Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Культура позднего Средневековья: становление гуманистической идеологии
Содержание:
- 26 июня 2023
- 6 минут
- 211
Культура позднего Средневековья
Становление гуманистической идеологии в культуре позднего Средневековья
Культура позднего Средневековья начинается в 15 веке и заканчивается в 18 веке. По своему содержанию она совпадает с Реформацией и периодом Возрождения. Это заключительный этап существования феодального строя, а также подготовки социально-политических и культурных предпосылок для его перелома.
Отличительной характеристикой периода является активное развитие городов, а также рост товарно-денежных отношений. Как результат — происходит формирование новых потребностей в труде для свободных работников. Гуманистическая идеология Возрождения является универсальным отражением новых общественных потребностей. Средневековому теоцентризму и аскетизму она начала противопоставлять веру в могущество человека, а также желание преобразований мира на человеческих началах.
Не удивительно, что в основу новой науки, философии, литературы, искусства и общественной мысли легли как раз идеи гуманизма, тем самым подорвав существовавшее до этого могущество католической церкви.
До этого на протяжении долгого времени церковь играла важную роль в социально-политической жизни европейских стран. Она была мощным институтом, который регулировал все аспекты жизнедеятельности человека. Но позже она постепенно стала отходить от христианских ценностей, аскетизма и добродетели.
Изначально христианство возникло как движение униженных и бедных, порабощенных и гонимых. В эпоху Средневековья оно достигло своего абсолютного светского могущества, что, в том числе, стало причиной ее нравственного внутреннего разложения. Мощный протест был порожден алчностью, жадностью, а также властолюбием представителей церкви. В протесте выражалось в целом широкое общественное настроение. Реформация стала таким религиозным протестом.
Особенности Реформации как зеркала общественных настроений
Реформация стала символом обновления церкви и общества, а также зарождением нового мировоззрения. Началом протестного движения принято считать 31 октября 1517 года. В этот день на двери церкви заметили тезисы тогда еще никому неизвестного монаха Мартина Лютера, в которых звучало осуждение продажи индульгенций.
Первоначально грехи отпускались за богоугодные дела, участие в Крестовых походах, паломничество к святым местам, а также жертвования церкви. По мере развития торговых отношений, церковь стала продавать индульгенции за деньги. В конечном счете такая практика стала важнейшим источником дохода для церкви.
Продажи индульгенций спровоцировали возмущение верующих. Это указывало на церковный кризис. По этой причине взгляды Мартина Лютера и его призывы к возвращению церкви к принципам первоначального христианства. Все это широко отозвалось в общественных массах. Основным посылом теолога была критика деления общество на духовенство и мирян, также он сомневался в роли церкви как посредника между человеком и Богом. Как видно, под влиянием идей Лютера начинается зарождение нового понимания христианства как бескорыстного устремления к добру. В новой мировоззренческой парадигме служение Богу — это усердное выполнение мирской работы и трудолюбие.
Основные положения Лютера сводились к:
- новому пониманию христианской веры как непосредственной связи человека и Бога;
- Сильный удар по католической церкви как политическому и духовному оплоту феодализма;
- ограничение авторитета церкви в вопросах веры и нравственности;
- защита высокой ценности труда и его религиозное освещение.
- все эти положения заложили основу культуры раннебуржуазного общества и культурных достижений позднего Средневековья.
Феномен Контрреформации
Большие успехи, которые пришлись на движение Реформации, заставили церковь приступить к преобразованиям и поиску вариантов восстановления бывшего могущества. Когда церковь оправилась от первых ударов, то она приступила к сбору сил для борьбы с протестантизмом. Такая борьба оформилась в движение Контрреформации.
Контрреформация сводилась к реализации определенных мер по реформированию церкви. Она привела к многочисленным кровопролитным жестоким конфликтам, которые вспыхнули на территории Европы.
Как видно, со всеми своими культурными достижениями позднее Средневековье под влиянием католицизма стал площадкой для подготовки к слому устоявшейся феодальной системы, а также временем формирования обновленного мировоззренческого мировосприятия и гуманитарной идеологии. Культурные феномены Реформации и Контрреформации — свидетельство противоборства нового и старого миров, теоцентризма Средневековья и гуманизма Возрождения.
Навигация по статьям