Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Учение Аристотеля о науке и политике и его особенности
Содержание:
- 10 сентября 2023
- 16 минут
- 220
Жизнь и политико-философские взгляды Аристотеля
Аристотель Стагирит (384-322 годы до нашей эры) является одним из величайших древнегреческих философов, а также ученых-энциклопедистов, основатель учения о политике, как о научном течении. Был рожден в семье придворного врача.
В 342 году до нашей эры, принял приглашение царя Македонии Филиппа и начал воспитывать его сына, который впоследствии стал царем Александром. В 335 году Аристотелем была создана собственная философская школа в Афинах, которая получила название «Ликей».
Аристотель активно преподавал и занимался наукой вплоть до самой смерти Алексаандра Македонского в 323 году до нашей эры, после чего, философ, который в Афинах зарекомендовал себя в качестве приверженца македонской партии, вынужден был покинуть этот город и поселиться в городе Халкида, на острове Эвбеея. Там он и умер в 322 году до нашей эры.
Политические и философские взгляды Аристотеля (его «политическое искусство» затрагивает сферу социально-экономических институтов, а также область нравов, и в широком смысле затрагивает этические аспекты) являются продолжением сократовской и платоновской традиций.
Однако, в отличие от позиции Платона, обладают большей гибкостью и реалистичностью и ориентированы на исторически сложившиеся системы социально-политической жизни Греции, что можно объяснить его теорией естественного происхождения государства (по принципу возникновения живых организмов), а также позицией того, что человек от природы является политическим животным.
В соответствии с учением Аристотеля, этика является частью политики и по праву тоже может называться политикой. Политики и этика, согласно воззрениям философа, призваны отвечать на один и тот же вопрос – вопрос, связанный с воспитанием добродетелей, а также формированием привычки жить добродетельно с целью достижения счастья.
Счастье доступно человеку в различных сферах: в сфере особенностей отдельной личности, а также в сфере социально-политической жизни жителей полиса. Именно это является причиной того, что труды «Этика» и «Политика» выступают в качестве ценнейших документов как с целью исследования политических воззрений самого Аристотеля, так и с целью изучения древнегреческого общества в его классическом периоде, а также имеющихся там в тот период политических теорий.
В соответствии с единством политики и этики Аристотелем раскрывается сущность политических добродетелей. В качестве основных добродетелей, согласно позиции Аристотеля, можно считать наличие политической справедливости, содержание которой наиболее ясно проявляется в соотношении политики и этики, гражданства и собственности, гражданского общества и государства.
Добродетели являются приобретенными свойствами души. Философ разделяет их на этические (волевые) и дианоэтические (интеллектуальные). Этических добродетелей можно достигнуть средствами воспитания хороших привычек, что во многом будет зависеть от восприятия их человеческой душой.
Структура человеческой души представлена двумя частями: разумной частью (разумом), а также неразумной частью (рассудком). Разумную часть разделяют на рассудочную (направленную на деятельность, практическую), а также созерцательную (теоретическую, которая она «не мыслит ничего относящегося к деятельности и не говорит о том, чего следует избегать или добиваться»).
Неразумная часть разделяется на страстную, которая средствами воспитания достигает добродетелей и растительную, в которой не содержатся добродетели и пороки. Аристотель пытается найти середину между крайностями добродетелей, которые исходят из человеческой души. Так, местом этической добродетели щедрости он считает середину между расточительностью и скупостью.
Говоря о добродетелях, Аристотель достаточно емко и полно излагает вопросы об особенностях наилучшей жизни, указывая на ее признаки, среди которых: наличие трех типов благ, которые должны присутствовать в жизни счастливых людей, к ним относятся физические, внешние и духовные. Философом устанавливается и разрешается проблема политического равенства и свободы, он показывает из каких способов организации жизни и форм властвования можно выводить принципы политической справедливости.
Говоря об уравнивающей справедливости, философ указывает на то, что каждый получает то, чем он обладает (то есть речь идет о воздаянии «каждому равное»), а реализуется это средствами арифметического уравнивания, которое позволяет уравнивать вещи другими вещами.
В ситуации с распределяющей справедливостью, каждый получает столько, сколько участия он принимает в процессе (принцип «равному равное»). В этой ситуации вещи уравниваются по отношению не только к другим вещам, но также и по отношению к неравным людям. Это может быть реализовано средствами геометрических пропорций.
Из указанных двух видах справедливости, наивысшим, по мнению Аристотеля, является справедливость, которая определяется в качестве высшего мерила добродетели, так как благо каждого человека должно устраиваться в пользу чего-то целого.
В соответствии с пониманием относительного равенства, а не абсолютного, Аристотель приходит к выводу о том, что по уровню собственного достоинства люди благородного происхождения являются гражданами с большим числом прав, в сравнении с людьми из низшего сословия, исходя из этого, претензии лучших по достоинству на привилегии основываются на праве, как на политическом явлении (частью условном, частью естественном), а также на законодательстве.
Исходя из этого, институт гражданства дополняется Аристотелем не всеми свободными людьми полиса, как это было в представлениях Платона, а только тех, кто непосредственно вовлечен в государственные дела, выполняя государственные функции (например, участие в судах и в народных собраниях), а также тех, кто носить оружие.
Согласно позиции Аристотеля, земледельцы, ремесленники, торговцы, моряки и торговцы, которые являются свободными, которые по типу своей деятельности не могут участвовать в государственных делах не являются гражданами. Принцип гражданства обладает связью с формами политического устройства, которые состоят из трех частей: административной, законодательной и судебной. Он может видоизменяться вместе с ними.
Типы форм правления разделяются Аристотелем на неправильные и правильные. К правильным философ относит политиков, аристократию и царство, ко вторым – олигархию, тиранию и демократию. В качестве наилучшей формы правления по Аристотелю является труднодостижимая форма – политика, которая обладает смешанным строем, сочетающим в себе только позитивные признаки демократии и олигархии.
Политика обладает характеристиками самой устойчивой и опирающейся на средние самодостаточные слои общества, которые обладают частной собственностью, умеренным уровнем богатства и исключают бедность. Чаще всего, наличие чрезмерного богатства у некоторых, и бедность широких масс может приводить к государственным переворотам.
Причинами государственных переворотов Аристотель выделяет:
- Межплеменные розни в процессе образования государства.
- Непригодность земель для создания на них государства.
- Наличие мелких неурядиц среди высокопоставленных лиц, что порождает ссоры из-за почестей и прибыли.
- Волнения людей из-за потери гражданских прав.
- Притеснение народных масс олигархами.
- Наличие большого напора со стороны демагогов в области демократических форм государственного устройства.
Важнейшей причиной разрешения политий и автократий является отклонение от справедливости, в области их самой социальной структуры. Так как бедные люди являются завистливыми, а богатые – корыстными. В процесс разрушения, полития трансформируется или в форму олигархии (в ситуации, когда богатые, которые разбогатели благодаря средним слоям победили), либо в демократию с признаками охлократии (в ситуации, когда победу одержали бедные слои населения).
В случае, когда побеждают бедные, возникает передел собственности богачей, так как они все действуют деспотически и имеют тиранические замашки, не руководствуются законом. В вопросах собственности, то в соответствии с воззрениями Аристотеля, лучшим вариантом является то, когда собственность является частной, а ее использование было общим.
Посвящая большое количество времени развитиям идей политического правления, Аристотель связывает ее не с правлением людей, а с правлением закона. Как говорил философ, те, кто требует, чтобы законы главенствовали, чаще всего будет требовать, чтобы во главе всего стоял разум и божественное начало, тогда как те, кто требует, чтобы у власти находились люди, вносит в данное требование определенного рода животные элементы поскольку страсти присущи животным, а грев может совратить правителей с истинного пути, даже если они и являются наилучшими людьми. В то же время, закон является уравновешенным разумом.
Аристотель стремится не допустить отступления законов от права, как основы политической справедливости. Закон является разумным, так как в нем выражаются его политические основы. Любой закон в своем ядре предполагает наличие определенного права.
В ситуации, если закон отступает от права, появляется ситуация, когда закон вырождается в деспотическое средство и переходит от политической формы в форму деспотического насилия. Философ говорил, что делом закона не может считаться форма властвования не только по праву, но и вопреки этого права, тогда как стремление к подчинению благодаря прибеганию к насилию является противоречивым с самой идеей права. Следовательно, выходит, что человек, который живет вне системы права и закона является самым худшим из всех.
Аспекты философского и политического анализа права и закона в учении Аристотеля
Аристотелем были сформулированы некоторые аспекты философско-политического анализа права и закона. Среди них следующие:
- В основании каждого закона находится право. Закон является справедливым в том случае, если он опирается на соответствующие нормы права. Закон является «уравновешенным разумом», который является олицетворением верховной власти и неполитического порядка, так как порядок это и есть закон.
- Совпадение справедливости и закона, что всецело относится к политическим отношениям свободных и равных граждан (однако не к свободным и рабам, которые лишены гражданских прав).
- Законы регламентируют все стороны политической, общественной и частной жизни, а то, что не предписано в законе является запрещенным (принцип «запрещено все то, что не разрешено»).
- Наличие неписаных (условно обозначенных, опирающихся на обычаи, законов божественного происхождения, которые устанавливают естественные права, которые не могут быть нарушены даже в том случае, если бы они вступали в противоречие с теми законами, которые уже изданы) и писаных.
- Законы, которые соответствуют верному трактованию формам государственного строя являются справедливыми, законы, которые соответствуют неправильным формам являются несправедливыми (однако все-таки обладают законной и принудительной силой).
Обобщая вышеописанное, можно говорить о том, что система управления через законы является общей для каждой из форм государственного устройства. Система законодательства по Аристотелю является значительной частью политики и искусством умелого отражения государственного строя в законах, совместно с ее стабилизацией в области общественных отношений.
В сравнении с Платоном, Аристотель значительно продвинулся в области рационализации и анализирования эмпирических политических и правовых отношений, при этом, ему удалось сохранить все особенности априорно-этических постулатов Платона.
К последним можно отнести следующие идеи:
- Идея о соединении нравственности и политики.
- Идея о доминирующих началах разума в системе управления, как средство соединения средства государственной силы и интеллектуальной силы правительства.
- Идея сотрудничества субъектов управления, которые находятся на разных уровнях в иерархии общественного управления (низших и высших ступеней, оппозиционных и властвующих ступеней, управляемых и управляющих ступеней).
- Идея о главенствующей роли закона в общественной жизни и в жизни каждого человека в отдельности, охрана которого (закона), выступает в качестве высшего проявления гражданской доблести.
Говоря в целом о значимости идей Аристотеля и Платона для современной цивилизации, необходимо указать, что они стали первыми исследователями в истории, которые систематизировали политические знания и постарались концептуально их оформить. Благодаря политическим учениям Платона и Аристотелям существенно расширились границы политической культуры общества.
Навигация по статьям