Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Футуризм как одно из направлений модернизма: специфика понимания, особенности итальянского футуризма
Содержание:
- 03 апреля 2023
- 5 минут
- 291
Футуризм как одно из направлений модернизма
Какие есть подходы в понимании футуризма
Начало прошлого столетия ознаменовалось для человечества намного более сложным и неоднозначным, чем казалось ранее. Это была кризисная и переломная эпоха, которая породила радикальные трансформации мировосприятия и мироощущения, а также смену мировоззренческой парадигмы. Все это не могло не отобразиться в художественной картине мира, в обновленных эстетических концепциях и философских теориях.
Мироощущение человечества этого времени характеризовалось негармонизированностью, энтропийностью, хаотичностью, большой степенью динамичности и изменчивости. В этих условиях футуризм стал одним из средств воплощения нового мировосприятия.
Особенности итальянского футуризма
Это художественное направление зародилось в 1909 году и было связано с появлением в газете «Фигаро» «Манифеста футуризма», написанного Т. Маринетти. В этом манифесте Маринетти обращался к молодым итальянским деятелям искусства и культуры. И главным посылом этого обращение был призыв к отрицанию всех духовно-культурных ценностей прошлых веков.
Среди прочего, в числе устаревших назывались романтическая любовь, жалость и уважение к человеческой личности. Многое было подвержено переосмыслению, новой оценке с позиций новых условий социально-природной окружающей среды, которая молниеносно менялась под воздействием последних достижений в области науки и техники.
Технические достижения футуристы ставили на самое почетное место и говорили о том, что эти достижения меняли непосредственно человеческую психику, а на первый план выдвигали:
- мобильность;
- динамику;
- активность;
- скорость;
- энергетику.
Нередко в качестве главных объектов изображения в рамках произведений футуристов становились технические новинки.
Специфика философии футуризма
В становлении художественного метода большое значение имели идеи Ф. Ницше — с его культом «сверхчеловека». Немаловажное место в методологии также отводилось А. Бергсону, учение которого воспевало гимн героизму и силе, одновременно всемогущему и жестокому, циничному человеку Нового времени. Целью нового человека было создание нового мира, в котором уже не нашлось бы места «рухляди». Сделать это предполагалось с помощью войн и революций. В 20-е годы большое количество итальянских футуристов восторженно встретили идеи фашистского режима — в нем они видели непосредственно средство для создания нового мира.
Философия футуризма включает также специфическое понимание свободы слова. Под ней понимали возможность как свободно выражать смысл и семантику при помощи слов, так и возможность управлять собственным смыслом. Такое понимание позволяло насыщать произведения многочисленными языковыми играми, символами математики, коллажами, звукоподражаниями, играми со шрифтами. Все это должно было разрушить традиционную однозначную взаимосвязь слова и его смысла. Оно должно было привести к созданию обновленного современного смысла или смыслов — не выраженных при помощи слов.
Заметно влияние футуризма в скульптуре и живописи, где произошло множество открытий и появилось множество течений. Яркий представитель футуризма — Боччони — использовал в своей работе разнообразные материалы: его скульптуры были из дерева, стекла, кожи, зеркал, картона, одежды, электрических лампочек и т. д. Тем самым он в некоторой степени заложил основы поп-арта.
Также можно говорить о том, что Балла, к примеру, стремился к синтезу цвета, звука, движения и пластической формы — и это позволило ему стать основоположником позднейших синтетических видов искусства.
Хотя позиции футуристов иногда были противоречивы, благодаря им в искусстве появилось качественно новое понимание смысла, форм и методов, обусловивших дальнейшее развитие искусства прошлого века.
Навигация по статьям