Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Первая половина ХХ века и его советская литература
Содержание:
- 25 июня 2023
- 6 минут
- 931
Общие замечания по данному периоду
Некоторые исследователи считают, что развиваться литература XX века начала только в 90-х годах 21 столетия. В этой ситуации главной переходной фигурой выступает Антон Павлович Чехов, который творчески принадлежал как к XX, так и к XIX векам. Он же стал не только прекрасным классиком малого жанра, но и также реформатором театра и драматургии. Хотя одна из его последних пьес «Вишневый сад» (написана в 1903 году), хоть и была создана позже горьковской «На дне» (написана в 1902 году) представляется в большей степени завершением традиций уходящего века, а не началом вступления в новый век.
Символисты и следующие им модернистские направления, а также Андреев, Горький, Бунин — это уже, бесспорно, двадцатый век, даже несмотря на то, что большое количество из них начинали творить в календарном XIX-м веке. Это все противоречит принципу связывать образование литературы XX века вместе с революцией 1917года и гражданской войной, который приняли в советском литературоведении.
Литературы XX века и ее характерные черты
В те времена появились известные романы Максима Горького: «Егор Булычов и другие», «Васса Железнова», эпопея «Жизнь Клима Самгина». В этих произведениях автор обращается к социально-бытовым темам России дореволюционной, а также к проблеме «слабого человека».
Поэзия России в 20-30 годы представлена целым скоплением поэтов, относящихся к Серебряному веку. Их творчество приобрело довольно трагический отблеск в годы советского режима. Таким образом, творчество Владимира Маяковского — это своего рода попытка создания социалистического мифа и полное разочарование в действиях власти, поэзия Сергея Есенина воспроизводит судьбу человека, который безуспешно пытается найти свое место в быстром водовороте истории, стихи Марины Цветаевой в своем большинстве посвящены проблемам ненужности поэта на Родине и не очень удачной эмиграции. Произведения Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама не менее сложны и также наполнены трагизмом произведения.
Жанр сатиры и его представители
Очень яркими представителями жанра сатиры выступают Ильф, Зощенко, Петров и другие авторы. В 30-е годы появились такие прославленные произведения, как:
- «Повесть непогашенной луны», написанная Пильняком,
- «Тихий Дон», созданный Шолоховым,
- «Петр I» написал А. Толстой,
- «Котлован» создал Платонов.
В данных творениях авторы пытались обосновать свое видение истории, свое понимание очень сильной личности и тех процессов, которые происходили в Советском государстве, о том, как революция ломала людей и их отношения друг с другом.
Общечеловеческие понятия родины, чести и дома – это основные приоритеты Булгакова, которые пытается донести до читателя на страницах своих романов и пьес. Он описывает подвиг и благородство белых офицеров в такой драме как «Дни Турбиных», описывает трагедию потери Родины в произведении «Бег», пишет очень знаменитый роман «Мастер и Маргарита», в котором идет речь о поиске своих начал человеком (творчество, любовь).
Литература русского зарубежья и литература русской эмиграции
Естественно, литература русской эмиграции в какой-то степени тоже испытала определенное влияние революции. Можно припомнить «Солнце мертвых» Шмелева либо «Окаянные дни» Бунина, поэзию Георгия Иванова, Владислава Ходасевича, Марины Цветаевой, Игоря Северянина. Военная тема в эмигрантской литературе тоже имела свои определенные особенности.
Эмигранты знали не Великую Отечественную, а вторую мировую войну и первыми обратили внимание на несостыковки военного времени, среди них Юрасов, Ржевский, отчасти Ширяев), хотя, бесспорно, тема Великой Отечественной – это достояние, в первую очередь советских писателей. Даже Солженицын эту тему затрагивает только в связи с «лагерной»: война способствовала соединению народа, а для писателя наиболее важным представляется анализ истоков проявления разделения нации, который стал в итоге, самой большой трагедией XX в.
Навигация по статьям