Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Политическое учение Бенедикта Спинозы
Содержание:
- 14 ноября 2023
- 8 минут
- 234
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) — нидерландский философ, политический мыслитель и пантеист. Он был рожден в семье зажиточного купца еврейской общины и получил образование в религиозном училище. Спиноза был демократом и вольнодумцем, отвергал еврейские обычаи и веру. 27 июля 1656 года его как еретика отлучили от религиозной общины, после чего он был вынужден уехать из Амстердама в деревню. Свое мировоззрение на философию и политику он изложил в «Кратком трактате о Боге, человеке и его счастье».
Политические идеи Б. Спинозы
Идеи Спинозы о политике взаимосвязаны с его этическим учением о необходимости и свободе, в котором говорилось о том, что мотивы поведения людей в социуме и в системе политики обусловлены их природным, естественным состоянием, движимым отдельными эгоистичными интересами людей. Тем не менее, Спиноза не отрицал того, что сочетание последних с общественными вполне возможно.
Главной исследовательской темой Спинозы была тема свободы и демократии или упорядоченной свободы. Основанием свободы является разум в качестве источника своеправия, личной автономии и правоспособности. Так обеспечивается универсальная способность естественного, путем изучения природы, познания вечных божественных законов и подчинение им, которое и есть основа добродетели. В соответствии с учением Спинозы, общество переходит из естественного права в гражданское состояние ввиду наличия любой верховной власти в качестве организации публичного правления (res publico). Государство является совокупным телом данной верховной власти. Политическая и религиозная свобода является целью государственного устройства. Государство обладает таким количеством прав, сколько в нем есть мощи. Своеправие каждого отдельного члена общества является обратно пропорциональным степени мощи государства: каждый из граждан, действуя по праву, так же и обладает чем-либо по праву и защищает это с общего решения государства. Если же этого нет, то все возвращается к естественному состоянию.
Ввиду того, что ни одного общество не способно существовать без силы и власти, а значит и без законов, которые бы сдерживали страсти и порывы людей, общественная связь граждан, конституируемая договором, основанным на идеях естественного права, предполагает, что каждый должен повиноваться добровольно или же под страхом наказания, что и составляет основу государственного права. Данное право по Спинозе называлось демократией, которая объединяла в себе два начала, образующих правопорядок – свободу и принцип повиновения верховной власти (государству).
Основные признаки демократического устройства по Б. Спинозе
Среди основных признаков демократического устройства Спиноза выделял четыре:
- наличие у «всеобщего собрания людей» (граждан) верховного права на все;
- общество, где каждый из граждан может выступить в качестве суверена (в рамках собрания) и в качестве подданного (как частное лицо);
- общество, в котором институт демократии основан на принципе равенства;
- общество, которое предполагает определенное соотношение свободы и принуждения.
Спиноза считал, что при государственной власти необходимо подчинение правопорядку, который является общим для всех. Это значит, что правомочность действий каждого из граждан основывается на санкции (общем решении) государства. В связи с этим он отмечает, что то, что человек зависит от государства – это не чуждо природе самого человека и не несет в себе характер тотального принуждения. Спиноза акцентирует внимание на правопорядке, который исключает произвол отдельных лиц.
Как можно понять, в гражданском (правоподчиненном) состоянии нет ничего противоречащего естественному разуму и его предписаниям. Спиноза считал, что чем больше человек руководствуется разумом (т.е. свободой и своеправием), тем «неуклоннее будет он блюсти право государства и исполнять приказы верховной власти». Тем не менее, он отмечал, что все естественные основы государства должны выводиться «из общей природы и строя людей», т.к. людям свойственно в большинстве своем скорее руководствоваться слепым желаниям, а не разуму. В связи с этим человеческие страсти, такие как ненависть, любовь, гнев, честолюбие, зависть, сострадание и другие душевные аффекты он исследовал не как пороки человеческой природы, а как природные свойства, характерные для людей. Спиноза создал более натуралистичную теорию естественного права и общественного договора, чем Гоббс. Она естественно примиряет всех людей в государстве с людьми, обладающими верховной властью, вне зависимости от формы правления.
Политическое учение Спинозы не приемлет суеверия и знание, лишенное здравого, естественного смысла. Его антиклерикальные взгляды выражены в критике суеверий и догматизма церкви, несмотря на то, что он связывал истинную религию с мудростью. В одном из своих писем Спиноза писал: «Между религией и суеверием, я признаю то различие, что суеверие имеет своей основой невежество, а религия — мудрость». Говоря о системе отношений между духовной и светской властями, философ полагал, что недопустимо наделять священнослужителей политической властью. Спиноза выступал в качестве сторонника принципа отделения государства от церкви и требовал, чтобы лишь одна верховная власть могла решать, что является законным, а что нет.
Политические взгляды Бенедикта Спинозы серьезно повлияли на то, каким образом формировалось западноевропейское свободомыслие, особенно в Германии XVIII-XIX вв. (Гегель, Шеллинг и др.) и во Франции XVII-XVIII вв.
Навигация по статьям