Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Краткая биография Михаила Михайловича Бахтина
Содержание:
- 06 сентября 2023
- 5 минут
- 251
Краткая биография Михаила Михайловича Бахтина
Биографические сведения
Если говорить кратко и о самом важном в биографии Михаила Михайловича Бахтина, то стоит начать с годом его жизни — 1895-1975. Он был российским философом, приверженцем постсимволической традиции в культуре серебряного века.
Образвание Михаил Михайловича Байтина пришлось на гимназии Вильнюса и Одессы. В 1913 году будущий философ Бахтин начинает учебу в Новороссийском университете, однако во время учебы совершает перевод в Петербургский университет. Здесь Бахтина Михаила Михайловича увлекает философия — он становится студентом историко-философского факультета. Среди учителей Бахтина можно назвать Ф. Ф. Зеленского (именно он знакомит будущего Бахтина философа с философией Ницше эллинизмом), Н. Н. Ланге и А. И. Введенского (он был связан с кантовским критицизмом).
Презентация научной деятельности Бахтина
В своих работах Михаил Бахтин транслировал позиции строгой науки в противовес метафизике, а также русской философии серебряного века (Флоренскому, С. Булгакову), экзистенциализму Бердяева и Л. Шестова.
Первой оформилась философия Михаила Бахтина и его единой философской идеи. С 1910 по 1920 годы ученый занимался разработкой идей создания «первой философии», беспредпосылочного учение о бытии. В основе такого новое бытийного созерцания лежало учение, которое как проект видело вывод европейской мысли из кризиса и преодоление разрыва между миром жизни и миром культуры.
Учение Бахтин представил в виде системы со статусом не отвлеченной метафизики, а с характером нравственной философии.
В своем учении Бахтин держался за кантовские установки относительно приоритета практического разума в ходе построения самообоснованного мировосприятия.
В нравственной онтологии Бахтин говорит о главной категории понятия «бытия-события». К нему он приравнивает понятие «ответственного поступка» человека.
Бахтин в своей работе «К философии поступка» пишет о гносеологических проблемах, которые разрешаются, в том числе, на интуитивной базе мышления, приобщенного к бытию. Также ученый говорит о синкретическом, состоящим из этики и эстетики: он характеризует его как философскую антропологию.
Будучи задуманной системой, «новая философия» Бахтина не реализовалась, однако основные ее положения ученый обозначил в своих разработках.
В качестве модусов единой гуманитарной дисциплины Бахтин выделил:
- культурологию;
- поэтику;
- теорию литературы;
- металингвистику.
Все они были сконцентрированы на решении фундаментальных проблем бытия.
Культура и природы культуры Михаила Бахтина
Если рассматривать идеи Бахтина в культурологическом разрезе, то стоит отметить концептуальное соединение культурных ценностей с интуицией жизненной актуальности. Таким образом он делал попытку справиться с односторонностью философии жизни Бергсона, Ницше и Дильтея, философией культуры Риккерта.
Синтез этих идей Бахтина представляет собой живую ценность или культуру, которая не отдалена от бытия, а является его частью.
В 1920-е годы Бахтин интересуется решением проблемы относительно культурной ценности. Она должна была быть связана с поиском определенной эстетической формы со статусом завершенности, а ее функция не должна была парализовать жизненное содержание.
На основе этого Бахтин создает модель «эстетического объекта». В ее основе лежала «жизнеподобная архитектоника взаимоотношений» автора и героев художественного произведения. Об этом Бахтин писал в труде под названием «Проблемы содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве», которая была издана в 1924 году.
Поздний период творчества Бахтина был связан с появлением понятия «диалог культур». Оно было сформировано под влиянием учения Шпенглера. Однако по своей проблематике оно обращалось против этого учение.
В учении Бахтина о культуре, культура воспринималась как личность, поэтому между культурами должен происходить постоянный диалог. В свою очередь Шпенглер говорил об обособленных культурах, их замкнутости друг на друге. Шпенглер указывает на связь между одиночеством человека в мире. По Бахтину, это не является препятствием к общению — это напоминает диалог двух незнакомцев. Именно посредством диалога культура раскрывает свой смысл и потенциал.
Навигация по статьям