Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Повседневное существование жителей
Содержание:
- 25 сентября 2023
- 19 минут
- 190
Особенности жизни людей
Особенностью повседневного существования в России XVI века стало увеличение сословного расслоения. Наблюдалось дальнейшее дистанционное усиление меж социальными группами, развитие бытовой сословно-корпоративной культуры.
В XVI веке сценарии жизни русского человека были очень схожи между собой. Как правило, семьи, были многодетными и у простолюдинов, и у дворян; медицина практически отсутствовала, а подразумевало высокую детскую смертность (например, у во младенчестве царя Ивана Грозного погибло из семи пятеро детей). Сразу после рождения крестили всех детей– это первое и одно из главных христианских Таинств, к которому приобщались они. Детство проходило относительно одинаково, с небольшой разницей в уровне материального достатка. В XVI веке возникли письменные рекомендации, каким образом воспитывать детей (до этого данные "инструкции" могли браться лишь из Священного Писания, поучений духовных отцов и проповедей).
В промежутке с 1546 до 1558 года Сильвестром священником Благовещенского собора Кремля в Москве был образован "Домострой", своего рода домашний устав, который строго определял все семейные правила жизни, основы обеспечения домашнего хозяйства и тому подобного. В нем посвящено некоторое количество глав и вопросам детского воспитания.
Мать и отец должны были прививать детям основы домашнего хозяйства и своего ремесла (профессии, государственного управления, воинского дела и так далее). Главной целью данного воспитания являлась желание вырастить благочестивого, богобоязненного, соблюдающего телесную и моральную чистоту верноподданного христианина. В "Домострое" говорилось о телесных наказаниях как о довольно распространенной методике воспитания, но это являлось больше теорией, а в каких объемах применялась порка детей на практике, точно не известно.
В России XVI века государственных школ не существовало. В основном обучение проводилось в семье, на дому. Согласно главе 26 постановления Стоглавого собора (1551 года) в городах были открыты церковные школы. Литературой необходимой для обучения для них являлись книги Священного Писания, а также главным образом Псалтырь, и определенные богослужебные книги. Но, к сожалению, детское образование не имело большого распространения и не являлась обязательным.
По сравнению со средневековьем детство изменилось не сильно. Дети жили с мамой до достижения ими семи лет. Потом посадские и крестьянские дети понемногу включались в домашние работы посильные для них. Дети дворян начинали свой служебный путь с 15 лет. Их записывали в десятни (определенные списки для воинских дворянских смотров), но пока они не получили свое личное поместье, они являлись "новичками" – новиками.
Заключение и расторжение брака
Совершеннолетием являлось наступление момента образования своей собственной семьи, и вступление в брак. Официально было разрешено заключать брак женщинам с 12 лет, а мужчинам – с 15 лет (глава 18 "Стоглава"). Видимо на практике быть заключены как более ранние незаконные браки (в восемь либо девять лет – для того, чтобы привлечь работника в семью, приобретение формального родства со знатью), так и более поздние.
Нам неизвестна статистика количества заключенных браков жителями Московской Руси. Наверное, большая часть все же женилось единожды. Браки по второму разу заключали вдовцы и вдовы, исключая людей, которые уходили в монастырь после смерти своих супругов. Развод был разрешен сугубо по уважительным причинам (совершение каким-либо из супругов преступления против государства, прелюбодеяние жены, физическая невозможность совершения интимной жизни на протяжении трех лет брака, пропажа без вести одного из супругов на протяжении пяти лет и так далее), в такой сфере ситуация не менялась если сравнивать ее со Средневековьем. Причинами развода могло стать аморальное поведение жены (мытье в мужской бане, употребление спиртных напитков в корчме, ночевка вне стен дома, причастность к развратным "игрищам", не обращая внимания на запреты мужа). К схожим похождениям мужей относилась церковь значительно более снисходительнее. Супружеское бесплодие поводом для развода не являлось: Бог решает, дать детей либо нет. Поиски нового супруга для рождения детей означало идти против воли Бога. Не зря Василий III, при разводе с Соломонией Сабуровой, которая была бесплодна, обвинял ее в ворожбе и колдовстве, а тема "неплодства" звучала на последнем плане.
Последующие и тем более трети браки не приветствовались церковью. Разрешения для их заключения сопровождались наложением наказания от церкви (епитимьи): двоеженец лишался возможности причащаться на два года, а который женился в третий раз – на пять лет (глава 21 "Стоглава"). Четвертый брак вообще был запрещен. По правилам венчание в церкви было возможно лишь в первом браке, во третьем или втором просто были произнесены молитвы. Но в практике запреты довольно часто могли быть нарушены (по определению Иван Грозный, который должен был выступать образцом морали для своих подчиненных, женился то ли семь, то ли шесть раз).
Церковь (с помощью института исповеди и духовных отцов) сражалась в первую очередь с нечистотой телесной и аморальным поведением. За нравственностью интимного поведения следила церковь намного более пристальнее, чем за прегрешениями социального характера. Так, на исповеди предписывалось в первую очередь очень подробно расспрашивать о проступках в сфере личной жизни (священникам даже выдавались специальные вопросники, насчитывающие несколько десятков весьма детализированных пунктов), и лишь затем нужно было вопрошать об убийстве, воровстве и других преступлениях против общества.
В XVI веке к категории разврата и "блудных" грехов относили сексуальную жизнь в дни запрещенные церковью (праздники, пост, воскресенье и суббота и некоторые иные дни недели, чаще всего пятница и среда), интимная связь с чужими женами либо растление девиц, интимная связь с иноверными, определенного рода нетрадиционные сексуальные отношения, "блудные мысли", одевание в одежду несвойственную своей половой принадлежности, бородобрейство (за данное уподобление себя женщине могли предать анафеме), сон без ночной одежды, принятие участия в "игрищах" с " бесовскими песнями, сопелями, гуслями и играми нечистыми", "блевание от перепития либо объедения ", блудным грехом являлся даже "смех до слез". Помимо этого, "Стоглав" выдал запрет на совместное мытье в банях женщин и мужчин, языческие игрища (русалии), азартные игры, лжепророчество и прочее. Осуждалось и ограничивалось пьянство, скоморошество, аморальное и распутное поведение.
После замужества либо женитьбы наступал период социальной и жизненной активности. Для женщин прежде всего он состоял в продолжении рода и ведении домашнего хозяйства, деторождении. Профессиональной женской деятельностью в XVI веке занимались не много: женщины были заняты в крестьянском хозяйстве, в определенных отраслях сферы обслуживания, промыслов и ремесла. Нам известно о роли женщин-боярынь в придворной жизни, о женских монастырях, которые становились хозяйственными единицами. Существует даже конкретное свидетельство о русской женщине-воительнице, которую звали Катя, которая была убита в ливонском походе 1558 году. Но в общем социальная роль женщины в XVI века имела очень специфические рамки.
"Домострой" об обязанностях жены
"Встав с кровати, помолясь и умывшись, на весь день слугам работу указать, каждому раздать свое: кто будет еду на весь день готовить, а кто хлебы печь решетные либо ситные, да и сама бы знала хозяйка, как сеять муку, как квашню затворить-замесить, и хлебы испечь да скатать, и кислые, и выпечные, и пышные, а также пироги и калачи... А еду рыбную и мясную, и всякие блины и пироги, различные кисели и каши, любые блюда варить и печь, все бы сама умела хозяйка, чтобы и слуг научить могла тому, что знает.
Когда же пекут хлебы, тогда и стирают одежду: так в совместной работе и дровам не убыточно; но нужно при том поглядывать, как стирают лучшую одежду и нарядные рубашки, и сколько золы идет и мыла... И всякую бы еду, и рыбную, и мясную, и всякое блюдо, постное либо скоромное, сама бы хозяйка знала да умела приготовить, и слуг обучить: такая хозяйка – домовитая да умелая... Если хорошая хозяйка знает все это по наставлениям и строгости мужа, а также по своим способностям, то все будет споро и всего будет вдоволь.
А которая девка либо женка рукодельна, так той указать дело: рубашку сшить либо вышить убрус да выткать, либо шить на пяльцах шелками и золотом – какую из них чему научили, да и это все и доглядеть, и заметить...
Да знала бы все хозяйка сама, которой из них какое дело дать, чего сколько дать и чего сколько взять, и сколько чего кто сделает за день, много или мало, и сколько из чего получится, все бы знала сама, и было бы все на счету у нее. Да и сама хозяйка ни в коем случае и никогда, разве что занедужит либо по просьбе мужа, без дела бы не сидела, так что и слугам, на нее глядя, повадно было трудиться. Муж ли придет, простая ли гостья – всегда б и сама за делом сидела: за то ей слава и честь, а мужу хвала. И никогда бы слуги не будили хозяйку, но сама хозяйка будила бы слуг и, спать ложась после всех трудов, всегда бы молилась, тому же уча и слуг".
Продолжительность жизни и материальные условия
По различным оценкам, средняя продолжительность жизни была в промежутке от 21 до 30 лет, но данный интервал учитывал и показатели смертности младенцев, а также долголетие стариков. Более верные демографические сведения вывести очень сложно. По посадским людям и крестьянам нет вообще никакой информации. По разрядным книгам можно увидеть, что срок упоминаний в разрядах дворянина, который активно задействованный на государевой службе, в среднем очень редко превышал 15 лет. Учитывая тот факт, что служить начинали с 15 лет, получается, что период социальной активности был как раз с 15 до 30 лет. Аристократия высшего класа имела более увеличенный срок активности, который достигал 40 и более лет. Некоторые бояре, которые уцелели среди государевых опал, достигали довольно преклонного возраста, по-прежнему числясь на государственных постах. Среди рядовых детей боярских "текучка кадров" была выше.
Каковы же были материальные условия человеческой жизни Московской Руси? Если опираться на "Домострой", то питание, по крайней мере в зажиточных городских слоях и среди обеспеченного среднего и мелкого дворянства, на которые и был ориентирован данный кодекс, было довольно разнообразным. Только списки блюд насчитывают десятки наименований, дневное меню надо было изменять почти каждые два-три дня. Такое разнообразие, конечно, в большей степени относится к зажиточным и знатным слоям. Основой питания бедняков являлся хлеб. Иностранцы отмечали невообразимую неприхотливость русского воина: в походе он питался болтушкой из муки, сухарями и холодной водой (болтушка делалась из овсянки).
Одежда жителей Московской Руси
Основу костюма жителей Московской Руси XVI века, как, впрочем, и в Средневековье, составляли порты и рубахи. Получила широкое распространение рубаха-косоворотка со смещенным разрезом ворота влево с центральной линии. Поверх рубахи одевали зипун представляет собой распашную одежду выше колен, наполовину обтягивающая, с застежками встык. Верхней одеждой были охабни, терлики, кафтаны, ферязи. У дворян могли быть платья иноземного покроя (венгерские и польские кафтаны). Женщины носили по верху рубахи сарафаны (к примеру, шушун – это длинный закрытый сарафан с ложными накладными рукавами), летники, телогреи (душегреи). Повседневной простой одеждой для девушек мог являться передник – два длинных несшитых полотнища, собранные при помощи шнурка на груди. Комплект выходной одежды (рубаха – зипун – кафтан либо другая верхняя одежда) мог быть весом до 15–20 килограмм, что делало движениям замедление, придавало походке величавость.
Одежда была подпоясана кожаными поясами либо матерчатыми кушаками, также часто декоративно украшенными. На пояс подвешивали небольшие кожаные сумки. У мужчин основным головным убором была круглая матерчатая шапка, у богатых она была с меховым опушьем (околышем). Во многом фасон шапки зависел от ткани: из бумажных тканей, войлока, овечьей шерсти (поярка) создавали высокие колпаки, часто с загнутыми концами. В основании колпака были отвороты, на которых был декор, чаще всего, в виде вышивки либо пуговиц. Крестьяне же носили круглые валяные шляпы с небольшими загнутыми вверх полями.
К головным уборам для зимы относились треухи либо малахаи (ушанки классической формы), парадные горлатные высокие шапки (из меха пушных зверей, конкретно из горла), черевьи (шапки из меха, который снят с живота). Для выходов на торжество было характерно одновременное использование нескольких шапок: скуфьи, поверх нее – колпака, потом – горлатной шапки.
Девушки, которые были не замужем могли ходить летом с непокрытой головой, перевязывая волосы лоскутками материи, вплетая в волосы кусочки кожи или цветной материи и так далее. Замужние женщины покрывали волосы платками (ширинками, убрусами), повойниками (они плотно охватывали волосы повязками похожими на чепчики). Парадными головными уборами являлись кокошники и кики. Кика была собрана из трех элементов: убранства для затылочной части (его называли позатыльника), декоративного украшения для лба (кика), для нее чехла (сорока). Кокошник представлял собой украшение дугообразное в налобной части, часто отделанное жемчугом, вышивкой, серебряными и золотыми нитями. Край с низу обшивали жемчюжными нитями (короткими – поднизью, либо длинными, до плеч, нитями бус – рясной).
Обувью служили кожаные ботинки, сапоги и сапожки, онучи, лапти. Помимо этого, носили перчатки (знать носила перчатки из кожи и дорогих тканей) и рукавицы (из овчины и шерсти), женщины одевали рукавки (меховые муфты). Как знак положения в обществе и богатства были распространены кольца, перстни, ожерелья и другие ювелирные украшения (также они были распространены и у мужчин). У знатных женщин принято было обильно использовать косметику (белила, румяна), так сказать "рисовать лицо" в буквальном смысле слова. Из-за того, что краски содержали много вредных веществ, металлов, солей то они постепенно накапливались в женском организме и приводили к очень серьезным заболеваниям. Но обычай и красота требовали жертв.
Мужчины остригали волосы "в скобку" либо "в кружок" (стрижка по волос прямой линии вокруг головы, а на лбу немного короче). Борода и усы, как во времена Средневековья, были признаками взросления человека, мужского достоинства. Женщины заплетали косы. Необычной была манера у женщин-аристократок подстригать ногти: от основания двумя дугами, так, чтобы в итоге получалось острие, схожее с когтем.
Самыми частыми типами построек у крестьян оставались клеть и изба. По информации из писцовых книг, больше, чем 40% крестьянских дворов в конце XVI века. вообще было только из данных двух построек. Но это было, скорее всего, итогом социально-экономического кризиса конца столетия. В более богатые времена крестьянский двор, был значительно сложнее по своей структуре, на нем были одна либо две избы, хлев, клеть, конюшня, сарай для того, чтобы хранить сено, баня, овин, остальные хозяйственные постройки.
В центральных и северных областях начали строиться большие с подклетами избы (люди жили на втором этаже, а первый (подклет) использовали для хозяйственных нужд). В условиях суровой русской зимы сбор всего нужного в одном помещении, содержание в избе скота было довольно рациональным решением. Данная схема организации дома крестьян получила развитие на Русском Севере в XIX века, но ее примеры можно найти и раньше.
В первой половине XVI века жилища аристократов в своих основных свойствах продолжают традицию средневековых палат, теремов и хором. В больших городах неспеша увеличивается количество каменных построек.
В первой половине XVI века величина между бытом аристократии и народным домашним бытом была еще не на столько велика. Она выражалась больше в показателях количественных, разнообразии и размерах богатства, но не было принципиальных отличий.
Навигация по статьям