиции и зародился ещё в первобытнообщинном строе, в связи с этим обжалование обычая, патриархальной старины в «Законах» может трактоваться в плане их несовершенства, отображая отличия от правовых институтов современности.
С другой стороны, именно те пункты Законов Хаммурапи, которые по современным меркам считаются странными и вызывают недоумение, больше всего подтверждают факт особого мышления человека Древнего Междуречья. Данный тип мышления, как нам уже известно, получил название мифологического либо архаического. Главным отличием от современного (логического) типа мышления являлось то, что мифологическое мышление обладало предметным, образным, чувственным характером со слабо развитым аппаратом абстрактных понятий.
Человек, которому было свойственно мифологическое мировосприятие, считал себя единым целым с природой, неотделимой ее частью. Поэтому и возникала нужда в ордалиях и клятвах именем бога, так как, считаясь обязательной и неразрывной частью окружающего природного мира и Космоса в целом, человек доверял свою судьбу обожествляемым природным стихиям, поэтому бог реки во время ордалий или бог солнца во время произнесения клятвы - беспристрастные очевидцы поступков людей, честные и надёжные судьи – совершали наисправедливейший, по мнению древних людей, судебный процесс.
Мифологическим типом мышления можно объяснить ещё один так называемый недостаток свода законов царя Хаммурапи - их чрезмерная подробность, излишняя детализация правовых прецедентов. Законодатель, который обладал мифологическим типом мышления, считал необходимым подробно и со всех сторон дать характеристику каждой правовой ситуации, для того чтобы увериться в том, что гражданин, который попадет в схожую ситуацию, обязательно подвергнется полагающемуся ему наказанию.
Картина жизни вавилонского общества
Ведущая сфера экономики Междуречья - многоотраслевое сельское хозяйство, о факте которого свидетельствуют большое количество фактов.
Превалирующее количество параграфов свода законов посвящалось:
- вопросам земледелия, землевладения и землепользования;
- зерно обладало функцией денег, поэтому им можно было осуществить факт оплаты за взятый в денежном эквиваленте кредит либо за наём сельскохозяйственного работника;
- земля овеществляла собой наиболее устойчивую материальную ценность, в связи с этим именно земельными угодьями, а не драгоценными металлами государь расплачивался с людьми, которые состояли на государственной службе;
- продукция сельского хозяйства - единственный предмет экспорта в Месопотамии;
- за недобросовестное выполнение ирригационной повинности, которое повлекло за собой необратимый материальный ущерб земледельцам, виновного делали вечным рабом, в то же время ремесленник или торговец за бракованную продукцию, допущенную в своей деятельности, облагался штрафом;
- социальный статус гражданина Междуречья определялся наличием или отсутствием у него земельного владения на территории общины, поэтому люди, которые утрачивали недвижимую собственность, становились мушкенумами - неполноправным сословием с ограниченными юридическими и политическими правами.
Главная роль в трансформации земледелия в отрасль хозяйственной деятельности страны, приносящую высокий доход, отводится самому царю Хаммурапи, построившему через все Междуречье внушительный для тех лет магистральный канал, именуемый «Рекой Хаммурапи».
Данный канал стал центральным местом всей ирригационной системы Месопотамии и, кроме решения ключевых организационных вопросов, которые были связаны с водоснабжением населения страны, он помогал расширять пахотные территории, что было обусловлено высокими показателями засолённости почв. Новые для занятия земледелием районы, где прежде были целинные либо залежные земли, можно было осваивать на льготных условиях, в первые годы, не платя за их аренду.
С формированием масштабной ирригационной сети Хаммурапи стал фактическим хозяином всех орошаемых земель страны, и, хотя он не обладал верховной собственностью на весь земельный фонд государства, он имел право распоряжаться большей частью земельных угодий Месопотамии и осуществлять контроль за пользованием землей.
Не только государева администрация, но и каждое поселение обладало ответственностью перед царём за состояние предоставленных им частей местной системы орошения. Все население Междуречья обладало ирригационной повинностью, за уклонение от которой либо за недобросовестное отношение к ней предполагались суровые наказания и штрафы.
Мягкие, достаточно плодородные земли Междуречья не нуждались в постоянном совершенствовании сельскохозяйственных орудий труда. Любая потребность осуществить улучшение имеющихся средств труда сталкивалась с непреодолимым препятствием: отсутствием металла и дерева, которые было возможно доставить из соседних государств, имеющих богатые сырьевые ресурсы. Но внешняя торговля была монополией правителя, в связи с чем импортируемые товары хранились на государственных складах и земледельческим общинам не доставались.
Главной сельскохозяйственной культурой был ячмень, а популярную в наших краях пшеницу сеяли редко, так как она не могла расти в условиях засоления почв. В сельских поселениях отмечалось большое количество финиковых рощ, часть которых была собственностью жителей близ расположенных городов. Площадь садов зачастую составляла не более одного гектара.
Городские жители, главным занятием которых было несение службы в дворцовом хозяйстве, зачастую самостоятельно не занимались сельскохозяйственными работами, а сдавали свои земли в аренду. Давалась предварительная оценка будущего урожая, затем составлялся письменный договор, по которому арендатор должен был предоставлять хозяину земли некое количество урожая, как правило, 2/3 от всего.
В Междуречье высокого уровня развития достигло и скотоводство, утратившее свой независимый характер и адаптирующееся к нуждам земледельческого труда. Крупный и мелкий скот находился у пастухов (из наёмных либо царских людей), несших ответственность за потраву, а также за любой вид ущерба стаду, который произошел по вине пастуха.
Стоит также заметить, что ремесленная деятельность горожан также занимала важное место в структуре хозяйственной жизни Месопотамии. Их весомая часть занималась обслуживанием царских ремесленных мастерских, обладая чётко фиксированной заработной платой за каждый рабочий день, другие люди занимались частной предпринимательской деятельностью, выполняли обязанности, которые требовали не только применения физического труда, например, ткачи, кирпичники, плотники, но и специальных навыков, которые было возможно приобрести в учебных центрах, например, для работы в сферах медицины и ветеринарии.
Свод законов Хаммурапи гарантировал ремесленникам оплату труда в серебряном эквиваленте и достойное вознаграждение за высококвалифицированный труд.
Развитие ремесленного производства поощрялось потребностями государства и частных лиц: профессиональная армия нуждалась в вооружении, города - в надёжных укреплениях, представители общественной элиты – в изысканных одеждах и украшениях, вычурных предметах интерьера, высококвалифицированных медицинских услугах.
Царь Хаммурапи хотел помогать крупным ремесленным центрам по причине того, чтобы секреты производства не были утрачены, а профессиональные тайны передавались из поколения в поколение; он обеспечивал ремесленников хорошей заработной платой, а лиц, занятых в государственных ремесленных мастерских, как и всем служащих, земельными участками, сдача которых в аренду позволяла безбедно существовать труженикам долгие годы; в интересах заказчиков он выступал гарантом высокого качества ремесленных услуг, а также разделял физический и умственный труд, предоставляя более высокую оплату тем людям, которые оказывали гражданам жизненно необходимые услуги.
Но превалирующая роль натурального хозяйства, при котором всё требуемое для жизнедеятельности создавалось с помощью усилий членов семьи вместе с довольно бедными природными ресурсами Междуречья оказывали сдерживающий эффект на развитие ремесленного производства. Высокая стоимость товаров и услуг ремесленников в условиях низкой покупательской способности большей части населения, жестокие меры ответственности ремесленников за неквалифицированный труд, уравнительный заработок лиц, занятых в царских ремесленных мастерских, отрицательно отражались на темпе развития ремесленного производства.
В связи с этим, большая часть населения Междуречья имела связь не с городским, а с сельским образом жизни, тем самым обеспечивая своей семье и продукцию земледельческого труда, и кустарные, грубо сделанные предметы быта.
Междуречье - страна, лежащая в самом центре Передней Азии, довольно рано оказалась участницей международных экономических связей (рисунок 3). Она была вынуждена ввозить перечень жизненно важных ей ресурсов и экспортировать скапливавшиеся в большом объеме в государственном хозяйстве продукты сельского хозяйства.
Рис. 3 – Территория Междуречья при правлении царя Хаммурапи
Товарообмен между странами стал актуальной потребностью для Вавилона и в период правления Хаммурапи стал одним из самых значимых звеньев в работе государственного аппарата. Объявив монополию на внешнюю торговлю, Хаммурапи с помощью свода «Законов» смог осуществлять контроль за деятельностью лиц, которые участвовали во внешнеторговых сделках:
- тамкаров - торговых агентов, которые состояли на государственной службе;
- шамаллумов - странствующих купцов.
Развивать внутреннюю торговлю в Месопотамии помогали две полноводные, судоходные реки - Тигр и Евфрат. Хаммурапи крайне поощрял кораблестроение, а также возможности данной отрасли, например, найм опытных проводников, занимавшихся сплавом суда вверх и вниз по рекам, вовлечения в торговлю лиц, которые связаны с частной предпринимательской деятельностью. Тем не менее, главная задача большинства мелких хозяйств заключалась в самовоспроизводстве, так как товарность их была крайне низкой, а также отсутствие главного средства платежа – серебра: во время торговых сделок могли предложить лишь продукты сельского хозяйства.
Естественным результатом низкой товарности хозяйства стало развитие кредитных отношений, твёрдой гарантией возвращения которого служила имеющеюся недвижимость должника. Но в случае утраты заложенных земельных владений либо недвижимости должники должны были продавать в долговую кабалу к кредитору, либо себя лично, либо членов своей семьи.
Увеличение числа крестьян без земли было крайне невыгодно государству, так как оно теряло налогоплательщиков и потенциальных солдат, именно из-за этого Хаммурапи с целями заботы о социальном благополучии, хотел пресечь злоупотребления кредиторов (ростовщиков). С этой целью царь сделал легальными ростовщические сделки, а также запретил мошенничество, зачастую сопровождавшее операции, которые были связаны с выдачей кредитов населению.
Указанными выше мерами, а также издававшимися раз в пять-семь лет «указами о справедливости» Хаммурапи смог сдержать процессы расслоения общества на богатых и бедных и остановить увеличение числа обанкротившихся крестьян.
Минует более тысячи лет, прежде чем настоящее положение мелких землевладельцев станет взаправду неприемлемым. Но при Хаммурапи, который оставался верным объявленному принципу: «Чтобы сильный не притеснял слабого», были защищены низшие и частично средние слои социума от природных катастроф и нарастания общественного напряжения.
Распределение земли в Месопотамии эпохи правления Хаммурапи
Для перехода к более подробному рассмотрению социума Междуречья Старовавилонского периода, стоит совершить анализ распределения земельных богатств страны, так как земля в качестве наиболее устойчивой материальной ценности определяла не только образ жизни жителя, а также размеры земельных угодий являлись показателями общественного статуса подданных царя.
Согласно своду законов Хаммурапи, в Междуречье в изучаемую нами эпоху можно обозначить два фонда земельной собственности:
- царские земли;
- общинно-частные земли.
Правительственный земельный фонд, который составлял около трети всех осваиваемых земель державы, по типу своего использования делился на две части:
- собственные царские земли, вся прибыль с которых поступала на содержание правителя, его дворца, членов его семьи;
- уступленные земли, которые предназначались для наделения земельными угодьями храмов и лиц, поступивших на царскую службу (жрецов, солдат, тамкаров, ремесленников).
Собственные царские земли обрабатывались подневольными людьми, которые в своде законов Хаммурапи упоминались как «приносящие доход». Данные работники не относились к числу рабов, в отличие от гурушей третьей династии Ура, они становились обладателями не паска, а надела земли на всю общину.
Владельцами уступленных земель становились царские бюрократы, правительственная армия, царские ремесленники и торговые агенты.
Обладание служебным наделом являлось весьма условным: помимо беспрекословного и неукоснительного подчинения правителю, добросовестности в выполнении профессиональных компетенций, хозяин служебного надела обязался вернуть государю его собственность, в связи с этим он не имел права передать его по наследству, оплатить им свои долги, преподнести в качестве подарка кому-либо. Данный вид земель принадлежал лишь правителю, поэтому уменьшение его размеров либо потеря государственной собственности категорически возбранялась и жёстко наказывалась.
Однако согласно своду законов Хаммурапи, сыну солдата разрешалось получить земли своего отца в случае его старости, захвата в плен либо гибели на поле боя. Жрецы, тамкары и ремесленники могли продать свои служебные земли, но лишь в том случае, когда покупатель был в состоянии нести повинность продавца, верой и правдой много лет служившего царю.
Таким образом, даже в данном случае объем царской земли не сокращался, так как служебный надел переходил во владение нового царского подданного, заменяющего предшественника на том же участке системы государственного регулирования.
Владельцы уступленных земель имели, кроме служебных, наделы земли в сельских общинах на правах членства в них. Эти земли были их собственностью, поэтому по своду законов царя их можно было продать, преподнести в качестве подарка жене и дочери, разделить между сонаследниками-сыновьями.
Если же государственные земли попадали в пользование человека, который утратил свое земельное владение на территории общины, то он переходил в касту царских слуг - мушкёнумов, лишенных права принимать участия в деятельности территориальных органов самоуправления, начинавших дешевле оценивать его здоровье и жизнь, меняя принцип талиона денежной компенсацией за причинённый урон. Парадоксально, но цена имущества мушкенума была дороже имущества общинника, так как оно де-факто являлось частью собственности правителя.
Мы видим, таким образом, что принадлежность к общине, которая гарантирует свободному гражданину права владения, пользования и распоряжения земельным наделом, оказала влияние на его общественный статус, преимущественно, на его принадлежность к какому-либо сословию. Полноправным сословием Междуречья, или авйлум, являлись собственники земельных наделов на территории общин, неполноправный слой общества –мушкенумы - составляли люди, которые утратили всяческие связи с общиной (из-за потери прав собственности на землю) или не обладавшие этой связью, если это были люди интегрированных с Вавилонией районов Сирийско-Месопотамской степи, верхних земель около реки Тигр и предгорий Загроса.
Структура общества при Хаммурапи
Деление на сословия при царе Хаммурапи отметило лишь начало своего формирования, в связи с этим сословия не стали закрытыми общественными группами: перемещения из одного сословия в другое было возможно, заключение браков между представителями разных сословий также не запрещалось.
Каждый авилум обладал правом на наличие и распоряжение недвижимостью, которая была расположена на территории общины, правом на выбор сферы жизнедеятельности, правом на принятие участия в органах социального самоуправления - собраниях либо поквартальных городских встречах, правом на неприкасаемость своего нажитого имущества, правом на защиту своих здоровья, чести, жизни. Каждый общинник попросить материальной помощи у своих соседей, а оказавшись плененным, рассчитывать на выкуп из средств казны храма своего населенного пункта.
Вместе с тем каждый авилум был в курсе: не существует прав без обязанностей - данный принцип претворялся в жизнь посредством свода законов Хаммурапи, поэтому любой свободнорождённый член общины был готов отбывать трудовую и военную повинности, выплачивать налоги, принимать участие в органах самоуправления общины, а также эффективно и плодотворно служить там, где это полагалось: в мастерских ремесленников, на полях, в профессиональном войске, в храме, в административном аппарате, в торговой общине и так далее.
Роль семьи в Месопотамии
Хаммурали создавал общинные организации, и поэтому устранял возможность бегства мужского населения с их территории.
Глава семьи, который рвал связи с общиной, терял права и на семью, и на нажитое семьей имущество.
И авилумы, и мушкенумы обладали правом создания семьи для того, чтобы обзаводиться потомством, которое в будущем унаследует все имущество семьи, будет заниматься поддержанием культа предков, хранить память о своих усопших родственниках, не давая им уйти в забвение, а, значит, подарить им вечное существование.
Семье в Междуречье отводилась роль одного из божественных установлений, которое считалось благом, жизненной ценностью, именно поэтому к формированию семьи стремились все свободнорождённые граждане Месопотамии, и мужчины, и женщины. Но брачные союзы заключались отнюдь не на небесах, так как для родителей жениха и невесты брак был выгодным экономическим мероприятием: за невесту просили солидный выкуп, а жениху предоставляли ее приданое, которое было адресовано будущим потомкам.
Семья в Междуречье обладала ярко выраженным патриархальным характером: наследование имени и всего имущества шло по линии отца, законными родственниками считались лишь люди по отцовской линии, отец также обладал правом жизни и смерти над членами своей семьи.
Для того, чтобы ограничить всевластие мужчины в семье и запретить произвол отца и мужа относительно детей и жены,
Хаммурапи хотел предоставить правовой статус всем членам патриархальной семьи:
- Согласно своду его законов, замужняя женщина обладала правом на охрану своего здоровья, защиту своей чести, достоинства, жизни, могла распоряжаться вместе с законными наследниками имуществом семьи после смерти своего мужа, по своему усмотрению заниматься организацией семейного быта в случае долгого отсутствия мужа, его гибели либо ухода из общины.
- Дети как мальчики, так и девочки, в том числе усыновлённые дети рабынь и наложниц, могли рассчитывать на раздел имущества семьи, при этом дочерям было положено исключительно движимое имущество (кроме дочерей-жриц), а сыновьям - недвижимое имущество. Лишить законных наследников права использования семейной собственности могло лишь только решение суда.
Однако, возлагая на свой свод законов не только регулирующую отношения в социуме функцию, но и задачу создания правового мировоззрения своих граждан, царь Хаммурапи с помощью распространенных юридических прецедентов рушил стереотипы поведения людей: под угрозой страха справедливого и жестокого наказания за нарушение норм права мужчинам стоило учиться показывать свои заботу и милосердие относительно своих близких, женщинам – культивировать в себе чувства самопожертвования, послушания, преданности, а детям - чтить традиции семьи, окружая вниманием своих больных и престарелых членов семьи.
В десятках статей законов Хаммурапи упоминаются рабы - купленные, захваченные в плен в чужой стране, родившиеся в результате совместной жизни и брака рабов, обращённые в рабство за ряд серьёзных проступков, в том числе и этического характера:
- нерациональное и неаккуратное отношение к ирригационной повинности, которое повлекло за собой невосполнимый материальный урон соседей;
- преднамеренное, заведомо ложное обвинение в совершении преступления;
- использование супругой имущества мужа с целью мотовства.
Количество рабов, имевшихся в дворцовом хозяйстве и в имениях частных лиц, определить невозможно. Но если принять во внимание огромные цены на рабов, то все предположения об их широком использовании исчезают. Кроме того, рабы не использовались в производственных процессах – они приносили пользу в домашнем хозяйстве, привлекали к выполнению обязанностей слуг и наложниц. За рабами также сохранялись остатки человеческих прав: они могли оспорить свой статус, выступать в юридических ситуациях в качестве субъектов права.
Дворцовые рабы имели право создать семью, приобрести имущество: их дети, так же как и дети, рождённые от сожительства свободного и рабыни, обретали свободу. Однако в законах Хаммурапи есть информация и другого рода: к рабам, купленным за полную цену, могли относиться как к собственности, в том числе расплачиваться ими за долги хозяина, их могли калечить, избивать, клеймить; в случае убийства раба его господину возмещали имущественный ущерб, равный стоимости раба.
Представления о правомерности и естественности рабства уже превращались в норму.
Противопоставляя рабов свободнорождённым, свод законов Хаммурапи провозглашал свободу одной из важнейших жизненных ценностей.
Таким образом, изучение законов царя Хаммурапи дает нам возможность понять мировоззрение гражданина и общества Старовавилонского периода. С помощью многочисленных правовых ситуаций, которые составляли содержание судебной практики Междуречья начала второго тысячелетия до нашей эры, мы знаем не только об организации хозяйственной деятельности, но и о правовом статусе основных профессиональных и социальных слоёв месопотамского социума, а также о круге повседневных забот и ценностных стимулах населения этой страны.
Обстоятельность и тщательная проработка правовых норм, поставивших под контроль правителя и профессиональную деятельность, и личную жизнь подданных, производили большое впечатление на современников. Свод законов Хаммурапи считается образцом законодательства на протяжении всей последующей истории Месопотамии; их переписывали и исследовали вплоть до эллинистического периода истории Междуречья.
Навигация по статьям