Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Культуролог и писатель Андре Мальро
Содержание:
- 28 июня 2023
- 5 минут
- 170
Взгляды А. Мальро
Будущий писатель учился в лицее, а заниматься антропологией, историей и археологией начал, посещая Национальную школу восточных языков. Однако славу ему принесла не деятельность ученого, а выступление на стороне коммунистов в период гражданской войны в Китае. При этом, выступая там, Андре не принимал идеи коммунизма и не разделял идеи марксистской философии. Однако, в это время он сблизился с революционерами Китая и начал думать о кризисе западной цивилизации в XX веке.
Находясь в Афганистане, он активно интересовался греко-бактрийским искусством. В 30-х года он активно защищал культуру в рамках движения против фашизма. Во времена Второй мировой войны Мальро попал в плен к фашистам, однако сумел сбежать и сражался в рядах Французского Сопротивления. После того, как война закончилась, он сумел оставить творческую деятельность и начал заниматься жизнью общества, будучи соратником Шарля де Голля, в чьем правительстве он занимал должность министра культуры.
Война во многом сформировала мышление писателя. Он посвятил много времени исследованию искусства – именно в те годы появились его фундаментальные труды, посвященные философии искусства:
- «Психология искусства»
- «Голоса безмолвия» (1951)
- «Сатурн»
- «Метаморфозы богов»
- «Воображаемый музей мировой скульптуры»
Ученый профессионально занимался археологией и принимал участие в разных экспедициях, что в результате также сказалось на его понимании философии искусства.
Мальро придавал искусству исключительную роль в культуре. В его работах переплетались научное познание и опыт писательства, т.к. в них можно было встретить и отстраненные философские размышления, наполненные инсайтами и ассоциациями, и скрупулезный анализ.
Мальро не только прекрасно знал искусство Востока, но и был знаком с искусством многих неевропейских цивилизаций. Он всегда полагал, что необходимо объективно оценить их вклад в развитие мирового искусства. Ученый выступал против европоцентризма, отмечая важность диалога культур Запада и Востока. Большинство называло его эстетиком, однако сам себя он именовал философом искусства.
Философия искусства А. Мальро
Основное понятие философии ученого – это многослойное понятие «стиля», под которым он понимает связующее звено между творческим человеком, важными духовными устремлениями эпохи и трансцендентальной вечностью». В этом он видел суть художественной деятельности в общем и сущность каждого отдельно взятого художественного произведения. Он зачастую возводил стиль в Абсолют, полагая, что лишь его наличие позволяет говорить о том, насколько произведение является ценным. Он также считал, что реализм и стиль – это несовместимые категории.
Анализ развития мирового искусства, который проделал Андре Мальро, привел его к заключению о том, что возможно выделить две отличные друг от друга и исторически сформировавшиеся формы художественного выражения:
- Символическая форма, к которой относится египетское, греческое, китайское, японское искусство. Т.е. все сюда относятся все виды стран, искусство которых ориентируется на символизм.
- Иррациональная форма, искусство христианства, которое опирается на идею божественного начала в человеке.
Мальро также исследовал современное искусство с точки зрения его роли в обществе. Он отмечал, что его значение возросло и выражал надежду на то, что оно позволит сплотить людей, возродить духовность и нравственные ценности.
Ученый также активно интересовался работами таких культурологов и философов как Ф. Ницше, Б. Паскаль и О. Шпенглер. В то же время в своих работах он предвосхитил вопросы, на которые позже искали ответы такие представители философии экзистенциализма как Жан-Поль Сартр и Альбер Камю.
Навигация по статьям