Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Упанишады: сущность и содержание
Содержание:
- 05 марта 2023
- 7 минут
- 1020
Основные определения
История происхождения Упанишад
Упанишады описываются в Ведах и в основном содержат различные представления о природе Бога, философии и медитации. Также в Упанишадах представлено краткое содержание всех Вед. Именно эти священные писания стали основой для ведантического индуизма.
Само слово «Упанишада» является производным от глагола «Упанишад», который, в свою очередь, состоит из 3 слов:
- «Упа» - около,
- «ни» - внизу,
- «шад» - сидеть».
Таким образом, «упанишад» обозначает сидение ученика возле учителя. Существуют и другие определения этого понятия.
Определить точную дату появления самых древних текстов Упанишад не представляется возможным. Например, «Чхандогья-Упанишада» и «Брихадараньяка-Упанишада», по мнению лингвистов, появились в VI веке до н.э., другие тексты датируются VII-III веком до н.э.
Содержание Упанишад
В основе ведийской религии лежат четыре Веды – сборники мантр и гимнов, восхваляющих главных богов индуизма. Позже возникли священные писания Брахманы, в которых содержались инструкции по проведению разных ритуалов, правила поведения жрецов.
Священные писания Упанишады и Араньяки относят к веданте – одной из философских школ индуизма. В Араньяках отражена информация о медитациях и практиках йоги, в Упанишадах раскрываются религиозные и философские идеи, первоначально заложенные в Ведах.
Через все тексты Упанишад красной нитью проходит мысль о познании человеком себя самого и окружающей его реальности. Описания религиозных ритуалов отходят на второй план. Древние Упанишады во многом обусловили формирование индийской философии.
Виды текстов в Упанишадах
В VII веке известный индийский поэт-мыслитель Шанкара написал комментарии к 11-ти Упанишадам, которые считаются основным каноном Упанишад – «мукхья». Они же являются самыми древними Упанишадами. Самой последней из Упанишад считается «Муктика-Упанишаде», которая относится к канону «муктика».
Традиционно выделяется три группы Упанишад:
- «ведические»,
- «арийские»,
- «общинные».
Ведические Упанишады включают в себя такие тексты:
- «Иша»,
- «Кена»,
- «Катха»,
- «Айтарея»,
- «Тайттария»,
- «Чхандогья»,
- «Каушатика»,
- «Брихадараньяка».
В арийские Упанишады включены:
- «Прашна»,
- «Мандакья»,
- «Мундака»,
- «Майтри»,
- «Шветашватара».
Общинные Упанишады представлены следующими текстами:
- «Джабала»,
- «Нрисинха-тапини»,
- «Рама-тапини».
Упанишады содержат основные концепции индуизма, среди которых:
- идеи вселенского духа Брахмана, который является надличностным всевышним феноменом,
- концепции индивидуальной души – атмана (вечная, неизменяемая духовная сущность, сознающая своё существование; это понятие используется для характеристики высшего «Я» человека и других живых существ) и дживы (духовное, вечное живое существо, самостоятельная душа),
- концепции Параматмы (сверх душа или высшая душа) и верховного Бога, который имеет несколько проявлений: образы Ишвары или Бхагавана («верховный повелитель»).
Исследователи Упанишад полагают, что их содержание в основном представлено наивно-материалистическими и идеалистическими концепциями.
Основные философские школы
Представителями философии Упанишад являются три школы веданты (так называемая древнеиндийская ортодоксальная школа):
- Адвайта-веданта,
- Двайта-веданта,
- Вишишта-адвайта.
Адвайта-веданта считается самым известным направлением веданты. Эта школа придерживается индийской философской системы, основное понятие которой содержится в следующем постулате: «Брахман реален, мир нереален, Я и Брахман – одно и то же».
Прародителями этой философии системы считаются индийские мыслители Шанкара и Гаудапада. Исследователи полагают, что такая трактовка Упанишад является самой логичной.
Двайта-веданта продвигала немного другую философию Упанишад. Основоположником данной школы является известный индийский философ Мадхвой. Так, по его мнению, существует три источника знания:
- свидетельство Вед,
- восприятие,
- логический вывод.
Рассматриваемая школа считает, что в Ведах содержится информация абсолютно обо всем, необходимо только верно ее истолковать. Если информацию Вед взять за основу, то удастся постичь сущность самого Ишвару («верховного повелителя»).
Вишишта-адвайта возникла как противовес школе Адвайта-веданта. Основоположник этого направления – теолог и философ Рамануджа. Последователи этой школы признавали существование реального мира вместе со всеми его компонентами, но при этом придерживались мнения, что все это тесно связано с высшей реальностью.
Высшую реальность представляет бог Вишну. Вся Вселенная – это его тело. Цель человека состоит в освобождении от цикла рождения и смерти – так можно достичь Вишну.
Навигация по статьям