Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Иеремия Бентам: жизнь и взгляды
Содержание:
- 30 мая 2023
- 8 минут
- 273
Краткая биография
Иеремия Бентам – английский философ и юрист, политический мыслитель, приверженец либерально-политического направления, а также один из создателей теории утилитаризма. Он родился в 1748 г. в Лондоне в достаточно обеспеченной семье. Его отец был крупным землевладельцем.
Бентам обладал невероятным умом и развитым не по годам интеллектом – он в 13 лет сумел поступить в Оксфордский университет. Более того он освоил всю программу обучения за один год и в те же 13 лет окончил университет. В 20 лет Бентам становится адвокатом. За период 1784-1787 гг. он посещает множество стран, среди которых Франция, Италия, Турция, Россия, Пруссия, Голландия. Скончался Бентам в 1832 году в Лондоне.
Философско-политические взгляды Бентама
В 1789 г. Бентам публикует свой первый крупный философско-политический научный труд «Введение в основы нравственности и законодательства». В 1802 г. существенное количество сочинений Бентама был издано во французской редакции уважаемого издателя Дюмона. Благодаря этому западноевропейское общество и образованная часть русского народа смогли познакомиться с идеями английского мыслителя.
Бентам посещал Россию несколько раз, и именно в российском обществе он видел возможность реализации своих идей. В 1815 г. Бентам обратился к Александру I с предложением использовать его познания при составлении нового кодекса законов для России. Александр I принял это щедрое предложение. Но планы Бентама провалились, поскольку в тот момент случился новый поворот во внутренней политике русского императора, в связи с чем принят проект М. Сперанского.
В своем произведении Бентам обращается к практическим вопросам права и этики и выдвигает учение о нравственности, которая основывается на принципах полезности. В процессе своих рассуждений автор приходит к выводу, что единственной «пружиной» деятельности человека является личный интерес.
Бентам выступал с критикой абстрактных начал, «анархических софизмов», которые провозглашались Французской революцией права. Он полагал, что они способны на практике породить лишь хаос.
Бентам не признавал идею общественного договора, отвергал естественно-правовую теорию народного суверенитета, а также принцип разделения властей, акцентируя внимание на значимости суверенной верховной власти (т.е. у которой нет определенных границ), руководствующейся началом пользы. Он критиковал софизмы консервативной партии, выступал против оптимистического консерватизма Блэкстона и его знаменитых «Комментариев на законы Англии», которые умаляли реформирующую роль законодательной власти, а существующее английское право признавали совершенством в виду высшего проявления разума.
Истинную цель законодательства и законодателей Бентам видел в достижении в социуме «наибольшего счастья для наибольшего количества людей», достижении каждым личного успеха, что в сумме увеличило бы общественное счастье. Саму категорию счастья Бентам сопоставлял с удовольствием. Поэтому в качестве критериев морали философ называл «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья».
Искусство законодателей, по мнению Бентама, состоит в определении такого средства, чтобы вышеуказанное было достижимым. Поэтому автор подчеркивает важность государственной политики, направленной на заботу о благосостоянии людей и их духовном развитии, о сохранении безопасности, свободы и равенства.
На основе этих принципов, а также руководствуясь гражданским кодексом, Бентам и его последователи стали инициаторами создания системы социальной поддержки граждан, а именно:
- законов о бедности,
- системы здравоохранения и страхования,
- реформы тюрем, основная идея которой заключалась в использовании наказаний для предупреждения преступлений в будущем и перевоспитания преступников.
Отличительная черта рассуждений Бентама заключалась в разграничении общественных и личных интересов, разделении нравственных чувств и эгоистических стремлений. Философ видел смысл только в интересах «атомизированных индивидов», совокупность которых складывалась в общественные интересы.
Взгляды на соотношение морали и закона
Рассуждая о границах законодательства и морали, Бентам выделяет два типа морали:
- общественная мораль,
- индивидуальная (частная) мораль.
Так как в обществе, по мнению философа, не существует естественных законов, а есть лишь те, которые были приняты суверенной властью, индивиды должны правильно осознавать свое поведение в обществе, понимать свои и чужие интересы.
Бентам в своих произведениях часто анализирует деятельность государства, органов власти, а также основные направления государственной политики (гарантия свободы личности, обеспечение безопасности, зашита личности от притеснения чиновничества). Бентам полагал, что государство должно играть роль «активно действующей уравновешивающей силы», быть регулятором меры социального различия. Его основной задачей является недопущение разрыва в общественном единстве из-за подобных социальных различий.
Вклад Бентама в правовые учения
Бентам считается пионером, пролагавшим путь к качественно иным реформам в Англии во второй четверти XIX в. Философ полагал, что только демократическое государство способно обеспечить успех реформы, в противном случае от любой реформы будет больше вреда, чем пользы.
При этом Бентам выдвигал доктрину о государственном невмешательстве, полагая, что реформы не должны затрагивать частную (в особенности экономическую) сферу и свободу самоопределения, а также личную свободу и частную деятельность граждан.
Это означало развитие программы либеральной демократии, которая основывалась на началах расширения избирательного права — «всеобщей, тайной, равной и ежегодной подачи голосов». Высший философский тезис этой программы звучал как «наибольшее счастье наибольшего количества людей», а высший политический принцип — понятие народного суверенитета.
Учение Бентама о границах законодательства, его минусах и вариантах их устранения серьезно повлияло на представителей либерально-демократического направления.
Навигация по статьям