Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Презентация эпохи Возрождения во Франции: общая характеристика, особенности культуры
Содержание:
- 06 июня 2023
- 5 минут
- 393
Презентация эпохи Возрождения во Франции
Общая характеристика искусства Возрождения во Франции
Французское Возрождение началось в середине 15 века. В тот период отмечалась заметная связь нового течения с готическим искусством. Но уже в конце 15 века — этот период был временем походов французских королей в Италию — происходит знакомство французских художников с итальянским искусством. В результате совершается разрыв с готической традицией.
Стоит отметить придворную характер культуры французского Ренессанса. Тем не менее было место и народности, прежде всего в литературе Ренессанса. Как пример — произведения Ф. Рабле, в которых полно типичного галльского остроумия, образности и жизнерадостности.
Реалистические тенденции наблюдаются в миниатюре: это касается и светских, и богословских книг. Наибольшую известность получил известный художник французского Ренессанса, придворный живописец Жан Фуке. В его миниатюрах и портретах, а также религиозных композициях монументальность соседствует с тщеславностью, а также с композиционной ясностью и точностью рисунка. Можно отметить, что на полях рукописей живописца можно найти изображение современной Фуке толпы, а также пейзажи его родной Турени.
В работах скульптора Мишеля Коломба соединяются античные и ренессансные мотивы.
Особенности культуры французского Ренессанса
Что характерно для светского характера Возрождения во Фрнации?
Франция в начале 16 века — самое большое абсолютистское государство в Западной Европе. При короле Франциске 1, который был покровителем Леонардо, двор стал центром культуры. При этом дворе творили известные представители итальянского маньеризма: Россо и Приматиччо. Также они основали школу Фонтенбло. Многочисленные замки, включая замок Фонтенбло, демонстрировали использование ренессансных форм в архитектуре и освобождение от готической традиции. Живопись, орнаментальная лепка, круглая скульптура указывали на взаимодействие культуры (итальянской по форме и античной по сюжету) с чисто галльской по сути культурой.
Стоит также отметить такой жанр как французский портрет, в котором славу снискал придворный живописец Жан Клуэ. Его портреты были небольших размеров, но тщательно выписанные и производили впечатление монументальных полотен. У художника был сын, Франсуа Клуэ, которому удалось превзойти своего отца в мастерстве. Он по праву считается крупнейшим художником Франции 16 века. В рисовании он использовал только карандаш и акварель, с помощью которых ему удалось создать целую галерею портретов французского двора своего времени. Это была своеобразная презентация придворной культуры французского Ренессанса.
Если говорить о французской пластике, то здесь мироощущение эпохи Ренессанса удачно передавал Жан Гужон. В его скульптурах полно поэзии, они отточены и лаконичны по форме. В творчестве его младшего современника — Пилона — появляются мрачные и экзальтированные образы (в отличие от гужоновских ясных и гармоничных).
В драматичности искусства Пилона можно рассмотреть приближение заката эпохи Ренессанса во Франции.
Кризис не только светского характера французского Ренессанса, но и всей эпохи, можно обнаружить в новом течении, которое появилось в конце эпохи Ренессанса: маньеризме. В основе этого движения лежит вторичность стиля, подражательность. Несмотря на виртуозность техники, изысканность форм, в отличие от искусства Возрождения здесь присутствует нарушение гармонии пропорций и деформация.
В раннем маньеризме можно выделить такие имена как Я. Понтормо, Д. Россо, А. де Вольтерр, Дж. Романо. В их работах наблюдается перегруженность композиции, нарушение равновесия, использование неожиданных и даже устрашающих эффектов.
Маньеризм вышел и за пределы Италии: его следы можно найти в Германии, Голландии, Испании, Франции. Он повлиял не только на живопись, но и на прикладное искусство: оно представляло собой широкое поле деятельности для бушующей фантазии маньеристов.
Навигация по статьям