Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Цивилизационная модель культуры: определение цивилизации, теория О. Шпенглера
Содержание:
- 07 марта 2023
- 8 минут
- 446
Цивилизационная модель культуры
Определение цивилизации
Также важно дать определение культуры.
Есть несколько подходов, в рамках которых можно рассматривать термин «цивилизация» или цивилизационная культура. Впервые более-менее определение этого термина датировано 18 веком. В то время это понятие использовали, чтобы обозначить высокоразвитое культурное общество.
В 19 веке понятие «цивилизация» обрастает рядом других дополнительных смыслов. Как считал Морган, цивилизация представляет собой завершающую стадию исторического развития общества (до нее было время дикости и варварства). Все фазы развития исторического общества делятся Морганом еще на 3 ступени: высшую, среднюю и низшую. В рамках цивилизации эти ступени назывались следующим образом:
- капитализм;
- крепостничество;
- рабство.
Если брать под учет этот расклад, то знак равенства между культурой и цивилизацией ставить нельзя. Любой пример различий цивилизации и культуры подтверждается тем, что культура — это органическое явление, а цивилизация является техничной.
Некоторые понимают цивилизацию как разновидность культурного общества. Можно говорить о существовании разных цивилизаций, которые отличаются как сходствами, так и различиями.
Также цивилизация понимается как стадия общественного развития. Если исходить из этой позиции, то она отличается некоторые характерными чертами. Перечислим культурные и цивилизационные характеристики общества:
- наличием социума;
- государственностью;
- классовым разделением;
- рациональным видением мира;
- наличием городов;
- деньгами;
- частной собственностью.
Особенности теории О. Шпенглера
В своей профессиональной деятельности философа О. Шпенглер большое внимание уделял изучению понятия «цивилизация». Своего рода образцовым можно назвать его работу «Закат Европы», написанный в 1918 году. Философ понимал культуру как живой организм. Он говорил о том, что для культур характерно рождение, расцвет и смерть. Только после того, как культура умирает, она превращается в цивилизацию. Невозможен переход культурных начал от одной культуры к другой, поскольку культуры — закрытые общества. При этом, не все исследователи были согласны с мнением философа. Они противоставляли Шпенглеру идею о том, что весь исторический процесс построен на передаче опыта от одной культуры другой.
Также Шпенглеру принадлежит разделение исторического процесса на 3 стадии:
- древнюю;
- средневековую;
- новую.
Он считал, что для каждой культуры свойственен свой индивидуальный исторический процесс.
В каждой культуре Шпенглер находил душу, поэтому с появлением новой культуры — появлялась новая душа. После смерти культуры возникает цивилизация. Философ выделил основные черты цивилизации:
- космополитизм;
- массовость;
- научный атеизм;
- города-гиганты.
В своих научных и философских трудах Шпенглер обозначил 8 основных культурных разновидностей:
- Египетская.
- Индийская.
- Вавилонская.
- Китайская.
- Классическая (греческая и римская).
- Арабская.
- Западная.
- Мексиканская.
В качестве основы любой из культур Шпенглер называл парасимвол, который выражается в религии, науке, философии, искусстве.
Особенности теории А. Тойнби
Много времени изучению цивилизации в культуре посвятил британский исследователь А. Тойнби. Его главная работа — «Постижение истории». Она была опубликована в начале 20 века. В ней ученый проводит анализ большого объема исторического материала. Во многом Тойнби — последователь идей О. Шпенглера.
Он считал, что началом любого исследования должно быть изучение общества: по временным рамкам оно должно превышать время существования государства-нации. Такие общества у Тойнби получили название «локальных цивилизаций». Также он выделил несколько их разновидностей:
- западная;
- русская;
- византийская;
- арабская;
- иранская;
- античная;
- индийская;
- две дальневосточных;
- сирийская;
- китайская;
- минойская;
- цивилизация Инда;
- хеттская;
- шумерская;
- андская;
- вавилонская;
- майя;
- египетская;
- юкатанская;
- номадическая;
- эскимосская;
- оттоманская;
- спартанская.
Есть несколько факторов, которые способствуют становлению цивилизаций: творческое мышление, благоприятная атмосфера, способность общества полноценно отвечать на вызовы окружающей среды. Общество пребывает в постоянном движении, оно функционирует и видоизменяется, в результате чего происходит формирование цивилизации.
По мнению Тойнби, рост цивилизации (культуры и общества) связан со способностью цивилизации к самоопределению и самовыражению. Ведущая роль в этой ситуации отводится творчески мыслящему меньшинству, которое является двигателем цивилизации.
Тойнби говорил о том, что рано или поздно все цивилизации умирают. Стадия упадка распадается на несколько подстадий:
- надлом;
- разложение;
- гибель.
При этом, между надломом и гибелью может быть большой временной промежуток — до нескольких тысячелетий. Отличительная черта стадии разложения — в неспособности общества дать адекватный ответ на запросы окружающей среды.
Важно отметить, что распад цивилизации предотвратить невозможно, однако можно рассчитывать на перерождение одной цивилизации в другую. Согласно Тойнби, развитие цивилизации представляет собой циклический процесс.
Характеристика столкновения цивилизаций по Хантингтону
Сегодня эта теория является довольно популярной. Американский социолог считает, что мир вступает в новую эпоху, в которой конфликты будут сосредоточены между цивилизациями, а не вокруг политических и экономических обстоятельств. Появлению конфликтов будут способствовать различия, существующие в культурах. Определение людей будет основываться на том, к какой цивилизации и культуре, к примеру, они себя относят. Ведущими среди цивилизаций сегодня являются:
- западная;
- японская;
- индуистская;
- конфуцианская;
- исламская;
- православнославянская;
- африканская;
- латиноамериканская.
Дальнейшее развитие истории человечества, по мнению ученого, будет зависеть именно от этих цивилизаций.
Есть множество характеристик, по которым цивилизации отличаются одна от другой. Среди них — язык, традиции, особенности проживания, праздники и, как основное, вероисповедание. Религия непосредственно определяет восприятие человеком окружающей действительности.
Важно отметить, что различия не всегда становятся причиной конфликтов, а конфликт — это не всегда про насилие. Тем не менее самые ожесточенные конфликты были между представителями разных цивилизаций.
Исходя из данной информации, довольно легко построить схему общества, культуры и цивилизации.
Навигация по статьям