Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское от момента его создания до объединения с Польским Королевством
Содержание:
- 26 октября 2023
- 19 минут
- 3398
Возникновение Великого княжества Литовского в XIII столетии
Большую роль в отечественной истории отводят Великому княжеству Литовскому, которое не только включало в себя большое количество земель Древней Руси, история которых довольно продолжительное время была связана с судьбой Литовского княжества. В ходе своего становления и развития литовские князья являлись сильными и опасными противниками князей Москвы. Схватка за лидерство в деле интегрирования земель Руси сказалась во многом на политике московских государей.
Большое количество литовских племен (летьгола, земигола, литва, жмудь, ятвяги и так далее) проживали вдоль течения таких рек как Западная Двина, Нёман, а также на побережье Балтийского моря. Они занимались преимущественно земледелием, животноводством и рыболовством, охотой и бортничеством, то есть добычей меда диких пчел.
Процесс формирования государственности у литовских племен пришелся на XIII столетие. В ходе довольно сильного противостояния на первое место выдвинулся Миндовг, который в 1237 году провозгласил себя великим князем.
Сформированное им Литовское княжество состояло из Аукшайтии, Жемайтии (земли Восточной и Западной Литвы) и Новогрудской земли так называемой "Черной Руси" (рисунок 1).
Рис.1 - Великое княжество Литовское и Русское в XIII-XV вв.
С целью устранения угрозы со стороны Ливонского ордена, который совершал военные походы против язычников, Миндовг принял христианство западного образца, то есть католичество. Однако стоит отметить, что был лишь маневр, а как только ситуация изменилась - Миндовг вернулся обратно в язычество и, усиленный литовскими племенами, полностью разбил войско крестоносцев. Хотя созданный им союз не отличался прочностью и после смерти Миндовга в 1263 году распался.
Становление и расширение Великого княжества Литовского в XIV столетии
Настоящим князем, который смог стать основателем династии великих литовских князей и запустить необратимый процесс становления государственной власти, стал князь Гедымин (годы правления -1316-1341). Довольно талантливый и расчетливый политик, он с помощью силы, интриг, дружественных союзов и династических браков добился расширения территорий Литвы.
Под флаг его нового государства вошли Туровское, Пинское и Витебское княжества, более того Гедымин имел тесные связи с князьями Северо-Восточной Руси.
Гедымин стремился отвоевать захваченные монголо-татарскими войсками русские земли, вступив в противостояние с ордынцами. Жители земель Древней Руси увидели в Литве подходящую альтернативу ордынскому владычеству. Заручившись помощью Гедымина, Смоленское княжество с 1330-х годов прекратило платить дань Орде. Под политическое и экономическое влияние Гедымина попали Киевские, Галицкие и Волынские земли. В конце эпохи его правления русские земли образовывали уже более двух третей от всей территории Великого Княжества Литовского.
Политическую линию Гедымина продолжил его сын - князь Ольгерд (годы правления - 1345-1377, рисунок 2), который правил в тесном союзе со своим братом Кейстутом. В результате их деятельности, к княжеству присоединились Чернигово-Северские земли. Более того, Ольгерд выступил на Смоленское княжество и его вассальные Верховские княжества.
Рис. 2 – Великий князь Литовский Ольгерд
В 1363 году Ольгерд в битве у Синих Вод (неподалеку от реки Буг) смог разбить войско ордынцев. Эта победа стала катализатором освобождения Южной Руси от владычества монголо-татар. К Литовскому княжеству окончательно отошли Киевская, Подольская (Восточная часть) и Волынская земли.
Таким образом, Великое княжество Литовское стало одним из центров, объединивших древнерусские земли, оставив позади слабейшие с точки зрения военного дела Тверское и Московское княжества. Политические амбиции Ольгерда заставили его вмешиваться во внутренние дела северо-восточных соседей - "соперников" в деле объединения. На рубеже 1360-70-х годов этот факт привел к конфликту с Московским княжеством, в котором молодому князю Дмитрий Иванович в будущем – Дмитрию Донскому) пришлось обороняться.
В составе Литовского княжества русское княжество и знать не ощущали себя чрезмерно стесненными либо плененными. На территории княжества были действительны нормы "Русской правды" и церковного права. Русский язык в западной вариации стал государственным языком и основным средством коммуникации. Рюриковичи, которые признали власть Гедимина, на правах его заместителей правили на подвластных ему землях, имея за это "корма" и судебные пошлины. Их взаимоотношения с великим князем были определены договорными отношениями.
Стоит отметить, что несмотря на сильные позиции, Великое княжество Литовское перманентно подвергалось давлению со стороны крестоносцев - Тевтонского ордена. С 1350-х годов братья Кейстут и Ольгерд участвовали в войнах с рыцарями, предпринимая попытки к возврату земель ятвягов и пруссов. Данные конфликты, бесспорно, оттягивали силы армии Ольгерда с востока на запад, таким образом, предоставляя князьям Москвы возможность передохнуть и собрать силы. Вместе с этим отмечался рост зависимости литовских князей от знатных чинов русских земель, составляющих внушительную долю вооруженных сил княжества.
Стабильное колебание литовских князей между восточным и западным векторами внешней политики и, следовательно, колебание между двумя ветвями христианства: православием и католицизмом - характерная черта для развития истории Литовского княжества. Князю пришлось сделать выбор в пользу западного направления во многом из-за гнета обстоятельств: опасная угроза, которая исходила от тевтонцев, спровоцировала сосредоточенность на борьбе с рыцарями-завоевателями.
Явление общей борьбы стало фактором сближения Литвы с Польшей, последняя же предложила идею объединения (то есть заключение унии) двух стран.
Форматом унии стал брачный союз сына Ольгерда – наследного князя Ягайло и дочери польского короля – королевны Ядвиги. Единственным условием этого брака было беспрепятственное распространение католицизма на территориях Великого княжества Литовского.
«Золотой век» Великого княжества Литовского в XV веке
Интеграция Литовского и Польского государств проходила довольно проблематично и болезненно. Находившиеся ниже в политическом и культурном отношении литовские дворяне не без оснований боялись получить лишь вторую роль.
Противостояние возглавил сын Кейстута –Витовт, который войдет в историю как Витовт Великий (рисунок 3). Литовские летописцы писали о нем как о "храбром юноше, смелом сердцем, любещем войну". Витовт, в свою очередь, не позволил полякам активно проникать на земли Великого княжества Литовского, а его кузен - Ягайло был вынужден предоставить ему великое княжение. Де-юро Витовт отдавал главенствующую роль польскому королю, однако, де-факто это были два равноправных суверенных государя.
Рис. 3 – Великий князь Литовский Витовт
В 1409 году было отмечено начало "Великой войны", где на одной стороне выступали королевство Польское и Великое княжество Литовское, а на другой - Тевтонский орден. Спустя год, в 1410 году у местечка Грюнвальд, нынешняя территория Польши, состоялся решающий бой противоборствующих сторон, где войска Ордена были полностью разгромлены, а немецкая экспансия на восток остановлена.
Рис. 4 – «Грюндвальская битва», Я. Матейко, 1878 год
Успехи Витовта, как весомого и дальновидного деятеля политики, укрепили позицию Литовского княжества. В 1413 году двоюродные братья Ягайло и Витовт заключили между собой Городельский союз (унию). По ее условиям:
- стороны должны были выбирать правителей лишь по взаимному соглашению и никак по-другому; литовская знать, исповедовавшая христианство по западному образцу, получала те же права и привилегии, что и польские феодалы;
- наследованные должности стали доступными лишь католикам.
Следовательно, данная уния давала «зеленый свет» проникновению на литовские земли католической религии и польской культуры, фактически «ополячивания» местных жителей.
Местная землевладельческая знать на православных территориях Литвы - русские князья и шляхта, а также православная община - вынуждены была делать выбор: либо примириться с дискриминацией и остаться верными "вере отцов", либо приобрести привилегии и должности, которые гарантировало католичество. Как показала история, большинство русской элиты не отличалось принципиальностью и предпочло последний вариант.
Витовт стремился продолжать восточную политику князя Ольгерда. Используя ослабление позиций Орды и междоусобицы, он начал оказывать усиленное давление на князей Центральной и Северо-Восточной Руси. Стоит отметить, что военные действия чередовались с дипломатическими и династическими мероприятиями.
Во время правления князя Витовта, Литва считалась одним из сильнейших государств Восточной Европы, а его территория простиралась от Балтийского до Черного морей. Многие страны хотели заключить с ней те или иные союзы, например, император Священной Римской империи Сигизмунд с этой целью предложил короновать Витовта. Он согласился и в 1430 году решил принять титул короля, чтобы укрепить самостоятельность своего княжества. Однако факт коронации ставил под угрозу польско-литовскую унию, а почему польская знать сорвала ее.
Смерть 80-летнего Витовта в 1430 году, который не оставил после себя прямого наследника, вызвала смуту. Данная ситуация была на руку польской шляхте, которая захватила южные земли Литвы - Западное Подолье. Этому периоду характерны частые переезды православных литовских князей на службу к князю Москвы.
Люблинская уния и упадок Великого княжества Литовского
При сыне Ягайло Казимире (годы правления 1440-1492), короле Польском (с 1446 года) и великом князе Литовском, укрепилось государственное устройство Литвы и была возобновлена интеграция с польским государством, которая завершилось в XVI столетии объединением "двух народов". Предоставление служилым людям земель в наследственное пользование повлекло за собой возникновение феодальных вотчин - латифундий. По итогу, в политической жизни Литовского княжества большую роль стала играть могущественная нетитулованная знать литовского происхождения. Латифундии крупных магнатских родов, как правило, были сосредоточены на бывших русских землях.
После смерти Казимира польский и литовский престолы снова разделили. Великим князем Литовским стал сын Казимира –Александр, а военные столкновения, которые он реализовывал против московского царя Ивана III, показали военное превосходство Москвы над Литвой. Военные неудачи снова толкали литовских магнатов сторону Польши. Данная тенденция при Сигизмунде (Жигимонте) I и Сигизмунде II Августе получила закрепление на государственном уровне в виде новой унии между Польшей и Литвой – Люблинской, заключенной в 1569 году.
В начале XVI столетия Литовское княжество было развитым феодальным европейским государство, возглавляемым великим князем, который носил титул господаря. Он обладал ограниченной властью, в стране царила сословно-представительная монархия.
Большое значение отводилось местных поветовых и общелитовским сеймам, которые решали самые разнообразные вопросы жизни княжества - от избрания великого князя до утверждения новых законов (так называемых статутов) и видов налогообложения. Поветовые сеймы, как правило, находились в сильной зависимости от магнатов, вокруг которых объединялась местная знать.
Уже в XV столетии на русских землях Литвы появились такие тяжелые формы личной зависимости земледельцев, что это свидетельствует о возникновении явления крепостничества.
Крестьяне можно было разделить на:
- похожих, то есть обладающих правом в определенное время перехода от одного землевладельца к другому;
- непохожих, которые утратили свое право перехода;
- довольно многочисленной был слой челяди и холопов, которые отличались полным отсутствием прав.
В Великом княжестве Литовском долгое время отсутствовал единый закон, что косвенно говорило о неоконченном процессе политического объединения земель. В Литве одновременно существовало русское, польское, литовское право. Князь Казимир предпринял первую попытку объединить и систематизировать существующее законодательство. Однако самым полным и разработанным сводом законов стал Литовский статут 1588 года, написанный на старобелорусском языке и утвержденный в эпоху правления Сигизмунда I Старого (рисунок 5).
Статьи статута защищали феодальную собственность и полностью закрепощали крестьян, лишая их всяческих прав. Многие виды земледельцев де-юре становились близки с положением челяди, что дает основание говорить о появлении в княжестве в XVI веке одного сословия крепостных крестьян. Статут закреплял права и привилегии шляхты, ее обязанность участвовать в местных сословных институтах - поветовых сеймиках.
Рис. 5 – Третий Статут Великого княжества Литовского 1588 года
После распространения католицизма и католической культуры Великое княжество Литовское уже не могло играть роль объединителя русских земель. К тому же достаточно сильно возрастало могущество князей Москвы, которые после Куликовской битвы были лидерами освободительного движения и защищали Православную церковь. Данные перемены нашли отражение на поведении части православных русских и литовских князей. Гедиминовичи (Вельские, Трубецкие) и Рюриковичи (Одоевские, Белевские, Новосильские и прочие), чьи уделы находились на восточных границах Литовского княжества, начали поступать на службу к князьям Москвы.
Однако выбор пришлось делать не только князьям и шляхте. В XV столетии "литовский элемент" тонул в массе русской народности, образуя, по оценке ученых, только 10 процентов от всего населения. В сознание обращенной в католичество шляхты внедрялась мысль, что православие - религия "холопов". Изменялся характер подавления низов, сохранявших приверженность к православию. На Украине и в Беларуси к общественному угнетению добавился еще национальный и религиозный. Высокий уровень внутренней напряженности выступает фактором, постоянно присутствующим в истории Литовского княжества.
В то же время, в славянских землях в составе Литвы отмечается процесс формирования украинской и белорусской наций. Он, тем не менее, осложнялся тем, что в нем почти не принимала участия политическая и духовная элита, активно воспринимающая культуру Польши. Патриотическое сознание остается уделом низшей части социума и той части землевладельцев, не утративших корней православной религии и культуры.
Навигация по статьям