Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Штрихи биографии немецкого философа и социолога Хельмута Плеснера
Содержание:
- 20 апреля 2023
- 6 минут
- 179
Штрихи биографии немецкого философа и социолога Хельмута Плеснера
Биографические сведения и основные произведения Гельмута Плеснера
Годы жизни Хельмута Плеснера — 1892-1985. Он был немецким философом, социологом, а также стоял у истоков философской антропологии. В числе его учителей были Виндельбанд, Э. Ласк, Х. Дриш и Э. Гуссерль.
В 1926 году Плеснер становится приват-доцентом университета в Кельне. Когда к власти пришли нацисты, Г. Плеснера отстранили от преподавания, он был вынужден уехать в Голландию. В новой стране Плеснер начинает преподавать в университете Гронингена — с 1946 по 1952 годы.
В 1952 году Х. Плеснер возвращается на родину и начинает преподавать на кафедре социологии в университете Геттенгена. 1962-1963 годы — это годы преподавания в Нью-Йорке.
Среди основных произведений Гельмута Плеснера можно назвать:
- «Единство чувств»;
- «Антропология чувств»;
- «К антропологии зрелища»;
- «Границы общности»;
- «Смех и плач. Исследование границ человеческого поведения»;
- «По ту сторону утопии»;
- «Попытка философской антропологии с исторической точки зрения»;
- «Власть и человеческая природа»;
- «Опоздавшая нация»;
- «Ступень органического и человека» (важная книга Плеснера).
Чаще всего изучают книгу Х. Плеснера «Ступень органического и человека». В интернете можно легко найти краткое содержание Плеснера «Ступени органического и человек».
Концепция культуры по Г. Плеснеру
Если делать презентацию культуры по Плеснеру, то в ее основе лежат собственные представления о философской антропологии. База философской антропологии Плеснера — феномены эксцентричности и идеи дистанции.
Ему принадлежит «философия жизни» — как феноменологическое описание «ступеней органического». С учетом этого все живое будет отличаться от неживого тем, что у него есть способность определять собственные границы и помещать себя внутрь этих границ. Как видно, основная характеристика живого — полагание или позиционность.
Плеснер выделяет 3 основным организации:
- растительная;
- животная;
- человеческая.
Чем ниже организация в предельное осуществлении, тем шире путь к более высокой форме. В отличие от растений, животные косвенно включаются в окружающий мир. У них есть органы для взаимодействия со средой, а также внутренние органы. В этом случае важно наличие центра, обеспечивающего их взаимоотношения. Из этого следует, что у животных центрическая позициональность. В этом случае местонахождение центра — на дистанции от животного (что не дает ему возможности для осознания себя как центра). Чтобы так произошло, необходим «необъективируемый полюс субъекта», я, которое зашло за самое себя — то есть, «эксцентрическая позициональность».
Эксцентрическую позициональность можно рассматривать в качестве основной черты человека. Человек, говоря словами философа, «поставлен на ничто» и находится вне всякого наличного бытия. Благодаря своей эксцентричности человек может дистанцироваться от собственного существования.
Особенности философской антропологии
Из перечисленного выше Плеснер формулирует основные антропологические законы:
- закон естественной искусственности;
- закон утопического местоположения;
- закон опосредованной непосредственности.
Суть закона естественной искусственности сводится к тому, что человеку нужно уравновесить то, что он поставлен на ничто — и сделать это можно при помощи квазиприродной деятельности.
В основе закона опосредованной непосредственности — эксцентричность, которая сводится к пониманию и осознанию человеком действительности. Он понимает, что все объективное в мире — таково только для его сознания (так он разочаровывается в его непосредственности).
Смысл закона утопического местоположения в том, что, по мнению философа, что человек нуждается в идее основы мира и в желании отрицания абсолютного.
Человек — лицо психофизическое: он являет себя как тело и внутренний мир, а также вне тела на эксцентрической позиции. Так как человек эксцентричен, он должен уметь различать в себе индивидуальное и всеобщее Я.
Важно выходить из сферы единичного в сферу МЫ. Это позволяет посмотреть не только на себя, но и на других. Речь идет о совместном мире, духе или социальности, самовыражении — а это суть человеческой антропологии.
В этом весь смысл трактовки культуры. Спецификой человеческого по мнению Плеснера является устремление к нереальному. Без ирреальных норм человеческое существование не представляется возможным.
Навигация по статьям