Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Биография немецкого теолога и философа культуры Эрнста Трельча
Содержание:
- 15 марта 2023
- 5 минут
- 100
Биография немецкого теолога и философа культуры Эрнста Трельча
Основные биографические сведения
Годы жизни немецкого протестантского теолога, философа, историка религии и социолога Э. Трельча — 1865-1923.
Период с 1983 по 1988 был связан с учебой в Эрлангене, Геттингене и Берлине. В это время его очень привлекали идеи А. Ричля. На протяжении двух лет — с 1890 по 1891 годы — он был викарием в Мюнхене.
1892-1894 годы связаны с тем, что в это время Трельч становится профессором Боннского университета.
С 1894 по 1915 годы Трельч является преподавателем теологии в Гейдельбергском университете.
С 1917 года и до конца жизни Трельч Эрнст — профессор философии Берлинского университета.
Особенности профессиональной деятельности
Идеи либерального протестантизма непосредственно повлияли на формирование религиозно-философских взглядов Трельча. В качестве идейного наставника Трельч Э. выбирает Ричля и следует за ним, особенно что касается оформления исторического метода в теологии (вместо догматического). Это было необходимо для исследования «общей истории развития религиозного духа с точки зрения укорененности его в жизни.
В этой плоскости Трельч собирался делать анализ развитию христианства (протестантизма), а также определить его взаимосвязь с культурой Европы. Об этом он писал в своей работе 1906 года: «Значение протестантизма для возникновения современного мира».
Особенностью работ Трельча было то, что он мастерски совмещал исторический подход к религии и утверждение априорной формы религиозных чувств — в русле кантовских и шлейермахеровских идей. С оглядкой на Ригля, теолог объяснял высокое положение христианства по отношению к остальным религиям его содержательной значимостью.
Можно также отметить воздействие М. Вебера в деятельности Трельча касательно вопросов:
- социологических проблем религии;
- экономических моментов в истории христианской церкви;
- институциональных моментов в истории христианской церкви.
К примеру, в работе «Социальные учения христианских церквей» Трельч предлагает собственную типологию религиозных групп:
- церковь как массовый институт — она заявляет свои претензии на абсолют;
- секта как добровольное объединение избранных, в котором основное место отводится личным отношениям;
- мистика, которая представляет собой тип духовного индивидуализма.
Теолог много внимания уделял рассмотрению взаимодействия христианской церкви и политики в разные периоды истории. Он пришел к выводу, что в развитии капитализма ключевая роль была отведена кальвинизму.
В конце своей деятельности Трельч издает несколько специальных произведений в рамках философии истории:
- «Историзм и его проблемы» (Трельч;
- «Историзм и его преодоление».
Формирование историко-философских идей Трельча проходило под влиянием Риккерта, Дильтея и Виндельбанда.
Взгляды на культуру и аксиология
Трельч говорил о том, что исторический процесс однократный и необратимый. Ввиду этого у него сложилось определенное впечатление о культуре — она основана на непрерывном становлении и «индивидуальной целостности».
По мнению ученого, осмысление истории возможно посредством культурного синтеза. В основе такого синтеза лежит личный выбор определенной ценностной системы. Эти ценности будут важны западно-европейскому кругу культуры. В этот круг культуры Трельч также включает значимость христианства. На первое место он ставит историческую индивидуальность культуры.
Аксиология возникла в поле зрения Трельча из учения о культурном синтезе. Его размышления начинают приобретать новую проблематику, которая затрагивает ценности: нравственные и религиозные. Теолог считал, что государство должно быть подчинено церкви, а мирские ценности — ценностям религиозным. В противном случае государство не сможет выполнять обязанности, основанные на нравственных началах.
Навигация по статьям