Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Биография французского философа-персоналиста Эммануэля Мунье
Содержание:
- 10 марта 2023
- 5 минут
- 261
Биография французского философа-персоналиста Эммануэля Мунье
Штрихи биографии и основные труды
Годы жизни Эммануэля Мунье — 1905-1950. Это французский философ, которого считают основоположником концепции персонализма. Персонализм Э. Мунье признает абсолютную ценность личности.
Публикации этого журнала демонстрировали новое течение, которое в то время появилось в философии — французский персонализм. Это направление охватило целый философский период во Франции, точно так же, как и другие направления (феноменология, экзистенциализм, неотомизм).
Основные труды философа:
- «Персоналистская и коммунитарная эволюция» (1935);
- «Трактат о характере» (1946);
- «Персонализм»;
- «Свобода под условием» (1946);
- «От капиталистической собственности к человеческой собственности» (1939);
- «Что такое персонализм» (1947);
- «Маленький страх 20 века» (1948).
Особенности профессиональной деятельности
Трактовка Мунье онтологических, гносеологических, этических, социальных, эстетических и культурных проблем происходило на личном жизненном опыте.
Главное место в его персоналистской теории личности была мысль об «вовлеченном существовании». Согласно ей, человек должен следовать активной и ответственной жизни, осмысленной творческой деятельности, а также выполнению гуманистической миссии.
По мнению Мунье, культура — глобальная функция личности, за которой закреплена функция гуманизации человека и мира.
В своем главном труде под названием «Персонализм» (Рикёр назвал ее энциклопедией персонализма) Мунье дает собственное определение культуры.
Философ считал, что культура является не частью личностной жизни, а ее глобальной функией. Когда человек себя создает и развивает, то для него все является культурой: от устройства завода и формирования своего тела, до поддержания беседы и хозяйствования на планете. Важно, что не бывает определенной одной культуры, по отношению к которой любая прочая деятельность будет считаться некультурной.
Как видим, Мунье говорит о том, что культур существует столько, сколько существует видов деятельности — и современный мир должен это учитывать.
Культура — это не нагромождение знаний и не накопительное круговое движение. В первую очередь, культура — это свобода и восхождение. Основная цель культуры — преобразование субъекта. В случаях, когда культура отсылает к внутреннему миру человека, перед этим человеком открывается больше возможностей.
Получается, культура — это то, что остается, когда человек уже не апеллирует к знаниям, это сам человек.
Когда Мунье говорит о культурной концепции, то всегда уточняет, что культура представляет собой трансцендирование и бесконечное превосхождение самой себя.
Если культура останавливается, то она теряет свои возможности. Тогда она становится академической, даже педантичной и занимает «общее место».
Для культуры свойственна универсальность — это ориентир культуры, с утратой которого она иссушает себя и превращается в жесткую систему.
Некоторая оценка современного общества
Говоря о проблемах современности, Мунье указывал на укорененность зла в социально-экономическом строе. Этот слой становится причиной появления культурной касты, а также того, что культура приближается к снобизму, изысканности, академизму, брутальности и фривольности.
С помощью техники люди множат средства и расширяют возможности изменять формы искусства. Деньги дают выгоду только узкому кругу людей, а также причиняют неприятности творцу, произведению искусства и публике.
В таком мире художники — рабы-исполнители. Только в случае исчезновения социальных структур можно говорить о каких-либо изменениях.
Еще одна причина ослабления культуры — обесценивание современного знания.
Навигация по статьям