Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Раскол Русской церкви
Содержание:
- 16 сентября 2024
- 5 минут
- 77
Церковная реформа и её результат – церковный раскол – были неординарными событиями в политической и духовной жизни России в XVII ст. (рис. 1). Главными причинами этих событий стали противоречия в церковной среде и психологической неготовности части паствы к новым религиозным порядкам.
Рисунок 1 – Церковный раскол
Создание «Кружка ревнителей благочестия»
Дискуссия между церквниками началась в 40-х гг. XVII в. В те времена в Москве собирался «кружок ревнителей благочестия», который возглавлял духовник царя Стефан Вонифатьев. Участники кружка – церковные деятели – считали, что нужно внести изменения в церковные службы и исправить богослужебные книги. Разногласия возникли по поводу выбора образцов для этих изменений. Одни хотели использовать русские рукописи, другие — греческие оригиналы. Патриарх Никон придерживался последней точки зрения.
Реформы патриарха Никона и возникновение старообрядчества
Никон (в миру Никита Минов) достиг выдающихся успехов в церковной карьере. Он родился в простой крестьянской семье в Мордовии. В тридцать лет Никон был пострижен в монахи. В 1646 г. он был представлен царю Алексею Михайловичу, на которого талантливый священник произвёл сильное впечатление. Царем было дано распоряжение оставить Никона в Москве и назначить его игуменом Новоспасского монастыря, где располагалась усыпальница Романовых. По истечению двух лет Никон стал новгородским митрополитом, а позже, в 1652 г. – русским патриархом.
Следуя идеологической концепции «Москва – Третий Рим», Никон внёс изменения в церковные книги и порядок богослужения, ориентируясь на греческие образцы. Никон заменил обычай креститься двумя пальцами троеперстием, изменил написание имени «Иисус», добавив две буквы «и», и пр. Введенные патриархом нововведения получили поддержку светской власти и были одобрены Церковным собором 1656 г.
Нововведения Никона в основном касались обрядовых предписаний и не затрагивали основы православной догматики и вероучения. Но многие верующие и духовенство не приняли эти изменения. Любой отказ от древних традиций воспринимался в те времена как отступление от веры. Те, кто придерживался старых порядков, называли Никона антихристом.
Аввакум сослали на 11 лет в сибирскую ссылку. После возвращения Петрова в Москву, власти попытались убедить принять церковные реформы. Однако, Аввакум оставался верным сторонником «старой веры». За это его снова сослали, осудили на церковном соборе, посадили в земляную тюрьму и сожгли заживо. На этом жестокое преследование староверов не прекратились. Тысячи тех, кто был не согласен с реформами, были вынуждены бежать на окраины страны.
Соловецкий монастырь на севере России стал очагом сопротивления нововведениям Никона. Монахи и стрельцы защищали монастырь от царских войск в течение восьми лет – с 1668 по 1676 г.
Конфликт светской и церковной власти
Никон, которого ранее царь Алексей Михайлович называл своим «собинным другом», попытался возвысить свою власть – духовную – над царской. Патриархом был принят титул великого государя, он сравнивал свою власть с солнцем, а власть царя – с луной, которая только отражает свет солнца. Это, как и следовало ожидать, привело к конфликту с царём. Царь демонстративно прекратил посещать службы Никона и избегал с ним любых встреч. В 1658 г. Никон объявил об уходе с поста патриарха и покинул Москву.
Честолюбивый патриарх ожидал, что Алексей Михайлович пойдёт на диалог и предложит не оставлять службу, но этого не произошло. В 1666–1667 гг. был созван Церковный собор с участием представителей греческих православных церквей, на котором Никон был осужден и лишен сана. Никон был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологдой, однако реформы опального церковника были сохранены.
Навигация по статьям