Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Опричнина
Содержание:
- 31 мая 2023
- 9 минут
- 848
Введение опричнины
В декабре 1564 года, неожиданно для своих подданных, царь Иван IV оставил Москву и спрятался со своей семьей в Александровской Слободе, находившейся где-то в сотне километров от столицы. Оттуда он послал гонцов с грамотами в столицу. Первая грамота выносила обвинение высшему духовенству и боярам в заговоре и измене против царя. Вторая, которая была адресована жителям города, говорила о том, что царь не держит на них «гневу и опалы». Таким ловким образом Иван думал приобрести союзников среди населения. Через несколько дней царь принял у себя делегацию высшего духовенства и Боярской думы. Как условие для своего возвращения на престол, Иван назвал необходимость учреждения опричнины (рисунок 1). Опричнина, которая просуществовала очень короткое время (1565–1572), несмотря на это, оставила глубокий след на истории России и вызвала большое количество споров среди ее исследователей.
Рисунок 1 – Возникновение опричнины
В опричные владения входил ряд уездов и городов в центральной части страны (Можайск, Суздаль, Вязьма), богатые земли русского Севера, а также некоторые уезды на южных границах государства. Остальную территорию называли земщина. Таким образом, весь государственный аппарат разделили на опричную и земскую части. Даже в столице возникли опричные и земские улицы и слободы. Первоначально в опричнину вошла 1 тыс. феодалов, а к 1572 году их стало уже 6 тыс. Опричники носили специальную униформу – черную островерхую шапку и черный кафтан. В качестве символа готовности «вымести и выгрызть» изменников к колчанам для стрел и шеям лошадей привязывали собачьи головы и метлы.
В первые же месяцы опричнины было совершено множество жестоких казней людей, которые были неугодны царю. Жертвами кровавой расправы стали бояре и государственные деятели с семьями и слугами, которые были заподозрены в измене. Двоюродного брата царя Владимира Старицкого, его жену, дочь и мать также казнили по обвинению в заговоре.
При этом опричное войско, которое было непобедимо в войне с собственным народом, было не способно противостоять внешней угрозе. Крымский хан Девлет-Гирей летом 1571 года пошел на Москву и опустошил ее. Крымским татарам удалось поджечь московский посад и увести в рабство более 100 тысяч русских. Набег повторился следующим летом. В этот раз врага остановили и разбили небольшим войском, в составе которого были земские бояре, опричники и дворяне. Командование войском взял на себя М.И. Воротынский. Однако, судьба его была трагична – он попал в опалу вскоре после победы над крымским ханом и был казнен.
Опричнину официально отменили осенью 1572 года. Царь запретил своим подданным даже произносить это слово под угрозой кары. Большинство бывших палачей-опричников стали жертвами. Их обвинили в государственном преступлении и казнили. Также важно отметить то, что после того, как опричнина была упразднена, царь создал «двор» и снова разделил страну на дворовую и земскую части. Однако это уже не играло такой значимой роли в экономической и политической жизни страны. Массовый террор сократился после отказа от опричных порядков. В 1575 году по необъяснимым причинам Иван Грозный провел своеобразный политический маскарад – он объявил царем Симеона Бекбулатовича, крещеного татарского князя, а себя назвал скромным удельным князем, его подданным. Такое «отречение» длилось на протяжении года, а затем татарского князя сместили и все вернулось на круги своя.
Цели опричнины
Самый важный вопрос – с какой целью создавалась опричнина? Зачем царю были необходимы массовые казни и убийства? Не одно поколение исследователей пыталось найти ответ на данные вопросы, их основные мнения представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Сущность опричнины в оценках историков
Историки XVIII-XIX веков часто говорили при объяснении внутренней политики Ивана Грозного о его личностных качествах. Н.М. Карамзин утверждал, что у Ивана IV было психическое расстройство. Однако, еще С.М. Соловьев обратил внимание на то, что опричнину нельзя объяснить одной лишь жестокостью царя. Историк увидел в действиях Ивана борьбу за то, чтобы утвердить новые государственные начала против старых родовых. С.Ф. Платонов считал, что опричнина была целенаправленной государственной реформой, цель которой была в крушении политического и экономического могущества потомков удельных князей и бояр-вотчинников.
На протяжении 1930-40-х годов советская историография с подачи И.В. Сталина хвалила все, что делал Иван Грозный. Царь был провозглашен выдающимся государственным деятелем, а также выставлен борцом с сепаратизмом реакционных бояр. В постановлении ЦК ВКП(б) его называли человеком «с сильной волей и характером». А.А. Зимин, историк, увидел противоречия в действиях царя: несмотря на то, что он хотел бороться с пережитками удельной старины, он создал новый удел, опричнину, в своем государстве. По мнению историка, опричный террор был направлен и против удельной системы, и против самостоятельности церкви, независимого Новгорода, а также против остатков свобод русского крестьянства.
Р.Г. Скрынников, другой современный историк, считал, что опричнина должна была уничтожить экономическое могущество боярско-княжеской знати. В.Б. Кобрин, серьезный исследователь русского средневековья, был с ним категорически не согласен. Он развивал положения работ А.А. Зимина и считал, что опричнина не поменяла структуру и характер земельной собственности феодалов. Княжескому и боярскому землевладению удалось пережить опричнину. Как считал В.Б. Кобрин, не было никакого противостояния дворянства и боярства. По его мнению, главная цель опричнины – это укрепить личную власть царя.
А.Л. Хорошкевич, современный исследователь, считает, что опричнина выступала как средство подавления недовольств после Ливонской войны, которая затянулась и была крайне непопулярна. А.Л. Юрганов высказывал очень интересную гипотезу, которая, однако, все же требует доказательств. Он предполагает, что в политике Ивана IV главными были религиозные мотивы, а не социальные или же политические. Для религиозного фанатика опричный террор выглядел как прообраз «страшного суда» на земле.
Последствия опричнины
У опричнины были серьезные и далеко идущие последствия, которые кратко отражены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Последствия опричнины
Опричнина привела к тому, чтобы ликвидированы пережитки удельного времени и укреплен режим личной власти царя. Ее социально-экономические порядки были разрушительными. Она вкупе с затянувшейся Ливонской войной разорила страну. В 1570-х годах Россию охватил глубокий экономический кризис, который современники назвали «порухой». Закрепощение русского крестьянства стало одним из самых пагубных последствий внутренней политики Ивана Грозного. В 1581 году установили «Заповедные лета». С тех пор до их отмены крестьянам было запрещено покидать своих владельцев. На самом деле это значило, что крестьяне были лишены древнего права перехода к другому хозяину в Юрьев день. Однако, формально закона об отмене Юрьева дня, вероятнее всего, не было.
Навигация по статьям