Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Российский культуролог и философ Каган Моисей Самойлович
Содержание:
- 06 сентября 2023
- 5 минут
- 138
Российский культуролог и философ Каган Моисей Самойлович
Начало научного пути
Годы жизни Моисея Самойловича Кагана — 1921-2006. Это выдающийся российский философ и культуролог.
Моисей Каган начал свой творческий научный путь непосредственно с тех разделов науки, которые имели прямую связь с культурологией. Он учился на филологическом факультете Ленинградского государственного университета в 1941 году. Сразу после этого — война, полученное ранение в битве за оборону Ленинграда, работа политруком в госпитале г. Пермь. В 1944 году Каган вернулся в Ленинград в аспирантуру исторического факультета ЛГУ (кафедра истории искусства). Защита кандидатской диссертации проходила по теме «Французский реализм 18 века» (1948 год). Защита докторской диссертации случилась уже в 1966 году. Тема докторской — учебное пособие «Лекции по марксистско-ленинской эстетике».
Когда говорят о том, что для большинства советских философов была характерна идеологизация, это совсем неприменимо к Кагану М. С. По мнению многих ученых, его диссертация стала настоящим событием в науке того времени. Это было связано с тем, что автору удалось создание первой в Советском Союзе всесторонней и тщательно разработанной концепции эстетического. Эта соответствовала мировым разработкам в этой области философии и отличалась глубиной и оригинальностью. Это пособие было впоследствии много раз переиздано и переведено на многие языки мира, включая грузинский, венгерский, испанский, болгарский, немецкий, китайский.
После прочтения этой работы немецкие философы стали писать о том, что в СССР возникла эстетика мирового порядка.
Сфера научных и педагогических интересов ученого
Изначально, научный интерес М. С. Кагана относился к области эстетики, именно он стоял у истоков ее возрождения в Советском Союзе. До 1937 года в стране не было ни одной книги по эстетике, эту науку считали только лишь буржуазным направлением философии.
Также ученый интересовался философией культуры. В этом аспекте ему принадлежит разработка нового направления: «теории ценностей». Это требовало от него научного и гражданского мужества, поскольку марксистско-ленинская философия не принимала понятие «ценность». Тем не менее именно благодаря усилиям Кагана теория ценности заняла свое место в научной сфере. Кроме того, ученый отстаивал возрождение и прочих философских дисциплин.
Логика философско-научного исследования обусловила интерес ученого к культурологии, проблемам общения, человеческой художественной деятельности. Кагану принадлежит создание общефилософской теории человеческой деятельности и ее основных видов. Это было необходимо для понимания специфики искусства как художественной деятельности.
Работы ученого принадлежат области культурологии и культурной антропологии. Теория Кагана о культурно-историческом процессе получила принятие наравне с теориями Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина.
Также сферой интересов ученого были проблемы методологии системно-структурного анализа. Все научные разработки Кагана основаны непосредственно на системном и синергетических подходах в отношении гуманитарного знания. Многие обвиняли ученого в излишней субъективности и ревизионизме, однако он никогда не предавал своих убеждений.
Свои взгляды, теории и размышления он воплотил в таких книгах, как:
- «Мир общения»;
- «Философская теория ценности»;
- «Системный подход и гуманитарное знание»;
- «Эстетика как философская наука»;
- «Метаморфозы бытия и небытия»;
- «Философия культуры»;
- «Введение в историю мировой культуры»;
- «Град Петров в истории русской культуры»;
- «Се человек... Жизнь, смерть и бессмертие в волшебном зеркале изобразительного искусства».
Известно, что много мыслей у ученого было в области педагогики, он во многом поспособствовал улучшению образования. Ему принадлежат некоторые учебные программы. Он вел семинары, читал лекции и прекрасно ориентировался в «болевых точках» школы.
Навигация по статьям