Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Культура Древней Руси: особенности и характеристика
Содержание:
- 12 августа 2023
- 16 минут
- 167
Система христианских европейских ценностей в 10-11 веках привела к культурному взрыву на Руси. Другими словами, произошло резкое расширение кругозора людей, появились новые культурные потребности в обществе.
Принятие христианской религии на Руси дало возможность обществу усвоить и изучить новый массив знаний, помогло становлению философских воззрений, исторических и географических представлений об окружающем мире.
Также христианство способствовало формированию новой социальной структуры общества, господствующей до 18 века в сфере не только культурной, но и ценностной ориентации. Внедрение новой культурной традиции, новых культурных ценностей требовало появление образованного слоя людей - священников, управленцем, мастеров.
Письменность и литература
После крещения Руси Владимир открыл школу для юношей, сын Владимира последовал примеру отца и открыл такую школу в Новгороде. Позднее сестра Владимира Мономаха Янка открыла первую женскую школу при Андреевском монастыре.
Для горожан при городских церквях были открыты начальные школы. Там обучали письму и азбуке, цифровой системе, основным молитвам. Писали на бересте.
До сегодняшнего дня сохранились более 1000 берестяных грамот из различных уголков Руси, которые хранятся в музеях и до сих пор изучаются историками.
Согласно исследованиям историков, грамотными были не менее 10% средневековых горожан. Об этом свидетельствуют надписи на стенах храмов не только князей, но и безызвестных простолюдин. Однако образование не было массовым. Основным образовательным центром до конца 17 века оставалась церковь. Учебными центрами оставались монастыри.
Там преподавались основные дисциплины:
- богословие;
- церковная литература;
- греческий язык;
- искусство красноречия.
Именно монастыри «выпускали» первое поколение русской интеллигенции: митрополит Иларион, летописец Нестор, иконописец Алимпий, иеродьякон Кирик. Они являлись авторами знаменитых литературных трудов - «Слова о законе и благодати», «Сказания о Борисе и Глебе», «Повести временных лет».
Книги в Средневековье считались источником божественной мудрости, а их чтение считалось трудом, а не развлечением. Читали обычно вслух и массово. Тем, кто ленился учиться читать, переписчики обещали «горшую погибель» или предупреждали: «О, горе тому, кто черькает у книг по полям! На оном свете те письмена исцеркают беси па лице жагалом железным».
Профессия книгописца считалась сложной и почитаемой. До 16 века для написания книг использовался пергамент.
Книгописец сам, по особому рецепту, составлял чернила, переписывал букву за буквой, аккуратно выводил текст.
Например, одной из первых рукописей считается Остромирово Евангелие середины XI в. Известно, что ее книгописец писал семь месяцев 294 листа по три страницы в день.Это богослужебная книга, имеющая богатое убранство орнаментом, заставками и миниатюрами. Название этой книги происходит от имени ее заказчика - новгородского посадника Остромира.
Переплет книг обычно покрывался золотым или серебряным окладом с чеканкой и драгоценными камнями. Иногда рукопись украшали миниатюрными рисунками. Каждая книга считалась целым произведением искусства.
Книги стоили дорого. Например, 1- 4 тогдашней гривны, что было равно цене коня.
Однако на сегодня сохранилось не так много древнерусских книг, по сведениям историков, около 190 рукописей. Многие книги дошли до нас благодаря копиям - древнейший из сохранившихся списков летописи (Новгородской первой) датируется XIII—XIV вв., старейшие списки «Повести временных лет» (Лаврентьевский и Ипатьевский) — соответственно 1377 г. и XV в.
Из 11 века сохранилось еще четыре книги религиозного содержания: служебные минеи 1095, 1096, 1097 годов, Архангельское Еванглие 1092 года и две светские книги - "Изборники" 1073 и 1076 годов. Последние были сборниками этических и моральных норм, обучающих статей и т.п., собранных по заказу киевского князя Святослава.
Множество дошедших до современности книг – это богослужебные тексты: требники, служебники, минеиу триоди, псалтыри.
Остальные - литература «четья»: толкования на книги Ветхого и Нового Заветов, проповеди и поучения Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и др. Авторы многих средневековых книг не известны.
Так же важно отметить сохранившиеся апокрифы - "Хождение Богородицы по мукам", "Видение Исайи", "Хождение Агапия".
Одним из распространенных жанром были жития святых. Только одно житие Сергия Радонежского насчитывает несколько редакций и 400 списков.
Кроме жития известны патерики и хождения, составленные в различных монастырях.
Игумен с Черниговщины Даниил, который вначале XII века посетил Палестину, начал географическую науку в Руси. Его путевые заметки («Хождение») содержат описание климатических условий, животного и растительного мира стран, которые он посетил.
Важными памятниками культуры являются летописи. Они составлялись в монастырях или при княжеских дворцах.
Летописный свод, который составляли разнообразные летописи обычно не раз перерабатывался и дополнялся с позиции летописца и определенного исторического периода. Летописи состояли как из подлинных документов, так и из записей очевидцев, приданий, рассказах о событиях и литературных повестей.
Известна знаменитая "Повесть временных лет" Нестора (датируется концов XI — первым десятилетии XII в.). Эта повесть считается сочинение не одного автора Нестора. Она включала в свой состав летописные своды конца X в., 1073 и 1093 г., дважды подверглась переработке (в 1116 и 1119 г.) в интересах правящих князей.
По этой летописи можно проследить исторические события русского летописания с древности вплоть до XVI в.
Сведениями об окружающем мире и природе считаются известные рассказы и сборники повествований - «Шесгодновы» - рассказы о сотворении мира Василия Великого и Иоанна Экзарх. «Физиологи» — сборники повествований о животных и птицах. Так же известны сборники о человеке и его теле. Так, тело описывалось как состоящий из огня, воды, воздуха и земли, созданный по подобию Божьему облик человека.
В 16 веке широко были распространены лечебники.
Княжна Евпраксия Мстиславовна написала первый медицинский трактат «Мази».
Так же на Руси широко были известны художественные и исторические произведения. Например, знаменитое «Слово о полку Игореве» является шедевром древнерусской литературы.
Так же до нас дошли переводческие тексты. Например, с латинского языка переводились жития некоторых святых, с греческого — романы об Александре Македонском («Александрия») и храбром воине Дигенисе Акрите.
В византийском переводе - жизнеописание Будды («Повесть о Варлааме и Иоасафе») и ассиро-вавилонская «Повесть об Акире Премудром».
Про Римскую империю повествовала «История иудейской войны» Иосифа Флавия, о событиях от времен «Энеиды» и «Одиссеи» до эпохи становления Византийской державы — греческие хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола.
Таким образом, древнерусская литература имела свои специфические черты:
- русские произведения не были копиями западных хроник, они являлись самостоятельным сборником различных жанров;
- жития русских святых, в отличие от греческих, делали акцент не на аскетизме, а на милосердие и служении Богу и обществу.
Общим жанром для древнерусской литературы и искусства, по мнению историков, стал стиль монументального историзма.
Так, в литературе данный стиль выражался в соответствии персонажей реальным исторических лицам. На страницах произведений эти персонажи вели себя так, как полагалось это делать благочестивому князю, монаху-подвижнику или злодею. Литературные правила предполагали, чтобы события описывались с помощью формул-клише (например: «сеча зла» настолько, что сражающиеся «за руки емлюще» и «сступатеся трижды»).
Архитектура и изобразительное искусство
В стиле монументального историзма строились и первые храмы на Руси. В пространстве этих храмов проявлялись стили средневекового искусства.
Специально для храма писались книги, создавались иконы. Стены и своды храма расписывались зодчими, выплавлялись по особых технологиям колокола и церковная посуда.
Сюжеты, которыми украшался храм, зачастую брали именно из литературных произведений. Содержание песнопений и праздничных обрядов передавалось во фресках.
Храм являлся центром духовной культуры. Именно здесь принимали послов, прятались от воин, короновали и отпевали князей и другую знать.
Известен византийский стиль построение крестово-купольного храма. В основании ставились четыре столба, которые соединялись между собой арками. Арки несли через систему «парусов» световой барабан с куполом. Внутри храм делился на части. Одну часть представлял собой иконостас – алтарь, отделявший верующих от священника. Возле алтаря совершалась таинство богослужения. В притворне (нартексе) находились оглашенные (те, кто готовился принять крещение) и те, кто готов были принять наказание (епимитья). Подкупольный свод с изображением Христа и других святых находился над головами верующих и олицетворял собой символ неба. Стены храма были украшены росписями, рассказывающими о жизни Христа и святых. Обычно на противоположной от алтаря стене изображались сцены из Страшного суда.
Так, в Чернигове по приказу брата Ярослава Мудрого - Мстислава развернулось строительство епископского Спасского собора, подобного Десятинной церкви. Он представлял собой большое трехнефное восьмистовповое сооружение, увенчанное пятью куполами. К северо-западному углу прилегала башня, напоминавшая софийские башни. Центральный неф храма отделен от боковых нефов двухъярусными аркадами на мраморных колоннах с капителями ионийского ордера. Это был яркий пример
крестово-купольного храма.
Монументальный стиль искусства проявился в многокупольных соборах XI в. (Софийских в Киеве, Новгороде и Полоцке, Спасо-Преображенском в Чернигове).
Икона была важной частью культуры того времени и выступала как средство приобщения человека к высшей реальности: «Честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней».
Иконы писались на дереве специальными красками – темперой.
Известны великие иконы 10-13 вв. Древней Руси – икона Владимирской Богоматери, Спас Нерукотворный, Ангел Златые власы, Георгий Победоносец, Богоматерь Ярославская Великая Панагия и другие.
Так же монументальную живопись представляли фрески и мозаики.
- Фрески- роспись водяными красками по сырой штукатурке;
- Мозаики - картины, которые были выложены из кусочков природных минералов и цветного стекла (смальты).
В 12 веке началось строительство башнеобразных храмов, в которых барабан с куполом венчал ступенчато повышающуюся к центру систему арок. Позже данная архитектурная традиция возродится в памятниках московского зодчества конца 14— начала 15 в.
В эпоху феодальной раздробленности и возникновения новых городских центров складываются местные архитектурные школы со своими приемами. Так, в начале 13 века ведущим культурным княжеством было Владимирское княжество. Князья начали строительство величественных храмов (Успенский и Дмитриевский соборы), которые показывали их могущество и величие на Владимирской земле.
Для соборов было характерно изысканное оформление:
- аркатурно-колончатые пояса;
- полуколонны с капителями;
- пышная резьба с идеями прославления власти князя.
Кроме культовой архитектуры, развивалась также дворцовая и светская. Она отличалась прочностью и монументальностью. Часто выполняла и определенные фортификационные (оборонные) функции. В частности, важное место занимали в архитектуре оборонительные сооружения в форме деревянных стен с бойницами и с башнями бойницы. Типичным сооружением для древнерусских городов был так называемый детинец - внутреннее укрепление вокруг резиденции князя или епископа. Такой детинец, в частности был построен в 11 веке братом Ярослава Мудрого - Мстиславом в Чернигове. Существовали они и в других городах.
Сооружением, являвшимся одновременно и фортификационными и монументальным, считаются знаменитые Золотые Ворота в Киеве. Они были построены Ярославом Мудрым возле константинопольских ворот, после того, как князь обнес город земляными валами, предварительно расширив его на юг и запад. Земляной вал был в основе толщиной 30 метров, а в высоту достигал 14 метров. Ширина рвов, опоясывавших город, равна 13 - 15 метрам. Дворцовая архитектура, начиная с 10 - 11 веков, была исключительно каменная.
Так же в Древней Руси активно развивалась живопись. Несмотря на византийское влияние она имела свой стиль. Например, икона Устюжское Благовещение из Новгорода наглядно показывала непорочного зачатия, изображение Георгия-воина соответствовал идеалам русской литературы той эпохи.
Так же на Руси появлялись свои праздники и свои святые, изображенные впоследствии на иконах. Так, Андрей Боголюбский создал новый праздник Покрова Богородицы, изображенный на иконах с 12 в. Известна икона Богоматерь Знамение, которая преданию, в 1170 г. спасла город от осадившего его суздальского войска.
В 11 веке появляется первая церковная музыка. Известны знаменитые певческие циклы в честь Бориса и Глеба, княгини Ольги, князя Владимира и других, которые записывались специальной системой нотного письма.
Таким образом, культурное развитие Древней Руси было многогранным и динамичным, оно отличалось своей традицией и своим видением мира.
Навигация по статьям