Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Предпосылки присоединения территории Левобережной Украины
Содержание:
- 29 апреля 2023
- 6 минут
- 174
Последствия Люблинской унии для крестьянства
Важнейшим событием истории Восточной Европы в XVI-XVII вв. стало заключение Люблинской унии 1569 г. Одним из условий акта унии было присоединение земель Украины непосредственно к Польше. Так, плодородные украинские земли заполнились польскими феодалами, на них стали строиться фольварки — так назывались барские имения.
Одновременно с этим быстрыми темпами развивался процесс закрепощения крестьян, который к тому же на территории Украины стал приобретать особенно изощренную и жесткую формы. Землевладельцев наделили правом судить и карать крестьян и даже лишать жизни. При этом крестьянин фактически не имел никаких прав, в том числе жаловаться на своего пана. Иностранные путешественники, много повидавшие на своем пути, и те изумлялись бесправности и тяжести положения украинского «хлопства».
Усугублял положение крестьянства и религиозный институт. После заключения унии 1569 г. католическая церковь стала активно напирать, пользуясь своими новыми обширными земельными владениями на Украине. На территории Беларуси и Украины появляются представители ордена иезуитов, которые занимались распространением католичества. Внедрению католичества во многом способствовала униатская церковь (объединившая православие и католичество), появившаяся в результате Брестской унии в октябре 1596 г.
Сложилась весьма своеобразная ситуация: паны были приверженцами католичества, а «хлопы» — православия. Понятное дело, что для последних этот факт был крайне неблагоприятным. Поэтому «хлопство» могло стать серьезной движущей силой будущего освободительного восстания против польских панов.
Положение городских жителей
Жители городов – мещане – также оказались в весьма тяжелом положении. В середине XVI в. городская жизнь стала бурно развиваться: разрастались старые города, строились новые, быстрыми темпами развивалось ремесло, постепенно приобретавшее цеховые формы. Но все равно польские магнаты – крупные феодалы – были серьезной преградой на пути городской жизни.
В землях Беларуси и Украины было распространено явление, нехарактерное для Московского государства: помимо государственных городов, которые были административными центрами и в основном управлялись на основе магдебургского права, существовали города, принадлежавшие магнатам.
Но развитие городов тормозилось не только этим. Другой серьезной преградой были многочисленные «юридики» — земельные владения духовных и светских феодалов на территории королевских городов. Такие «юридики» не подчинялись ни городским судам, ни администрации, и лишь вносили сумятицу и разброд в жизнь государственных городов.
Поэтому со временем городские жители начинают борьбу с польскими панами. Они объединяются вокруг православных церквей, создают «братства» — объединения православного населения. Изначально эти организации были ориентированы на просветительские задачи, стремясь сохранить и поддержать православную веру.
Недовольство представителей шляхты и духовенства
Православная шляхта, которая не перешла в католичество и не ополячилась, также имела много поводов для недовольства сложившейся ситуацией. Поляки всячески препятствовали православным шляхтичам в занятии «урядов» (получении государственных чинов), а также подвергали гонениям за инакомыслие – веру в православие.
Аналогичные неприятности были и у православного духовенства. Священников изгоняли из храмов, для них устанавливали запреты на проведение службы на родном языке. Поэтому вполне очевидно, почему именно из духовенства вышло множество руководителей борьбы с поляками.
Восстания казаков
Таким образом, все слои населения Украины были готовы восстать против польских угнетателей в борьбе за свободу. И в их распоряжении была сила, способная противостоять полякам на поле боя – казачество. Именно казаки и занимались своего рода военной подготовкой освободительной войны середины XVII в. Период конца XVI — начала XVII века прошел с многочисленными казацкими восстаниями.
В среде казачества появились талантливые лидеры (Северин Наливайко, Кшиштоф Косинский). Продолжились восстания и в 1620-1630-х гг. Правда, казачество в тот период стало выдвигать «экономические» требования: увеличение жалованья, включение в реестр большего количества казаков и пр. Однако, что важно, в ходе восстаний запорожское казачество наладило взаимоотношения с правительством Русского государства, казаки стали больше видеть в нем союзников в борьбе против поляков.
Идеологическая основа освободительной войны
Со временем связи с русским правительством начинают устанавливать и «братства». Но нельзя в данном случае этот факт путать с осознанием белорусским и украинским населением единства судеб своих территорий с Великороссией и непосредственные политические контакты с русским правительством. Потому что это последнее произошло только в первой четверти XVII века.
«Братства» приступили к идеологической подготовке «освободительной войны». В их среде создается специальная полемическая литература, ориентированная против католиков-иезуитов. Ее авторы, основываясь на истории и культуре восточнославянских народов, приводили аргументы в пользу общности судеб этих народов, отмечали необходимость совместной борьбы с польскими завоевателями.
Навигация по статьям