Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Репрессивная политика Ивана Грозного. Опричнина
Содержание:
- 19 апреля 2023
- 22 минуты
- 865
"Опричниной" именуется жесткая и суровая политика русского царя Ивана Васильевича Грозного, который отступился от классического механизма управления государством в середине 60-х гг. XVI в. Такое решение им было принято с целью ликвидации любой, даже незначительной неудовлетворенности, касающейся его единоличного правления.
Опричнина Ивана IV вызывала и до сих пор вызывает достаточно противоречивые оценки ученых, которые имеют разный взгляд на исторические факты и трактуют их также по-разному.
Дьяк Иван Тимофеев был одним из первых, кто высказал свое негативное мнение об опричнине, он написал следующее: "от замысла, исполненного чрезмерной ярости на своих рабов, он [царь Иван Грозный] сделался таким, что возненавидел города земли своей и в гневе разделил единый народ на две половины, сделав как бы двоеверным".
Еще более жестко раскритиковал опричнину князь С. И. Шаховской, живший в эпоху Смутного времени. Он писал, что когда Иван Грозный разделил Россию на земщину и опричнину, то "часть едину себе отдели... и заповеда своей части оную часть людей насиловати и смерти предавать".
Большая часть современных ученых (например, Б. Н. Флоря и др.) не согласна с категоричностью Шаховского. В их кругах циркулирует мнение о том, что все крайности опричнины – это лишь следствие стечения обстоятельств, а не жестокости Ивана IV.
Оценка политики Ивана Грозного исследователями
Один из первых отечественных историков, который был крайне заинтересован деятельностью Ивана Грозного, В. Н. Татищев, вставал на защиту царя, предавая при этом критике измены некоторых непутевых вельмож.
Μ. М. Щербатов, который жил в XVIII веке, напротив, относился к первому царю, как к тирану, испортившему своей избыточной подозрительностью многолетний союз монархии и боярства.
"Ужасный пример самовластия показуя", Иван Грозный "мужей заслуженных, почтенных... без суда, без обличения жизни лишил". Опричнина фактически обнулила все предшествующие успехи и достижения Грозного. "Остаток жизни сего государя докажет нам преклонность его к жестокости...". Также больщую вину Щербатов возлагает на бояр, которые "пребывая во всегдашних враждах между собою и в присках умножить свою власть и силу не радили о его воспитании, и не внушали ему, что государь должен быть скор жаловать, но медлителен карать" (Щербатов Μ. М. История Российская. СПб., 1904. Т. V. С. 183–184).
Мо мнению Η. М. Карамзина, опричнина и весь связанный с ней террор являются не чем иным, как проявлением злой воли Ивана IV. Карамзин считает, что именно таким монарх быть не должен. Ученый полагает, что опричнина не несет в себе никакого политического смысла. С данным мнением были согласны Д. И. Иловайский и Н. И. Костомаров.
Видение С. М. Соловьева заключалось в том, что опричнина являлась способом борьбы нового начала (государственного) со старым (родовым). Он писал, что опричнина появилась в связи с подозрениями царя, который считал, что неприятен вельможам. Также он хотел, чтобы рядом с ним были только те люди, которые ему преданны. "Напуганный отъездом Курбского и протестом, который тот подал от имени всех своих собратий, Иоанн заподозрил всех бояр своих и схватился за средство, которое освобождало его от них, освобождало от необходимости постоянного, ежедневного общения с ними" (Соловьев С. М. Сочинения. М.: Мысль, 1989. Кн. IV. С. 535).
B. О. Ключевский уделил внимание внутренней политике "нервного и одинокого" Ивана IV. Он писал, что она является не чем иным, как воплощением идеи самодержавия. Однако в то же время историк считал, что опричнина не имеет никакой логики, так как она обращена к отдельным лицам, а не к отжившей старине. То есть Иван Грозный выборочно притесняет и убивает ненавистных ему людей, однако в то же время оставляет бояр на вершине земского управления.
C. Ф. Платонов считал, что смысл опричнины заключается в противостоянии государственной власти, опорой для которой служили дворяне, и княжат, которые были приверженцами прадедовских обычаев, бывших помехой для эффективного развития Российского государства. Платонов уверен, что опричнина нанесла достаточно существенный удар по оппозиционной аристократии, упрочнив в итоге русскую государственность. В процессе опричной деятельности была реализована мобилизация землевладения. С помощью повсеместного вывода прежних вотчинников с земель, взятых в опричнину, землевладение перестало опираться на прежние удельно-вотчинные феодальные порядки и обрело связь с обязательной военной службой.
А. А. Зимин, исследователь времен СССР, первоначально заявлял, что опричнина обращена против остатков удельной старины, новгородских вольностей и церкви, имевшей неисчисляемые богатства, в т. ч. огромное количество земель, которым служилые люди располагать не могли. Некоторое время спустя мнения Зимина в корне изменилось, и он начал относиться к опричному террору строго негативно, замечая в "кровавом зареве опричнины" чрезвычайно острое проявление крепостничества и деспотизма в противовес предбуржуазным тенденциям.
Данная интерпретация опричнины будет развиваться в трудах ученика Зимина В. Б. Кобрина, который считал, что итогом данной политики стало установление самодержавия в максимально деспотических формах, которое впоследствии привело к закрепощению крестьян.
Д. Н. Альшиц анализировал явление опричнины в совершенно другой плоскости. Он отметил, что посредством опричнины был создан "верхний этаж власти", которого не было ранее. Это, в свою очередь, привело к тому, что все предыдущие исторически сложившиеся государственно-правовые институты (Боярская дума и т. д.) оказались в подчинении самодержца.
Р. Г. Скрынников высказывал мнение, что опричнина не является кровавым капризом психически неуравновешенного Ивана IV. Он считал, что это продуманная реформа, которая была реализована для того, чтобы упрочнить царскую власть с помощью снижения политического влияния княжат. В добавок опричнина является верхушечным переворотом, в процессе которого в государстве установилось тотальное самодержавие. Княжат исключили из думы, а них место пришли бояре, не имевшие титулов. Старые родовые вотчины сменились ненаследуемыми поместьями. Опричная гвардия и "удел", "своего рода государство в государстве" были необходимы Грозному понадобились царю на тот случай, если потребуется подавить отпор недовольной знати. Замахнувшись на ее земли, царь понимал, что сопротивление возможно, поэтому активно к нему готовился.
Историк Б. Н. Флоря был во многих аспектах согласен С. Ф. Платоновым. Он также считал, что основная цель опричного террора заключалась в ликвидации злоупотреблений сильных людей, а также ослабление знати. Однако так случилось, что в силу обстоятельств опричники трансформировались настолько, что их преступления затмили злоупотребления княжат. В связи с этим Ивану Васильевичу пришлось направить весь свой гнев уже на новых бесчестных слуг.
Современный исследователь И. Я. Фроянов по примеру Татищева также имеет положительное отношение к опричнине. Он считает, что ее создание "стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах... с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от Московии под власть Литвы... Московское государство окончательно и бесповоротно встало на путь служения, очищенная и обновленная Опричниной"(Фроянов И. Я. Драма русской истории. М.: Парад, 2007. С. 882).
Предпосылки
Самые первые признаки, по которым было заметно недовольство Грозного своим положением, были выявлены еще до введения им опричнины. Это произошло во время разрыва царя с руководством "Избранной рады". Царю показалось, что он не имеет полновластия, которое ему положено по статусу государя. Он свел счеты с теми, кого считал в этом виновными, в 1560 г., а в период с 1562 по 1563 годы он разобрался и с их сторонниками. Это привело к формированию вакуума власти, заполнить который Иван Грозный первое время старался заполнить представителями родственного ему по первой жене боярского рода Захарьиных. Но обыкновенная замена одних людей другими государю не подходила. Поэтому уже в этот период вперед выходят люди, которые впоследствии и станут осуществлять опричный террор. В данном случае имеются в виду боярин Л. Д. Басманов, его сын Федор, князь А. И. Вяземский, член боярской думы П. В. Зайцев.
Некоторые священнослужители высокого ранга окажут поддержку царю в его деятельности. Среди них следует отметить Левкия, архимандрита Чудова монастыря, а также Пимена, новгородского архиепископа.
Существует информация, что идею опричнины предложила Ивану IV его вторая жена – Мария (Кученей) Темрюковна, кабардинская княжна, которую поддержали брат Μ. Т. Черкасский, А. Д. Басманов и В. М. Юрьев. Однако за некоторое время до этого быть самодержцем Грозному посоветовал Вассиан Топорков, епископ коломенский. Это произошло во время визита царя в Пешношский монастырь. Тогда епископ сказал ему следующее: "И аще хощеши самодержец быти, не держи собе советника ни единаго мудрейшаго собя, понеже сам еси всех лутчши. Тако будеши тверд на царстве, и всех имети будеши в руках своих...".
Учреждение опричнины в достаточной мере ускорилось из-за поражений, которые претерпевала Россия в процессе Ливонской войны. Царь считал, что во всех поражениях виноваты воеводы, которые учинили государственную измену и начали помогать вражеской армии. Основным фактором установления опричнины стал напряженный конфликт Ивана Грозного с церковными иерархами и боярами.
Как известно, Иван IV начал тенденцию тайной расправы над личными врагами задолго до введения жестокой политики. К примеру, 16 января 1564 г., во время службы в церкви неизвестные убили князей Μ. П. Репнина и Ю. И. Кашина-Оболенского, двух князей, разозливших царя. Преступники не были найдены, однако ни для кого не было секретом то, что убийство было совершено оно по приказу царя. (Впоследствии оказалось, что молва была права, так как имена князей были вписаны в "Синодик" - поминальный список всех тех, кто был убил по приказу царя.) Однако, когда руками царских псарей был убит Д. И. Овчина-Оболенский, молодой князь, который оскорбил Ф. Басманова, то это преступление сохранить в тайне не удалось. Высказали мнение против такой беззаконной расправы не только бояре, но и новый митрополит по имени Афанасий (ранее бывший духовником царя).
Они смогли добиться от Ивана Васильевича обещания соблюдать статьи Судебника 1550 г., в которых напрямую обозначалось, что в царском суде должны в обязательном порядке принимать участие бояре и иные думские чины. Царю пришлось уступить, и он пообещал избегать казней без суда, однако примерно через 6 месяцев после этого он начал решительно действовать.
Активные действия царя по введению опричнины
В период рождественского поста, 3 декабря 1564 г., Иван IV вместе с семьей и двором уехал из Москвы, забрав с собой казну и "святость" (наиболее почитаемые кресты, иконы и другую церковную утварь). Сначала он остановился в селе Коломенском, через 2 недели отправился в Троице-Сергиев монастырь, а потом еще дальше на север – в Александровскую слободу, которую по приезде царь окружил стражей и сделал ее настоящим военным лагерем.
Оттуда в Москву царь отправил 2 грамоты с гонцом Константином Поливановым: одна – к думным чинам и высшему духовенству, другая – "ко всему православному христианству града Москвы". В первой были угрозы изменникам, захватившим "великие богатства и расхитившим государеву казну", не желавшим воевать с крымцами и Литвой; во второй он писал, что "гневу на них и опалы никоторые нет". Данная хитрость принесла результаты, и брошенный царем народ бил ему челом, чтобы он вернулся.
В феврале 1565 г. царь прибыл в столицу на созванный им Земский собор. Там он сделал объявление, что возвращается к правлению, чтобы вольно наказывать изменников, "лишать животов без докуки и печалований". Также Грозный объявил, что решительно настроен на установление опричнины, и потребовал от Думы и освященного Собора в срочном порядке утвердить об этом приговор.
За отъезд в Александрову слободу, царь взыскал с земской казны внушительную сумму – 100 000 руб. Благодаря данному взысканию деятельность по введению опричнины стала обеспечена финансово. Когда приговор об опричнине был утвержден, тотчас же начались казни неугодных царю людей. У многих представителей бояр были отрублены головы, среди них князь А. Б. Горбатый с сыном Петром и тестем, окольничим Π. П. Ховриным, князья Оболенские и многие другие. Как правило, это было только начало открытой жестокой политики царя. Теперь под угрозой смерти находились все неугодные Ивану Грозному люди.
В опричнину были взяты следующие земли:
- в Москве – улицы Чертольская, Арбатская, Сивцев Вражек, половина Никитской со слободами;
- на севере и в Поморье – города и волости: Холмогоры, Великий Устюг, Каргополь, Вологда, Белоозеро, Вага;
- в центральных уездах – Можайск, Вязьма, Ростов Великий, Ярославль, Суздаль, Шуя, Галич, Юрьевец Поволжский;
- в южных уездах – Козельск, Перемышль, Белев, Лихвин, Ярославец Малый, Медынь;
- в Новгородской земле в 1565 г. – Старая Русса и 2 волости;
- немногим позднее – Кострома, Дмитров и Переяславль.
Отличительные особенности опричнины
На всех упомянутых землях нужно было выселить всех дворян, которые не входили в опричную "тысячу", установленную царем. Те земли, которые были изъяты из "земщины" сложили "государев удел". Первоначальная «тысяча» опричников впоследствии увеличилась до 6000 человек. Царские слуги, называемые сейчас опричниками, в разрядных книгах того времени именовались "государев человек", "дворянин свой".
В первую очередь был сформирован отряд из трехсот опричников, которым более всего доверял царь. Их основной задачей была охрана государя и его семьи. В Александровой слободе, Грозный превратил данный отряд в духовное братство, а сам сделался игуменом. Келарем братства стал князь Афанасий Вяземский, а пономарем – Малюта Скуратов.
Опричники носили черную одежду, пошитую из грубого сукна, ездили вороных конях в черной сбруе. К седлу была прикреплена собачья голова, как знак того, что опричники будут грызть изменников, как псы, а также метла, символ того, что вся измена будет выметена из государства. Такой внешний вид, естественно, наводил ужас на всех, кто встречался с опричниками царя.
Отбором в опричники занимался сам Иван Грозный вместе с П. В. Зайцевым, А. Д. Басмановым, А. и И. Вяземским, наиболее приближенными к нему в тот период. Устанавливались особые опричные разряды, где содержалась информация о происхождении опричника, его родственниках, близости к боярам и князьям из земщины. Если дворянин успешно проходил отбор, он должен был произнести клятву на кресте, давая слово "не есть и не пить с земщиной".
Против политики Ивана IV был активно настроен митрополит Филипп (Колычев). В марте 1568 г. он отказал царю в благословении и потребовал отменить опричнину. 4 ноября Филипп был лишен сана митрополита собором епископов, а после этого был сослан в Тверской Отроч монастырь. Общепринятая версия гласит, что там, в монастыре, он был задушен Малютой Скуратовым, который сказал, что причиной смерти была духота в келье.
Пиком опричнины стал знаменитый поход Ивана Грозного на Новгородские земли в январе 1570 г. По традиции, у царя появились подозрения, что жители этого города хотят ему изменить. Для расправы с новгородцами и полного его разорения опричному войску понадобилось 40 дней. В "Синодике" говорится, что тогда было казнено 1490 человек, однако считается, что данная цифра значительно преуменьшена.
Одной из важных характерных черт опричной политики была ее закрытость. При общении с иностранцами московские послы никогда о ней не говорили, более того, им было строго приказано полностью отрицать ее существование. Данная политика, четко разделяющая государство на 2 отдельно управляемых образования, вредила авторитету царя как единодержца. Естественно, это сильно тревожило Ивана Грозного.
Разочарование Ивана Грозного в опричнине и ее отмена
В конце 1572 г. данный термин прекращает свое использование. Если кто-то имел неосторожность его употребить, он тотчас же подвергался жестокому наказанию кнутом. Иной причиной отмены опричного террора могло быть внезапное ослабление русского войска настолько, что сам Иван Васильевич начал чувствовать угрозу своей безопасности. Это подтвердилось в 1571 г. во время жесткого нападения на Русь войска крымского хана Девлета-Гирея. Когда были получены сведения о нашествии татар, земские полки, которыми руководили воеводы И. Д. Бельский, И. Ф. Мстиславский, М. И. Воротынский заняли позиции на р. Оке. На это же место пришел и Иван Грозный с опричным войском. Получилось так, что крымское войско внезапно прорвалось к русским в тыл. Изменник (сын боярский Кудеяр Тишенков) показал татарам броды на р. Жиздре, и войску Девлета-Гирея удалось выйти к временному лагерю Грозного. Татары были замечены всего в 4-х милях от лагеря, так как опричные воеводы вовремя их не увидели. Иван Грозный как всегда начал подозревать всех в том, что его специально привели сюда, чтобы отдать татарам. В быстром темпе он отошел от Серпухова со всем войском. Не заходя в Москву, царь направился в Ростов Великий, собираясь при этом, если потребуется, отступить в Ярославль.
Москву, обойденную царем, с трудом смогли защитить земские полки. Они остановили татар, подойдя к подожженному городу от Оки. Татары вернулись к Перекопу, а Девлет-Гирей отправил Грозному издевательское письмо, где высмеивались трусость царя и побег еще до начала боя. Кроме того, он требовал передать ему Астрахань и Казань. Также царь получил очередное письмо укрывавшегося в Литве князя Андрея Курбского, который назвал его "хоронякой" и "бегуном".
Иван Грозный посчитал, что во всем виноваты опричники. Тогда казни подверглись его шурин князь Μ. Т. Черкасский, князь В. И. Темкин, воевода В. П. Яковлев. Уже примерно в середине осени 1572 г. была отменена и сама опричнина.
Тем не менее и после отмены опричнины оставалось разделение государства на части (понятие "опричнина" достаточно быстро заменилось на слово "двор"), а жесткое подавление сопротивления царю не теряло своих позиций. Так, режим постоянных репрессий, начавшийся в 1565 г., смог продлиться вплоть до смерти царя в 1584 г.
"Отречение" Ивана IV от престола
Наличие постоянных репрессий подтверждается так называемым вторым изданием опричнины – "отречением" Ивана IV от престола в 1575 г. "Царем" тогда стал татарский царевич Саин-Булат, в крещении Симеон Бекбулатович, получивший титул "великого князя всея Руси". Иван Грозный стал именоваться князем Московским "Иванцом Васильевы". Он уехал из кремлевского дворца и отправился жить на Петровке. Опричнина, которую переименовали в государев двор после 1572 г., сейчас начала именоваться уделом князя московского. Менялась форма, но содержание жестокой политики оставалось прежним. Были подвергнуты казни первые опричники – А. Басманов, З. Очин, А. Вяземский, П. Зайцев, М. Черкасский, царские советники из государева двора – бояре Тулуповы и Колычевы. Кроме того, отношение Ивана к приближенным Дмитрию и Борису Годуновым, Богдану Бельскому, Афанасию Нагому, в заметной степени изменилось, причем в худшую строну. Из всех указанных выше людей только оружничий Бельский вошел в регентский совет, который был назначен Грозным для помощи его сыну Федору.
Царь Иван Васильевич Грозный умер 18 марта 1584 г., и именно его смерть положила конец периоду опричнины, характеризовавшемуся жестокими наказаниями и расправами.
Навигация по статьям