Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Жизненный путь и исследования Йохана Хёйзинги
Содержание:
- 17 октября 2023
- 5 минут
- 486
Биография Йохана Хёйзинги
Йохан Хёйзинга (1872-1945) – нидерландский историк, философ, исследователь культуры. Он родился в городе Гронингене в семье священника. Хёйзинга изучал в университете общественную историю и историю индоевропейской литературы. Мировая известность пришла к Хёйзинге после публикации его работ по истории западноевропейского Средневековья и Возрождения.
Среди основных его трудов можно выделить следующие:
- «Осень Средневековья»,
- «Homo Ludens. Статьи по истории культуры»,
- «Об исторических жизненных идеалах»,
- «Тени завтрашнего дня. Человек и культура».
Хёйзинга полагал, что его основная и наиболее важная деятельность – это исследования в области историографии, критический анализ современной эпохи, изучение концепции развития мировой культуры.
Хёйзинга посвятил немало трудов социальной психологии, ментальности, укладу средневековой жизни, поэтому его по праву называют непосредственным предшественником французской исторической школы анналов.
Профессиональная деятельность
Хёйзинга в основном анализировал «зрелые и надламывающиеся» переломные эпохи, когда имело место столкновение между традициями и новыми общественными тенденциями, например, Реформация и Ренессанс.
В своей деятельности Хёйзинга вдохновлялся трудами Шпенглера, поэтому также занимался проблематикой типологизации культур, применяя при этом результаты мифологического анализа культурно-исторических эпох.
Особенность работ Хёйзинги заключается в его подходе к исследованию и характеристике социальных утопий, извечных тем культуры, наподобие идеала возврата к природе, рыцарского идеала, золотого века.
Концепция игры
Согласно мнению Йохана Хёйзинги, игра занимает особое место в процессе становления культуры. Так, исследователь выделил цивилизационную роль игры – добровольное следование установленным правилам, чтобы обуздать страсти.
Хёйзинга считал, что игра – это фундамент человеческого социума. Он особенно подчеркивал, что игра выполняет антиавторитарную функцию в обществе, предполагающую наличие иного выбора, отсутствие гнёта серьёзности.
Критика массовой культуры
Труды Хёйзинга, написанные в 30-40 годах ХХ века, выражают критическое отношение философа к массовой культуре. Так, книга «В тени завтрашнего дня» по своему духу синонимична трудам Ортеги-и-Гасстета, Марселя, Ясперса.
Основными моментами кризиса современной западной цивилизации Хёйзинга называет явно обозначившиеся стремления к иррационализму, интуитивизму в обществе и философии, а также к воинствующей мифологии, в особенности в Германии 30-х годов ХХ века.
Эти процессы в результате привели к релятивации нравственных ценностей, коллективному эгоизму, гипернационализму, касающемуся международных отношений.
Отношение к истории
Хёйзинга в течение своей жизни становился не раз жертвой тоталитарных режимов. Это повлияло на его восприятие истории. Так, исследователь отмечал, что ХХ век подчинил себе историческую науку, сделав из нее механизм лжи. История в итоге замещается мифологическим, религиозным и научным синтезом.
Тем не менее, Хёйзинга позитивно рассуждает о способностях истории, которая представляет собой объективное знание и выполняет нравственную миссию познания. Историки должны нести ответственность перед всем человечеством и будущим.
Отношение к культуре
Хёйзинге полагал, что культура первоначально воспринимается в качестве самосознания свободной, нравственной личности, которая является частью коллектива.
Баланс между материальными и духовными ценностями обеспечивает достаточно качественный уровень культуры в любой эпохе. Это достижимо не за счет высоты, достигнутой культурой или ее отдельными феноменами, как религия, техника, искусство, а благодаря согласованию культурных функций, которое позитивно отражается на целостности и стойкости системы.
Навигация по статьям