Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
А.Д. Тойнби и его теория локальных цивилизаций
Содержание:
- 24 августа 2023
- 5 минут
- 2245
Арнольд Джозеф Тойнби (1889 – 1975) является выдающимся британским культурологом, философом истории, историком, социологом, обладателем Ордена Кавалеров Почета. Он создал цивилизационную теорию, критиковал европоцентристское мировоззрение, а также написал монументальный труд «Постижение истории», был теоретиком глобализационных процессов.
Биография А.Д. Тойнби
Тойнби был племянником Арнольда Тойнби-старшего, известного как исследователя экономической истории и приверженца социальных реформ, которые были направлены на то, чтобы улучшить жизнь рабочего класса.
С 1919 года по 1924 год он преподавал в Лондонском университете, вел лекции в Лондонской школе экономики и в Королевском институте международных отношений.
Парижские мирные конференции 1919 и 1946-го годов определили направление развития исторического мышления Тойнби, т.к. именно благодаря ним он попал в мировую политику высшего уровня. Серьезное влияние на мировоззрение Тойнби оказал также Анри Бергсон, разработавший этическую религиозную концепцию.
Основополагающие труды А. Тойнби
Он является автором большого количества исследований, посвященных проблемам в области истории, социологии, философии и политологии. В своей первой работе он изучал историю древней Спарты.
В ранг культового автора его возвел философско-исторический труд «Постижение истории» 1934 – 1961 гг.
Также к основным его трудам относятся следующие: «Изменения и привычки», «Немецкий террор в Бельгии», «Цивилизация перед судом истории», «Демократия атомного века».
Теория локальных цивилизаций
В своем творчестве и профессиональной деятельности Тойнби выделял следующие этапы:
- Период Первой мировой войны;
- 1950-е годы;
- Завершающийся этап.
По Тойнби, всемирная история – это система условно выбранных цивилизаций, проходящих похожие фазы развития от рождения и до смерти. Все эти фазы составляют ветви «единого древа истории».
Цивилизация – это локализованное сообщество, характеризующееся наличием двух основных компонентов: религии и той формы, посредством которой она организована, и территории, степени удаленности от места, где общество зародилось изначально.
Кроме данных цивилизаций Тойнби также отмечал цивилизации, которые еще не родились:
- Дальнезападную христианскую;
- Дальневосточную христианскую;
- Скандинавскую.
Тойнби предлагал оценивать цивилизацию в соответствии со следующими критериями: устойчивости во времени и пространстве, а также ситуации вызова-ответа.
По Тойнби цивилизация проходит через несколько стадий своего развития: зарождение, развитие, надлом и разложение.
Значимую роль в развитии цивилизации играет творческое меньшинство, способное сформулировать и ответить на вызовы истории, другой культуры или окружающей среды. Тойнби отмечал следующие вызовы:
- Вызов сурового климата;
- Вызов агрессии соседних обществ;
- Вызов новых земель;
- Вызов ущемления;
- Вызов постоянного внешнего давления.
Во время вызова цивилизация может утратить важные и необходимые элементы, заряды, и тогда творческое меньшинство должно взять на себя функцию разработки ядра, несущего в себе смысл. В момент, когда творческая элита понимает, как ответить на вызов, у нее появляется авторитет, в результате чего цивилизация интенсивно развивается. Когда в своем развитии цивилизация подходит к этапу надлома, творческое меньшинство утрачивает свой потенциал, не находя ответы на вызовы, и с течением времени превращается в элиту, которая управляет обществом посредством силы оружия.
Навигация по статьям