Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Особенности культуры Руси в период ордынского владычества
Содержание:
- 03 мая 2023
- 6 минут
- 1191
Особенности культуры Руси в период ордынского владычества
Общая характеристика периода
Иго Золотой Орды было настоящим испытанием для культуры Руси. Причина, по которой стало вообще возможно завоевание Руси другим народом, была в том, что в этот период Русь представляла собой раздробленную территорию с постоянными междоусобицами князей за власть и пространство. Татаро-монгольское нашествие привело к тому, что большое количество городов, памятников, храмов, церквей, соборов было либо уничтожено, либо сожжено и разграблено. Сами же деятели культуры были либо взяты в плен, либо казнены. Таким образом передача и восприятие наследия культуры прервались.
Можно выделить 2 этапа в историческом периоде Руси относительно монголо-татарского нашествия 13-15 вв:
- с 1240 года до середины 14 века. Это время характеризуется упадком во всех областях культуры;
- вторая половина 14 века и до нового этапа. В это время начинается подъем национального самосознания и восстановление культурной традиции.
В первые десятилетия с начала периода ордынского владычества на Руси культура и искусство находились в состоянии, которые можно охарактеризовать как шок и упадок. Деревянные постройки того времени почти не сохранились, других памятников вообще не осталось. Ремесленничество на какое-то время перестало использоваться в собственных целях или вообще остановилось. К примеру, некоторые виды прикладного искусства вроде перегородчатой эмали, черни, резьбы по дереву и камню, стеклоделие забрасывались. Отдельные техники вообще утрачивались. На их место пришли архитектура золотой орды и монголо-татарское искусство.
Несмотря на сложившиеся непростые обстоятельства, культура Руси после монгольского нашествия трансформировалась и начала развиваться в других направлениях.
Специфика литературы
Этот период также связан с тем, что все еще продолжалось время просвещения и книжное дело. На первый план начали выходить грамотность и образованность: все это поддерживалось княжескими дворцами, монастырями и торговыми городами. С 7 лет детей стали учить читать, а чуть позже — писать. Об уровне письменности говорят берестяные рукописи, найденные при раскопках Великого Новгорода.
Переход на бумагу сделал книгу более доступной — что не могло не сказаться на росте библиотек. С 15 века до наших дней сохранилось примерно 600 книг, а все остальные были уничтожены в результате нашествия.
Среди памятников литературы этого периода можно назвать «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Он описывает путешествие по Волге, Каспию в Персию, а потом в Индию.
Воинская повесть — ведущий жанр этого периода. Примеры — «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской Земли».
В литературе можно видеть центральную идею: культурного и политического единения русских земель, повышение роста национального самосознания, а также ориентация на единое централизованное государство. Об этом свидетельствуют такие тексты как циклы о победе на Куликовом поле, «Сказания о Мамаевом побоище», «Задонщина».
Культуру Руси в период ордынского владычества можно представить в таблице на примере литературы:
Специфика архитектуры
В 13 веке русская архитектура, полностью разоренная, начала возрождаться. Возобновление строительства пришлось на северо-запад, Владимирскую землю и Москву. Учитывая географическое положение, в Пскове господствовала оборонительная архитектура.
К 14 веку были возведены стены московского детинца из камня — крепость Изборск. Храмы выполнялись в небольшом масштабе из камня. В Москве начали строительство белокаменного Кремля, заложили соборы Чудово и Симонова монастырей в Москве, а в Коломне — Успенский собор.
После победы на Куликовском поле каменное строительство стало еще более интенсивным и распространилось по территориям всего государства.
Специфика живописи
Живопись 13-15 веков — это продолжение линии искусства, начавшийся в домонгольский период Руси. Большой импульс для роста областных особенностей искусства был спровоцирован изоляцией Руси от Византии, а также феодальной раздробленностью.
Появились следующие школы живописи:
- тверская;
- новгородская;
- вологодская;
- ростовская;
- псковская;
- московская.
Несмотря на борьбу с завоевателями, русская культура смогла справиться с трудностями, а также запрограммировать русское национальное сознание на путь освобождения и объединения.
Навигация по статьям