Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Личность и труды Томаса Гоббса
Содержание:
- 26 октября 2023
- 9 минут
- 273
Личность Томаса Гоббса
Томас Гоббс (1588-1679) — английский политический мыслитель и философ-материалист. Он родился и воспитывался в семье сельского священника.
В 1608 году Т. Гоббс окончил Оксфордский университет, после познакомился с другим философом-материалистом Ф. Бэконом, имел дружеские отношения с такими выдающимися людьми, как Галилей, Гассенди и Декарт, которые оказали существенное влияние на формирование жизненной позиции Гоббса.
Помимо этого Т. Гоббс жил в обстановке революционной Англии XVII в., что отразилось на мировоззрении мыслителя и способствовало построению его собственной философской системы.
Взгляды Т. Гоббса на государство
В 1651 г. Т. Гоббс окончательно разорвал свои отношения с роялистами и представил миру собственное идеологическое обоснование диктатуры Кромвеля. В своем самом масштабном и важнейшем труде «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» мыслитель изложил апологию сильной абсолютной власти.
Первая часть произведения содержит определения общефилософских вопросов, в том числе вопросы толкования человеческой природы. По мнению Гоббса, задача политики состоит в том, чтобы познать сущность государства. А по строению она подобна часовому механизму, поэтому исследование государства следует начинать с отдельных составных частей этого механизма.
Первым делом автор рассматривает государство в состоянии разложения, изучая природу отдельного человека, чтобы узнать, способны или не способны люди к созданию государства и как они должны кооперироваться, чтобы, удовлетворяя потребности, соединиться в общество.
Для установления порядка и удовлетворения основных потребностей общества нужно всемогущее искусственно созданное человеком существо – великий Левиафан, который именуется государством.
Государство нельзя определять как извечную категорию, ему предшествует естественное состояние человека, жизнь которого подчинена законам природы. Первое основание естественного права, согласующееся со здравым смыслом, заключается в необходимости сохранить свою жизнь настолько, насколько это возможно.
Как гласит закон природы, следуя инстинкту самосохранения, человек стремится к мирным условиям сосуществования с другими индивидами, а чтобы сохранить эти условия он вынужден ограничивать собственные притязания.
Так, сохранение мира на основе общественного договора, согласно Гоббсу, формирует всю систему нравственных и юридических законов. Чтобы законы имели авторитет в обществе, нужна сильная власть, устанавливающая порядок, контролирующая необузданные страсти отдельных личностей, которые желают нарушить мир и посягнуть на общественную безопасность. Результатом общественного договора является образование государства.
В роли такого лица выступает верховная власть, остальные лица – подданные.
Подданные передали верховной власти все свои права, поэтому она безусловна и неограниченна, независимо от формы правления. Глава государства ничем не связан с народом, он всегда прав. Подданные получают все свои права от верховной власти, они лишены каких-либо прав по отношению к ней.
Характеристики государственной власти согласно Т. Гоббсу:
- нераздельная;
- суверенная;
- выше всех законов, ею установленных;
- не подлежит контролю;
- не может быть устранена по воле народа (даже несмотря на то, что по их воле она была установлена).
Граждане обязаны подчиняться абсолютной власти, пока та способна защищать их. Однако свергнутой власти никто не обязан подчиняться, но граждане обязаны подчиниться новой действующей власти, которая устанавливает государственный порядок в стране.
Т. Гоббс в своих рассуждениях придерживался позиций авторитарного политического строя. Он полагал, что суверен должен обладать неограниченными полномочиями, быть сосредоточением всех видов власти (законодательной, исполнительной и судебной). Поэтому Гоббс критиковал идею разделения властей между монархом, палатой лордов и палатой общин, называя это серьезной причиной распада государства.
С позиции мыслителя у суверена есть право объявления войны и заключения мира, право выбора министров и советников, право запрещать вредные учения, в том числе проповеди по ограничению верховной власти.
Гоббс не признает смешанные формы правления, считая, что они разрушают единство и ограничивают верховную власть. Философ не рассматривает возможность разделения суверенитета между несколькими лицами.
Верховная власть бывает троякой:
- монархической,
- аристократической,
- демократической.
Для Гоббса при всех его симпатиях к монархическому абсолютизму на первом месте стоял государственный абсолютизм в целом. Он встает на защиту верховной власти, прежде всего, поскольку считает ее средством защиты гражданского порядка, но при этом выделяет плюсы и минусы различных форм правления, в которых та или иная власть себя проявляет. По мнению мыслителя, монархия является наилучшей формой правления по сравнению с демократией и аристократией, а аристократия, в свою очередь, считается тем лучшей, чем больше походит на монархию.
Являясь приверженцем монархии, Гоббс не отвергал правомерности демократии. Он лишь полагал, что при такой форме правления труднее всего добиваться истинной цели – охранения спокойствия в государстве. По мнению философа, демократия имеет одни только минусы как форма правления, а именно:
- в ней столько правителей, сколько демагогов, и все они добиваются власти и богатства, властное большинство практически не разбирается в делах — их решения, как правило, неправильны;
- исключается ведение государственных тайных дел;
- бесконечная борьба партий как источник смуты (Гоббс даже предлагал их распустить);
- в условиях демократии «законы перемещаются из одной стороны в другую, как бы плавая по волнам».
Продвигая государственный абсолютизм и абсолютизм верховной власти, Гоббс выступал против клерикализма. Он понимал, что причины всех бедствий и гражданских войн кроются в борьбе духовной власти со светской. В качестве решения Гоббс предлагал полное подчинение духовной власти авторитету светской.
Этим воспользовался Кромвель, используя данный тезис в своих требованиях безусловного господства светской власти.
Последние годы жизни Т. Гоббса
Последние годы жизни Т. Гоббс провел в условиях Реставрации Стюартов (1660-1685), что далось ему очень не легко. Его обвиняли в распространении ереси, что побуждало философа защищаться в ряде специальных работ.
После смерти мыслителя в 1688 г. Оксфордский университет отнес работы Гоббса «Левиафан» и «О гражданине» к числу злонамеренных сочинений, которые преследуют цель свержения монарших особ, их правительств и государств, а также подрывают устои любого социума. В итоге эти и многие другие работы Гоббса были сожжены.
Навигация по статьям