Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Учение Томаса Гоббса о государстве
Содержание:
- 27 декабря 2023
- 8 минут
- 1841
Политические идеи Томаса Гоббса
Томас Гоббс (1588-1679) является английским философом-материалистом и политическим мыслителем. Его отцом был сельский священник. Будущий философ получил образование в Оксфордском университете в 1608 году, где познакомился с философом-материалистом Ф. Бэконом и завел дружбу с Галилеем, Декартом и Гассенди. Их взгляды и обстановка революционной Англии XVII в. во многом определили его мировоззрение и то, каким образом формировалась его собственная философская система.
В первой части данного произведения Гоббс выдвигал общефилософские вопросы, среди которых поднималась и тема толкования природы человека. По Гоббсу задачей политики было познание государства, изучение которого подобно устройству часов: его необходимо начинать с изучения его отдельных пружин, колес, составных частей. Поначалу философ рассматривал государство в состоянии разложения, изучая природу отдельно взятого человека для того, чтобы узнать, способны ли люди образовать государство и каким образом они должны действовать, чтобы соединиться в общество.
Для того, чтобы водворить порядок и удовлетворить основные требования человека, нужно с помощью человеческой изобретательности создать великого Левиафана – всемогущее искусственное животное, называемое государством.
Учение Гоббса о государстве
Государством является механическое соединение разных людей, которые представляют огромную силу вместе.
Государство не является извечной категорией, его предшественник – это естественное состояние людей, чья жизнь подчиняется естественным законам, которые вытекают из природы самих людей. Первое основание естественного права, которое согласуется со здравым смыслом – это необходимость сохранения жизни на протяжении максимально долгого времени. Согласно естественным законам природы, человек предусматривает необходимость искать мир в борьбе за свое самосохранение, а для сохранения мира он вынужден столкнуться с необходимостью ограничить свои притязания.
Охраняя мир, Гоббс на основе общественного договора выводит свою систему нравственных и юридических законов. Для того, чтобы законы получили силу в социуме, изначально должна утвердиться власть, которая будет устанавливать порядок и сдерживать необузданные страсти отдельно взятых людей, пытающихся покуситься на общественную безопасность и мир. Государство возникает в результате общественного договора. Как определял Гоббс, «государство есть единое лицо, которого воля, вследствие договора многих людей, является волей всех и может употреблять силы и способности каждого для общего мира и защиты». Этим лицом является верховная власть, а остальные – подданные.
Подданные полностью передают свои права верховной власти, которая обязана быть неограниченной и безусловной, вне зависимости от формы правления. Глава государства не может быть неправым и не связан ничем по отношению к народу. Тем не менее, подданные, которые получают все свои права от верховной власти, лишены всех прав по отношению к ней. К примеру, гражданам не принадлежит право собственности, т.к. данное право устанавливается не естественным законом, который подразумевает, что у людей все общее, а гражданским. В связи с этим подданные обладают правом от государства и сохраняют его, пока государство того хочет. «Кто имеет господина, тог не имеет собственности, все здесь принадлежит государству».
Государственная власть является суверенной, нераздельной, а также стоит выше всех законов, которые устанавливает и не может подлежать контролю. Власть устанавливается благодаря воле граждан и ее нельзя устранить по их произволу. У граждан сохраняются обязанности по отношению к абсолютной власти до тех пор, пока власть способна защищать своих граждан. Граждане не обязаны подчиняться свергнутой власти, а должны служить той, которая на самом деле управляет страной, выстраивая порядок в государстве.
Для того, чтобы предоставить верховной власти единство и неограниченность, Гоббс отвергал смешанные формы правления, т.к. он и подумать не мог о том, что суверенитет может принадлежать нескольким людям, а не одному человеку. Верховная власть способна быть троякой – аристократической, монархической и демократической. Гоббс симпатизировал монархическому абсолютизму и для него важность имел государственный абсолютизм в принципе. Гоббс защищал верховную власть в качестве средства защиты гражданского порядка, отмечая плюсы и минусы каждой из форм правления, в которых проявляет себя та или иная власть. Если сравнивать монархию с аристократией и демократией, то монархия является лучшим образом правления, а аристократия становится тем лучше, чем ближе она к монархической форме.
Между тем, несмотря на то, что Гоббс стоял за монархию, он в то же время не отрицал правомерность демократии, полагая, что народное правление наименее способно достичь истинной цели – сохранности спокойствия в государстве. Гоббс видел следующие слабости в демократической форме власти:
- в ней столько же правителей, сколько и пустословов, которые стремятся добиться богатства и власти;
- властное большинство мало осведомлено о делах, и по большей части принимает неверные решения;
- исключено ведение тайных государственных дел;
- источником смуты будет бесконечная борьба партий (Гоббс предлагал распустить партии);
- «законы перемещаются из одной стороны в другую, как бы плавая по волнам»
Философ проповедовал государственный абсолютизм и абсолютизм верховной власти, выступая против клерикализма. Гоббс понимал, что причиной гражданских войн была борьба между светской и духовной властью. Выходом из данного состояния он считал необходимость духовной власти подчиниться авторитету светской. Данный тезис был выгоден О. Кромвелю, использовавшему его, требуя безусловного господства светской власти.
Во времена Реставрации Стюартов (1660-1685) Гоббс пережил сложные времена. Его обвиняли в распространении ереси, и он был вынужден защищаться в небольших специальных работах. Через 10 лет после его смерти, в 1688 году, Оксфордский университет внес труды Гоббса «Левиафан» и «О гражданине» в список злонамеренных сочинений, которые были нацелены против священных особ монархов, их правительств и государств и подрывающих устои всякого человеческого общества». Вместе с другими крамольными сочинениями, эти два труда были сожжены.
Навигация по статьям