Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Российское царство при первых из династии Романовых

Содержание:

Первый русский царь из династии Романовых 

Вопрос об избрании нового русского царя в Москве был поднят в 1613 г. на самом многочисленном из всех Земском соборе. Претендентами были королевич Владислав IV Ваза, шведский принц Карл Филипп, Иван Дмитриевич – сын Марины Мнишек и Лжедмитрия, а также члены знатнейших боярских семей.

На царство был избран представитель уважаемого старомосковского боярского рода Михаил Романов – сын Федора Романова. На момент избрания ему было 16 лет. Так началась трехсотлетняя история царствования новой династии.

В русской летописи XVII в. «Новый летописец» обосновывалось право Романовых на русский престол. Федор Романов отец избранного царя был племянником Анастасии Романовой – первой жены Ивана Грозного. В 1601 г. Федор Романов с женой Ксенией Шестовой были насильно пострижены в монахи под именами Филарета и Марфы. В 1619 г. его избрали патриархом. По сути, он, будучи человеком решительным и властным, управлял государством вплоть до смерти в 1633 г.

После того как царем был избран Михаил Романов претензии поляков на российский престол не прекратились. Вследствие чего они искали возможности ликвидировать молодого царя. В связи с чем, широко известен подвиг крестьянина из Костромы Ивана Сусанина, который ценой собственной жизни спас Михаила, отправившегося на богомолье, от польской расправы.

Костромской крестьянин увел польско-литовское войско в сторону от места, где находился Михаил с матерью. Его подвиг был увековечен в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки. увековечил его подвиг. Русский поэт, Декабристского восстания К. Рылеев посвятил Сусанину возвышенные строки.

Перед Михаилом Романовым стояла задача прекращения войны со Швецией и восстановления внутреннего порядка. В 1617 г. со Швецией был заключен Столбовский мир, согласно которому Россия возвратила себе Новгород, но оставила Швеции Корелу и побережье Финского залива.

В 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с Польшей, согласно которому за Россией оставались Смоленские, Северские и Черниговские территории. В целом территориальная целостность государства оказалась восстановленной. Но лишь после Смоленской войны в 1634 г. после подписания Поляновского договора Владислав IV – король польский и великий князь литовский отказался от претензий на русский трон.

Смутное время упрочило идею о самодержавии, поэтому монархия Романовых считалась символом стабильности и внутреннего мира. Традиционализм и умеренность первого царя из династии Романовых послужили сплочению общества. По мере укрепления власти царя правительство все реже созывало Земский собор.

Внутренняя политика была направлена на укрепление феодально-крепостнических отношений и сословного строя. В 20-е гг. XVII в. для упорядочения налогообложения появились новые писцовые книги, в которых население прикреплялось к месту жительства. Возобновилась практика «урочных лет».

Правление Алексея Михайловича и Соборное Уложение 1649 г.

При правлении Алексея Михайловича (1645 – 1676) – сына Михаила Романова государственный строй Российского царства эволюционировал до абсолютной монархии, то есть до безраздельной и бесконтрольной власти царя. Этот процесс форсировали систематические набеги с юга и угроза со стороны стран Запада, которые вынуждали Россию держать в постоянной боевой готовности значительные силы. При этом расходы на содержание армии превосходили материальные ресурсы населения. Также имели значение и иные факторы, например, огромная территория государства с постоянным освоением новых земель, противостояние дворянства с боярством, способствовавшее маневрированию монарха между ними, городские и крестьянские выступления.

Алексею Романову предстояло совершить важные шаги на пути Российского царства к абсолютизму. Как писал В. О. Ключевский, Алексей Романов создал «преобразовательное настроение», окружив себя думающими людьми. Именно при втором Романове случились самые драматические события столетия и одержаны наиболее значительные победы над Речью Посполитой.

Замечание 1

Алексей Михайлович получил прозвание «Тишайший» благодаря своему умению доверять решение государственных проблем подходящим исполнителям из числа приближенных.

Суд о крестьянах и прикрепление крестьян к земле

В 1649 г. с целью преодоления последствий Смуты и упрочения государственности было принято Соборное Уложение. Со времени принятия в 1550 г. Судебника прошло сто лет. В обществе появлялись все новые потребности, которые уже не могли быть удовлетворены в Судебнике 1550 г.

Свод законов 1649 г. представлял собой нормативный акт, который не имел аналогов в законодательстве. Соборное Уложение устанавливало нормы во всех областях жизни общества: экономической, социальной, административной, духовной, семейной, военной и др. Действовал новый свод законов вплоть до 1832 г. В первых главах акта предусматривались строгие наказания за преступления против царской власти и церкви. Личность царя все больше отождествлялась с государством.

Важным разделом был «Суд о крестьянах», закрепивший бессрочный розыск беглых крестьян и окончательно отменивший переход крестьян к новым помещикам в Юрьев день. При этом правительство брало на себя обязанность сыска беглых крестьян .

Тем самым в Уложении юридически оформилась общегосударственная система крепостного права, при которой помещик имел право распоряжаться личностью, трудом и имуществом собственных крестьян. Принятый свод законов позволил максимально сосредоточить силы на решении проблем внутренней и внешней политики.

Все общественные сословия должны были служить Российскому царству, отличался лишь характер возложенных на них обязанностей: военную службу несли служилые люди, тяглые крестьяне несли тягло.

Определение 1

Тягло – это система натуральных и денежных государственных повинностей посадских людей и крестьян. 

Помещичьи крестьяне не освобождались от государственных налогов и платили их наравне с черносошными крестьянами, следовательно, им приходилось платить двойные подати: частновладельческие и государственные. Правительство предоставило помещикам административную и судебную власть над крестьянами. Кроме того, помещики сделались ответственными сборщиками казенных налогов со своих крестьян. 

Государство также прикрепляло к земле посадских людей и черносошных крестьян, которым вменялась обязанность нести государственное тягло и запрещалась смена места жительства под страхом жестокого наказания. При этом в положении помещичьих и государственных (черносошных) крестьян существовали некоторые различия.

Помещику было фактически дано абсолютное право распоряжаться жизнью и собственностью своих крестьян. Таким образом, власть передала феодалам значительную часть фискальных, административных, судебных и полицейских функций.

Черносошные крестьяне располагали личной свободой. Они, живя на государственной земле, были наделены правом ее отчуждения: заклада, продажи, передачи по наследству. Выборные старосты и сельский сход руководили жизнью общины. Они производили раскладку повинностей, отвечали за их своевременную уплату, чинили суд и защищали права общины.

Система государственного «феодализма»

Соборное уложение 1649 г. окончательно уничтожило «белые слободы», принадлежавшие монастырям и светским землевладельцам, население которых ранее было освобождено (обелено) от повинностей. Царская власть, ограничив иммунитет помещиков в собственную пользу, подчинила себе население и стала его собственником-феодалом в городе.

 

Посадскому населению было вменено в обязанность заниматься промыслами и торговлей, поскольку это являлось источником финансовых поступлений в казну. Развитие городов, торговли, ремесел, велось в пределах крепостнической системы, что замедляло становление капитализма. Монополия горожан на торговлю в городах и разрешение крестьянам торговать лишь «с возов» препятствовали развитию товарно-денежных отношений в деревнях. Кроме того, внутренняя торговля была полностью подконтрольна государству и приносила прибыль только государству.

Политика закрепощения в XVI – XVII вв., которая завершилась принятием Соборного Уложения, охватывала все тяглое население, поскольку помещичьи и государственные земли были всего-навсего разновидностями феодальной собственности. Таким образом в царской России сложилась система «государственного феодализма», когда держава выступала в качестве феодального собственника в отношении ко всем жителям страны, тогда как в ведущих Западноевропейских странах происходило наоборот ослабление крепостной зависимости.

Крепостное право в России вследствие отсутствия у непосредственного производителя заинтересованности для развития производства, привело к нарастанию экономической отсталости. Особенно это было заметно в сравнении с прогрессом Западноевропейских стран, ставших на путь капитализма.

Статус вотчин и поместий

Соборное Уложение стало отражением процесса размытия различий между пожизненным владением и наследственной вотчиной. Был разрешен обмен поместий на вотчины и наоборот. В XVII в. было разрешена продажа и дарение.

Замечание 2

Вотчина представляла собой условное землевладение. Земля могла передаваться по наследству. Поместья же являлись вознаграждением за службу, размер их определялся служебным положением. Поместье нельзя было передавать по наследству. Им можно было пользоваться лишь во время службы.

Вследствие таких преобразований стала истончаться связь между государевой службой и ее вознаграждением казенным земельным наделом: поместья закреплялись за родом даже, если его представители прекращали службу. Это привело к расширению прав распоряжения поместьями. Таким образом стирались грани поместья и вотчины, а следовательно, стирались грани между отдельными категориями феодалов. К концу столетия значительно вырос удельный вес дворянского землевладения.

Государство также имело замысел поставить под контроль и церковное землевладение. Соборное Уложение ограничивало приумножение церковного землевладения при помощи запрета на покупку земли и передачу вотчин церкви по духовному завещанию.

Торговый и Новоторговый уставы

В этот период внешняя торговля практически полностью находилась в руках иностранных купцов, которые были наделены привилегиями. Русское купечество было менее богато и слабо организовано вследствие чего не могло конкурировать с иностранными торговцами.

Государственная монополия на вывоз и продажу ряда товаров, которые пользовались спросом за рубежом, существенным образом ограничивала возможности русского купечества для накопления капитала. Обилие на внутреннем российском рынке иноземного торгового капитала провоцировало рост острого недовольства.

Благодаря принятию Торгового устава в 1653 г. множество торговых пошлин было заменено единой пошлиной. Также был увеличен и размер пошлины с иноземных купцов. Данный законодательный акт носил покровительственный характер и соответствовал требованиям русских купцов.

С целью защиты внутреннего рынка в 1667 г. был разработан Новоторговый устав, который резко ограничивал торговлю чужестранцев на внутреннем рынке Российского государства и избавлял русское купечество, а также производителей от конкуренции посредством повышения таможенных пошлин на импорт иностранной продукции.

Афанасий Ордин-Нащокин, который был составителем данного законодательного акта и происходил из незнатной дворянской семьи, стал заметным государственным деятелем XVII в. Он активно занимался внешней политикой, основываясь в большинстве своем на собственных знаниях и опыте.

Существует мнение, что договоренности со Швецией и Польшей были достигнуты во многом благодаря его усилиям. Ордин-Нащокин был приверженцем использования культурного и экономического опыта Запада. Однако одновременно с этим, он хорошо знал разумную меру заимствования. Многие из его идей в отношении реформирования государственного управления и местного самоуправления были воплощены в Петровскую эпоху.

К разрешению проблем в экономической сфере стремились также бояре В. В. Голицын, А. С. Матвеев, Б. И. Морозов, Ф. М. Ртищев. Они понимали важность развития промышленности и торговли, считали необходимым поддерживать купечество для усиления государства. Преобразование государственной политики в сторону меркантилизма (поддержка государством активного баланса внешней торговли) способствовала интересам зарождающегося абсолютизма.

Эпоха Средневековья в России завершается в XVII в., после чего начинается Новое время. Средневековое мировоззрение, в котором главенствующая роль принадлежала религиозным верованиям, постепенно разрушается накопленными светскими знаниями. В это период отмечается освобождение культуры и общественного сознания от влияния вероисповедания и церкви. Также происходит ослабление авторитета церкви в духовной жизни людей. Растет внимание к человеку и его роли в определении собственной судьбы и проистекающих событиях.
 

Навигация по статьям

Выполненные работы по истории
  • История

    Тема Петр первый тиран или реформатор

    • Вид работы:

      Школьный проект

    • Выполнена:

      23 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      2 100 руб

    Заказать такую же работу
  • История

    Революционные волнения в Сирии истоки проблемы пути решения участник России в сирийском кризисе

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      20 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 100 руб

    Заказать такую же работу
  • История

    темаобраз врага в советской пропаганде годов

    • Вид работы:

      Курсовая

    • Выполнена:

      20 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 800 руб

    Заказать такую же работу
  • История

    Аспирантский рефератнужно исправить по муработа написана

    • Вид работы:

      Исправление и доработка готовой работы

    • Выполнена:

      20 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 000 руб

    Заказать такую же работу
  • История

    Романизм и антироманизм в русском сознаний

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      20 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 800 руб

    Заказать такую же работу
  • История

    Культура периода Петровской эпохи

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      17 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 000 руб

    Заказать такую же работу