Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Личность Аврелия Августина и его взгляды
Содержание:
- 06 ноября 2023
- 8 минут
- 576
Ранние годы
Аврелий Августин (354-430), получивший прозвище Блаженный Августин, был выдающимся церковным деятелем и христианским теологом. Он родился в Римской империи, во времена правления императора Констанция в г. Тагасте (сейчас это территория современного Алжира). На тот момент христианство уже стало государственной религией, благодаря императору Константину, предшественнику Констанция.
Религиозный опыт Августина для миллионов римлян стал выдающимся примером пути к христианскому единобожию, хоть и в чем-то типичным. Его мать была христианкой, а отец - язычником.
Семья Аврелия была небогатой, но, несмотря на это, мальчик получил хорошее для тех лет образование. Сначала Аврелий учился в школе риторики в г. Мадаване, затем перешел в школу в Карфагене. Закончив обучение, Августин создал собственную школу, в которой преподавал на протяжении 10 лет.
Начало духовного пути
Пытаясь обрести духовность, Августин пришел к манихеям — сторонникам религии перса Мани, который в III в. основал учение, проповедовавшее дуалистическую борьбу света и тьмы, добра и зла. К концу IV в. манихейское вероучение распространилось из Персии до Испании на западе и до Китая на востоке, но оно по-прежнему находилось в непримиримой борьбе как с римскими язычниками, так и с христианами.
Когда Августину исполнилось 30 лет, он переезжает в Рим. Здесь он преподает риторику римским манихеям, чтобы прокормиться. В этот период своей жизни Аврелий глубже познает философию, особенно его интересовали учения стоиков, скептиков и неоплатоников.
Спустя год, в 385 г. Аврелий возглавил риторическую школу в Медиолане (нынешний Милан) и стал особенно изучать христианское вероучение.
Принятие христианства
В 387 г. Аврелий Августин принимает христианство. Затем он возвращается в Северную Африку, где активно проповедует эту религию, пытаясь искоренить язычество и еретизим. В 396 г. Аврелий становится епископом г. Гиппона.
Августин написал множество трудов, в которых он изложил свои философские, социальные, политические, этические и моральные представления. Также в его работах содержится опыт религиозной борьбы и богоискания. Августина наряду с другими Отцами церкви называют создателем христианской доктрины – патристики.
Всю свою жизнь и до самой смерти Августин был страстным миссионером христианства, борцом с ересью, проповедником христианской морали, которую, согласно его учению, должны поддерживать правители, создавая соответствующие законы и реализуя соответствующую государственную политику.
Философские воззрения Августина
Христианская церковь канонизировала Августина под именем Блаженный. Он является одним из наиболее авторитетных представителей западной патристики. Заметное влияние Августин оказал на формирование европейского менталитета и культуры.
Его прах был дважды перенесен во время арабских завоеваний: сначала на о. Сардинию из Гиппона, затем в г. Павию (нынешняя территория Италии). Теперь прах Августина Блаженного выступает в качестве предмета массового поклонения и является одним из главных символов христианской веры.
Свои морально-этические воззрения Августин Блаженный изложил в «Исповеди» (397) и «Отречениях» (426-427). Согласно его рассуждениям мораль, этика, социальная политика и философия связаны с грехопадением Адама и Евы, которые и передали всему человеческому роду склонность к греху и неизбежность смерти. Лишь избранные могут познать божью благодать и вместе с ней получить возможность жить не «по человеку» (что, по сути, означает «по дьяволу»), а «по Богу».
Аврелий приходит к выводу, что на земле одновременно сосуществуют два общества людей, два града — человеческий и Божий, град земной и Град Небесный. Первый – это земная, дьявольская обитель плотских людей, которые с рождения обладают греховной человеческой природой. Второй — это небесный, вечный мир, наполненный благодатью, дарящий свободу от греха.
Подобное деление мира на два «града» содержит в себе манихейское представление о силах добра и зла. Также на эту идею Августина повлияли социально-политические идеи Платона о существовании двух миров (реального и идеального), а в каждом государстве государства бедных и государства богатых.
Усматриваются в идеях Августина и взгляды стоиков о двух полисах: полисе-государстве – это общество, в котором родился любой человек, и всемирном полисе (космополисе) — это сообщество, в котором совместно живут все люди. Но на грешной земле существует еще два града. Первый – это люди, поверившие в Бога, следующие его заветам, сплотившиеся под единой церковью Христовой. Второй — это язычники, не познавшие и не желающие познавать Бога, а также грешники, нарушающие божьи заповеди.
Рассуждения Августина Блаженного об обществе
Общество людей, как и отдельная личность, в процессе своего естественного развития проходит несколько периодов:
- младенчество,
- детство,
- юность,
- зрелость,
- старость.
Каждый из этих этапов помогает человечеству достигнуть новой ступени нравственного совершенства и постижения Бога. Но человеческая история, рассматриваемая с позиций мировой темпоральности (прошлое — настоящее — будущее) и опосредованная Богом, трансформируется в троичность: память как настоящее прошедшего — интуиция как настоящее настоящего — ожидание как настоящее будущего.
Согласно Августину общество людей развивалось от сотворения мира до грехопадения, затем от грехопадения до пришествия Христа. Последний период человеческой истории (текущий период) — время от первого до второго пришествия Спасителя. И по его окончании христианство восторжествует по всей земле и воцарится Град Божий.
Августин придерживался общехристианского негативного отношения к Римской империи, которая выставлялась в качестве средоточия насилия над людьми, в качестве источника гонений на христиан, как пример грешного града земного. Поэтому мыслитель критиковал, хоть и с осторожностью, политическое устройство Pax Romana, включившее в себя различные этносы.
Августин выдвинул идею «правления народов» — формирование независимых национальных государств, которые могли бы жить в мире между собой, следуя христианским законам. При этом он пытался примирить управляющих и их подопечных («Богу — богово, кесарю — кесарево»), поясняя, что абсолютно всем присуще стремление к Благу, Истине и Любви — главным атрибутам Бога.
Навигация по статьям