Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Модернизм как направление культуры: понимание культуры, специфика мировосприятия
Содержание:
- 07 апреля 2023
- 5 минут
- 349
Модернизм как направление культуры
Особые подходы в понимании культуры модернизма
Культура XX века характеризуется как модернистская, но что это значит?
Модернизм способствовал появлению сложного комплекса специфического отношения и понимания мира, а также восприятия человека в мире.
Важно, что в современной научной литературе не закрепился единый подход относительно определения хронологических рамок и понимания сущности феномена модернизма как культурной эпохи.
К примеру, культуру модернизма можно воспринимать как мировоззрение, в основе которого лежит отрицание традиционных основ. Также он понимается как век модерна с истоками в работах Декарта, Галилея, Ньютона и завершающим этапом в сциентизме и рационализме 19 века. А еще — это период культурной и художественной деятельности начала прошлого века.
Специфика модернистского мировосприятия
Субъективность — наиболее важная отличительная черта культуры модерна и модернистского мировосприятия: благодаря ей возникает эстетическая «теория относительности». Будучи творцом, модернист всегда имеет держит в голове, что собственные представления, воззрения и убеждения отличаются временностью, относительностью и гипотетичностью. Отражение мира, создаваемое в рамках художественного произведения, подвергается разносторонней проблематизации. Любые догмы, нормативы постоянно подрываются, а любая система верования релятивируется.
Вместо психологического и материального детерминизма в рамках реализма возникают гипотезы, а все реалистические попытки и символистская метафизика отвергаются. Индивидуальное сознание, которое ставит перед собой цель полной независимости от всех внешних воздействий лежит в центре семантической модели Вселенной. Творец не рассматривается как посредник между мирами — он находится в центре созданного им мира.
Автора и творца нет в произведении, однако заслоняет личность и доминирует над восприятием реципиента: автор превращается в миф. За мифологизацией творческой личности кроется средство утверждения абсолютной субъективности — она лежит в основании художественной выразительности модернизма.
Принцип мифологизации авторской позиции определяет некоторые моменты:
- логику построения художественных дискурсов;
- средства экспрессивности;
- развитие художественного языка (язык постоянно обновляется, в ходе чего разрывает связь с традицией и отражает индивидуально-авторский взгляд на жизнь).
Некоторые аспекты модернистской этики
Есть несколько аспектов или характеристик модернистской поэтики:
- интертекстуальность, и образ, который создается с помощью этой интертекстуальности;
- фокусирование на бессознательном в индивидуальной и социальной жизни;
- создание индивидуальных моделей сакрального.
Многократное и множественное использование явных и скрытых аллюзий, цитат и отсылок позволяют достигать высокого уровня интертекстуальности. В свою очередь, интертекстуальные связи становятся инструментом, с помощью которого создается индивидуальный образ культурной модели. Этот образ является преобразованным из внешнего контекста в самобытный ландшафт внутреннего мира творца — модерниста. В ходе репрезентации индивидуального образа культурной модели включенность и не включенность ценностей в образ, а также его масштабы представляют собой точную материализацию авторского мифа в культурном контексте.
Большой функциональный потенциал в процессе раскрытия бессознательного и бессознательных процессов обусловлен высоким субъективизмом модернистской эстетики. Эти процессы в модернистской мировоззренческой парадигме определяются не только как жизнь каждой отдельной личности, но еще и как механизмы развития культуры и общества.
Таким образом, можно говорить о модернизме как о сложном синтезном феномене, который может восприниматься как особая форма мировоззрения. Также он воспринимается как исторический период и направление искусства. Такая многогранность этого феномена объясняется особенностями его философского обоснования — оно находится свою репрезентацию в произведениях искусства.
Навигация по статьям